История жанра RPG, часть третья

Тихо да спокойно добрались-таки мы до самой интересной части большой истории жанра ролевой компьютерной игры. Сегодня мы, наконец, дойдем до Diablo, вспомним Fallout и Ultima Online, да и про серию The Elder Scrolls, конечно, не забудем. Для современного игрока хиты девяностых – пожалуй, самая интересная тема. Насчет их безграничной гениальности всегда можно поспорить, но что касается, скажем так, баланса между графикой, звуком, текстовым наполнением и прочими аспектами – тут вопросов никаких нет. Есть факт: это были первые ролевые игры из категории «для всех». Чтобы было понятнее, приведу самый простой пример. Каким бы красивым, наполненным и детальным ни был мир текстовой RPG – человек без хорошего воображения все равно его не оценит при всем желании. Нельзя сказать, что мыслить образами сложно или проще, чем кажется – это просто определенный тип мышления, которым либо обладаешь изначально, либо нет. Грубо говоря, суровый физик с абстрактным мышлением вряд ли сочтет достойным занятием игру в Ultima I: The First Age of Darkness, не смотря даже на то, что это уже какая-никакая графика. Там все настолько условно, настолько пусто и скучно с точки зрения… Ну, в общем вы поняли. Скучно другое – такую точку зрения обсуждать. А теперь ближе к делу.

Немного о граблях

Итак, в прошлый раз мы остановились на первой игре из серии The Elder Scrolls, а именно - Arena. Задумывалась и разрабатывалась изначально как файтинг, но в процессе переквалифицировалась в RPG и вполне успешно вышла в свет. «Арена» - ни в коем случае не культовая и не эпохальная ролевая игра, вспоминаем мы ее лишь потом, что мимо ни проехать, ни пройти – все-таки первая игра в легендарной серии. Просто это как раз один из тех редких случаев, когда по нарастающей серия не ухудшается и не «киснет», а становится только лучше, причем нередко в разы. Да, в TES был громадный игровой мир, симпатичная графика (полное 3D, к слову – от первого лица), множество генерируемых на лету квестов, разнообразные города, поселки, пещеры. Плюс гибкая ролевая система, позволяющая создать свой собственный класс, если не устраивает ни один из почти двух десятков предложенных вариантов. Да и система развития навыков (повышение значения по мере использования) значительно разнообразила игровой процесс. Вышла «Арена» в 1994 году под DOS, но бурю восторгов не вызвала и вскоре была благополучно забыта благодаря второй части, которая… оказалась не лучше.

На вопрос «В каком году вышла Diablo?» современный школьник знает ответ гораздо лучше, чем на вопрос «От чего умер Пушкин?», однако, именно в 1996 году состоялся релиз и второй части The Elder Scrolls, которую бесподобная «Дьябла» элементарно растоптала и скрыла в пыли, промчавшись на полки магазинов и в руки игроков. Ситуация с TES II: Daggerfall - это классический пример увесистых граблей, на которые всем своим весом наступила недавно Piranha Bytes со своей Gothic 3. Разработчики из Bethesda, без сомнений, искренне хотели сделать очень хорошую игру, но банально не рассчитали собственных сил. Игровое пространство размером с две Великобритании – это, похвально, конечно, но неплохо бы еще тестеров нанять столько же, сколько в этой самой Великобритании людей. В ином же случае падений, глюков и неработающих скриптов на каждом шагу не избежать. К сожалению, как тогда это не для всех было очевидно, так и сейчас все где-то по-прежнему. Более полумиллиона активных NPC, запредельное количество квестов, возможность покупать недвижимость – игровой процесс получился на редкость сочным и разнообразным. Кроме того игра предусматривала несколько вариантов концовок, возможность выбрать сторону зла или добра, даже вампиром стать позволяли. Вот только работало все это в результате из рук вон плохо, и хотя истинным поклонникам жанра игра пришлась по душе, шутливое ее название так и привязалось – «buggerfall».

Дьявольский хит

Разработчикам из Blizzard в свое время очень понравился крайне оригинальный и стильный экшен X-COM от родоначальников серии Civilization из студии Micro Prose. Недолго думая, «близзарды» взялись клепать собственный пошагово-тактический боевик… Да, если кто не понял – так и началась история легендарной Diablo. В процессе работы создатели передумали, сменили концепцию и всего за три часа переделали игру, превратил ее в суровый готический слэшер. Вооружившись самыми удачными находками предшественников, девелоперы соорудили настоящий хит, коим сумели заинтересовать не только бывалых ролевиков, но и людей вообще от компьютерных игр далеких. В Diablo играли все вне зависимости от пола, возраста и расовой принадлежности. Кто-то восхвалял, кто-то критиковал, но играли все. Шикарная изометрическая графика, отличные звук и музыка, простое управление и незамысловатая боевая система – вот секрет успеха «Дьяблы». Плюс, конечно же, невообразимое количество разновидностей монстров, предметов и подземелий, а также генерация всего этого в случайном порядке. У каждого, таким образом, получалась своя собственная, индивидуальная игра, свой уникальный герой и свой путь. Никаких многоэтажных диалогов, самая примитивная структура квестов, простенький сюжет о вторжении Великого Зла и безостановочный экшен – столь же интересный, сколь и однообразный (парадокс!). Три класса (воин, маг, вор), четыре базовых параметра ролевой системы (сила, ловкость, выносливость и мана) и… все. Далее бесконечная охота за уровнями и очками навыков. Однако свою немаловажную роль сыграл и мультиплеер – трудно было устоять перед соблазном покромсать здоровенным тесаком соседа или однокашника в онлайне. Да что там, на Battle.net благополучно играют и по сей день. И пусть в игре все-таки нет секретного уровня с коровой, но сама по себе Diablo все равно – лучшая игра 1996 года. Что уж там, даже я, крайне негативно относясь к жанру hack’n’slash, прошел ее до конца.


Возвращение в пустошь

1997-й запомнился благодаря двум играм, одну из которых автор этих строк, не задумываясь, всегда назовет в ответ на вопрос «какая, на твой взгляд, лучшая компьютерная игра вообще?». Fallout - незабываемое откровение, гениальная RPG, в которой можно жить днями и ночами, неделями и месяцами, при этом не бесцельно исследуя подземелья, а общаясь, выполняя работу, закупаясь оборудованием – иными словами, ведя вполне осмысленный, последовательный образ жизни. Fallout - это культ.
Разработка стартовала в 1994 году, но тогда и буквально до 96-го над игрой трудился лишь один сотрудник – Тим Кейн. Какой задумывалась Fallout изначально – большой секрет, известно лишь, что финальный продукт далек от изначальной концепции, но не в лучшую или худшую сторону, а по сути. Взять за основу выжженные войной пустоши решил главный дизайнер игры Брайан Фарго (автор Wasteland, что неудивительно) уже в 95-ом, а после разработчики были вынуждены отказаться от использования ролевой системы G.U.R.P.S. (Generic Universal RolePlaying System), хозяева которой возмутились содержанию Fallout, количеству насилия, даже вступительный ролик им категорически не понравился. К счастью, выслушивать эту ересь девелоперы не стали, быстренько разорвали контракт и наскоро склепали собственную… шикарную ролевую систему S.P.E.C.I.A.L., названную сокращенно от первых букв каждого ключевого параметра: strength (сила), perception (восприятие), endurance (выносливость), charisma (обаяние), intelligence (ум), agility и luck (удача). События игры разворачиваются в Южной Калифорнии образца 2161 года. Главный герой – житель специального убежища, где нашли укрытие люди во время ядерного удара 23 октября 2077 года – ровно тысяча человек. Война тогда разыгралась нешуточная между Америкой и Китаем, а закончилась она как раз ничем – тлеющей пустотой. Вот только люди в убежищах жили себе даже в меру спокойно, связь между такими подземными бункерами работала неплохо, все необходимое было в наличии, причем с запасом на долгие годы. Жив ли кто на поверхности, что там вообще и как – никто не знал, да и не очень интересовались. Но случилось так, что в убежище, где главный герой как раз проживает, накрылся медным ржавым тазом специальный чип для очистки воды, что был в единственном экземпляре. Недолго думая, Старейшина (так назывался наиглавнейший человек в каждом убежище) порешил, что надо бы кого-то наверх отправить с указом необходимый чип найти, извлечь и оперативно принести. Этот «кто-то» и есть наш протагонист, которому мы можем выбрать имя, пол, внешность, возраст и так далее. Кроме базовых характеристик в Fallout отдельным порядком организованы навыки, прокачиваются которые вручную по мере получения уровней, а также таланты, коих можно выбрать два, и перки – дополнительные умения, которыми награждают каждые четыре уровня. Как выясняется, на поверхности дела обстоят довольно скверно. Теперь мир населен тремя видами относительно разумных существ: люди, супер-мутанты и «мертвяки». Человеки стали агрессивнее, одичали и сбились в небольшие общины. В целом ситуация с ними напоминает художественный фильм «Безумный Макс» (на который, кстати, в игре ссылаются неоднократно). Супер-мутанты же – это такие тупые, тормозные, но крайне мощные и живучие твари, размерами вдвое больше человека и в разы его сильнее. Однако ни думать самостоятельно, ни даже размножаться они не могут, а потом крайне зависимы от «центра» - лидера. Что до «мертвяков», то это создания относительно безобидные и близкие к людям, но классические образцы человека их не любят, ибо те довольно страшные на вид, облезлые и вообще неприятные. Они легко переносят отравления и радиацию, долго (но далеко не счастливо) живут, но размножаться самостоятельно также не могут. Ну, а кроме разумных есть еще множество существ неразумных категорически, но очень опасных – мутировавшие животные, к примеру. Общество, тем не менее, из последних сил держится, присутствует какая-никакая экономика, торговые караваны обходят города, люди живут и работают. Стараются только без увесистого дробовика из дома не выходить, ибо его величество Закон тоже смело взрывной волной давным-давно.

Fallout предоставляет игрока самому себе, ни в чем не ограничивая его свободу. Да, основной сюжетный квест нужно выполнить вовремя, но эта мера создана для того, чтобы поторопить нас в освоении мира, а не ограничить. Потом игра вовсе не заканчивается обнаружением чипа, и мы получаем полную свободу в перемещениях и выборе. На момент релиза игра не очень хорошо продавалась, но вскоре обрела статус культовой, получила множество наград и потребовался дополнительный тираж. В России официально Fallout был издан компанией «1С» только в 2008 году, за что им большое спасибо, однако известна игра у нас под именем «Возрождение» благодаря пиратскому переводу от «Фаргус» из тех времен, когда контрафактые игры были не только отлично переведены без помощи алгоритмов ПРОМТ, но и неплохо озвучены.

***

Второй хит 97-го, недавно получивший громадный апдейт в честь юбилея, это Ultima Online, но про нее говорить в подробностях вряд ли нужно. Первая полноценная MMORPG – это уже диагноз показатель. Да и места для нее у нас, к сожалению, в этот раз просто не осталось, пора бы закругляться. Принимайте еще три тысячи экспы и новый уровень перка «знаток», распределяйте свежие статы и примеряйте хай-левел шмот. До встречи в следующую пятницу.

Комментарии: 22
Ваш комментарий

Автор молодец! Так держать! Эта часть понравилась больше чем остальные две ибо игры, описанные тут, как то ближе)

0

"однако известна игра у нас под именем «Возвращение» благодаря пиратскому переводу от "Фаргус" не "возвращение", а "возрождение", насколько я помню (или это 2 фолл?) PS: мне кажется, третья часть статьи писалась без особого желания. без души. 5 из 10.

0

Ситуация с TES II: Daggerfall - это классический пример увесистых граблей, на которые всем своим весом наступила недавно Piranha Bytes со своей Gothic 3. Ну естественно, злые Пираньи испортили игру, ужасные личности, в отличие от непогрешимого издателя в лице Джовуд... (не мог пройти мимо) За остальное спасибо, хотя можно было чуть подробнее описать ТЕС.

0

Да, "Возрождение".. вот что по этому поводу напсал "Фаргус" в редме..: Во пеpвых о названии: почемy именно Возpождение, ведь Fallout это военный теpмин означающий выпадение pадиоактивных осадков или же заpаженная pадиацией местность. А потомy, что Возpождение, звyчит гоpаздо кpасивее, чем все более точные слова котоpые yдалось пpидyмать. Да и какая pазница, yжасные последствия ядеpной войны или возpождение новой цивилизации, это yже только от игpока зависит, что там бyдет в конце концов.

0

Три класса (воин, маг, вор) Вообще-то в Диабло изначально были воин, маг и ЛУЧНИЦА, а в дополнении Хелфайр появился еще монах (шао-линьский), не совсем уместный в средневековой Европе.

0

Unlucky13, у них там в readme ещё системные требования замечательно описаны.

0

Да ваще вся писанина Фаргуса после напыщенных мануалов и редме к теперешним играм заставляет поржать..

0

Неплохо автор написал, только маловато. Вор-маг пишет: ----PS: мне кажется, третья часть статьи писалась без особого желания. без души. 5 из 10.---- Ну это тебе не копипастить, походу автор сам пишет.

0

статья высосана из пальца, имхо.. прикольные факты про игру тупо скопированы из Википедии: про баггерфолл, про дьябло за три часа ставшая хак-н-слэш реалтайм, уровень с коровами кароче, ничего нового, всё избито

0

ElSide Укажи источник, откуда скопирована статья. Дабы слова твои небыли простым гоном.

0

про создание дьяблы, внизу в интересных фактах, там же про коровий уровень http://ru.wikipedia.org/wiki/Diablo_%28%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0%29 про баггерфолл в самом начале http://ru.wikipedia.org/wiki/Daggerfall

0

pavlousp "TES: Arena "Бесплатная полная версия игры 1.06" нашел чем обрадывать)))))))))) 1.не запустится без ДосБокс"а. 2.игра откровенно плохая и играть не советую никому, испортите впечатление от серии. PS: Вобще я тут подумал (со мной такое не часто) и понял (единичный случай!) 1 и 2 части статьи были про времена, многим малоизвестные в сфере игровой индустрии. А про Фолл, Дябло и ТЕС знают почти все. Интересные факты уже давно на поверхности. Да, мне кажется, автор мог разыскать НЕЧТО. Ну да где его взять, это НЕЧТО?

0

ElSide вродебы у автора и по приведённым тобой ссылкам текст разный.

0

2RavenCrowleR aka Тощяк: Спасибо! отличная серия статей...

0

я лишь хочу сказать, что в статье нет ничего нового зы согласен с Вор-маг если в предыдущих частях было что-то неизвестное, то тут - я сам играл в фолл, дьяблу, и мне очень интересно читать про "безызвестную" систему кача Специал и то, какие в Д персонажи)) ззы для подрастающего поколения исследователей обливиона - статья норм

0

перки в fallout вроде каждые 3 уровня можно брать, если только в начале какой-то навык выбираешь, тогда каждые 4 уровня, но зато дают +1 ко всем параметрам.

0

написали бы лучше чтонибудь про Fable2!когда он выйдет ваще?

0

Первые две статьи были лучше. В третьей слишком уж углубились в Fallout, прямо какая-то мини-рецензия.

0

Абсолютно не интересная мне часть, ибо ТЕС и фолл мне категорически не нравятся. Но автор молодец, пишет хорошо.

0