на главную
об игре

Machinarium. Ностальгия в Роболенде

Умей радоваться мелочам. Пока одни, высоколобые, стараются придать понятию «инди» еще более пошловатый странный оттенок, пихая музыкальные усилители в библейские мифы, а вторые с лицемерной улыбкой делают из людей роботов – кто-то поступает по-человечески. У себя в Чехии сидят семеро талантливых энтузиастов во главе с Якубом Дворским, едва ли не последние оптимисты и человеколюбцы, продолжающие делать нечто скромное, старомодное, но донельзя прекрасное.

На не самой продвинутой, хотя и оригинальной, в каком-то смысле, технологии – флэше – и только для персональных компьютеров они создают небольшую машину времени, в которую с удовольствием сядут и ностальгирующие старики, и дети, смотрящие на пятнашки с большими непонимающими глазами. И если «Саморосты» Дворского были попросту малобюджетными квестами, выглядевшими дикой неординарностью посреди более дорогих и масштабных конкурентов по жанру, то когда появился «Машинариум» соревноваться оказалось не с кем. Даже когда и кем-то долгожданная Still Life 2, вроде без пяти минут главная адвенчура этого года, выпрыгнула перед народом – ей помахали ручкой и пошли мимо. А рисованное флэш-приключение оказалось неординарностью уже посреди вообще всех игр и типичным представителем того, что стало историей и не вернется никогда, как бы отдельные представители ни старались.

Подобно жанру, молодого робота вышвыривают на свалку от общества подальше. От удара он разлетается, но как раз для него это – не конец, а начало. Собравшись по частям, он стремительно перебирает маленькими ножками в сторону своего города, где кучка негодяев беспрепятственно творит беспорядки. Все там до очарования проржавело. Насквозь. Настолько, что подлиннее города машин, живущих человеческой жизнью, трудно представить. Покосившиеся дома, старые игровые автоматы, кряхтящие вентиляторы и вечно ломающиеся лифты… В ручной рисовке, атмосферной музыке да исключительном внимании к мелочам спрятались те гармония и стиль, что будучи вместе из обыденного ужаса всегда делают своеобразность, а из просто хорошего – уникальность.

Роботы-бабульки, роботы-деды, евреи и ворчливые старцы, от злости буквально разваливающиеся. Уличных музыкантов закидывают из окон цветочными горшками и магнитофонами, в канализации ритмично качает головой-ключом меломан, а в Самой Высокой Башне неподвижно сиживает Главный Робот с личной Матрицей вокруг. Симпатичный ржавый мирок переполнен жизнью больше, чем иные трехмерные Открытые Пространства, будь они на Марсе или на планете Земля.

Та искусственность происходящего, убившая не один десяток квестов, похоронившая их истории и персонажей под толстым слоем неестественности и тоски – она прошла мимо. Надуманность отсутствует. Ее избегают. Встающие на пути проблемы не просто вписываются в концепцию с сюжетом – они оттуда чаще всего просто вырастают. У юного героя, конечно, нет денег на батарейки. Конечно, дряхлый лифт обязательно заглохнет.

Ничего лишнего – все понадобиться. Достаточно пошевелить мозгами – и почти всегда ответ найдется рядом, на этой же локации. Возможно, нужный крючок или палка прямо перед глазами умело припрятаны между другими мелочами. Достаточно логически размышлять и уметь выцарапывать из вылизанной картинки активные предметы, чтобы преодолеть трудности и двигаться дальше. Если уж совсем никак – в игре под боком и подсказки, и даже само прохождение, правда, не вручающееся просто так, а только через испытание мини-игрой.

Классические почтовые задания и прочая охота на точки в большинстве случаев, несмотря на многообразие подачи, все же остается одним и тем же – помоги тому, помоги этому. По-настоящему разбавляют и приносят остроты приключению мини-игры. Четырехбитный экшен в Матрице. Горячие приветы старине Тетрису. А вместе с ним – саркастическая издевка над бесчисленными тестами на IQ. Типичные флэшевые забавы с мышью. Но главное – пятнашки, паззлы и прочие головоломки из прошлого. Некогда надоедливые попытки всяких малограмотных разработчиков усложнить игру, здесь и теперь они оказываются наиболее сложными элементами во всей этой милой и простой истории. Отнимающие большую часть времени. Не повторяющиеся да вечно неожиданные. Простые на вид и заковыристые по сути. И всегда – как вызов.

Дворскому с компанией удалось нащупать тот малонаходимый квестовый баланс между увлекательностью и сложностью. Ту грань, за которой закачивается радость и начинаются танцы в адском котле, а мозг вздувается, словно поп-корн. Маленькие люди, сделавшие маленькую игру про маленького робота – трогательно, смешно, красиво и легко. Про целый город роботов, в котором нашлось больше человеческого, чем в мямлящих арт-хаусах и убийцах времени с громкими именами. Именно это и подразумевается под словом «инди» - такое вот редкое явление.


Рейтинги:

Геймплей: 8.5
Графика: 9.5
Звук и музыка: 9.0
Интерфейс и управление: 9.0
Оценка автора: 9.0

Общий рейтинг: 9.0

Комментарии: 30
Ваш комментарий

За звук можно все 10 ставить. Одно только "лабание" уличных музыкантов этого стоит.

4

Nucle 377 только некоторые этого просто не поймут...а конкретно те кто будет сравнивать Machinarium с Фаренгейами(как пример) и вообще всеми якобы "атмосферными" думалками...я бы даже не стал присваивать ей жанровые рамки ! Это игра подчеркиваю НЕ НАПРЯГАЕТ и не должна, для этого и создана. 10/10 разработчикам и спаибо Гоше Берлинскому за статью.)

3

FOXLISIN Ну, бл*дь, когда уже люди начнут понимать, что графика - это не только и не столько миллиарды полигонов в кадре, сверхсовременные спецэффекты и текстуры разрешения 2048х2048, сколько работа художников, дизайнеров и аниматоров?!

3

Великолепная игра! Спасибо!

2

Игра классная. За музыку можно 10 поставить. А за художественное исполнение и вовсе памятник.

2

И наконец-то статья нормальная, хотя тоже с писательскими выкрутасами)

2

Nucle 377 и Dante1806 Чего вы напали на FOXLISIN? Он в некотором смысле прав. Работа художников великолепна и все отлично выглядит, но в каком разрешении реализовано, что приходится в буквальном смысле в окне играть. Игра сделана по Flash технологии можно же было позаботится о более высоких разрешениях, а то на больших мониках смотрится мягко говоря отстало. И разговор про графику а не геймплей.

2

Очень добрая, приятная, теплая игра, подлинное наслаждение и отдых после всяких стрелялок.

2

Графика 9.5?? Да вы чё?? Тут вообще оценка за графику как то не уместно....дибилизм.

1

Но она очень..."креативна" чтоли, нечто такое что в наше тяжелое время, расслабляет даже, игра может и не шедевр но ее и нельзя назвать отличной...уникальная - самое подходящее слово. Нужно уметь расслабляться)))

0

Игра просто самый настоящий шедевр. С оценкой и обзором согласен. Единственное что не понравилось так это отсутствие поддержки высокого и полно-экранного разрешения.

0

FOXLISIN Лети играть в Крайзис.Он не дебилизм.....

0

Игра просто шедевр, луший квест из тех, в которые я играл(а таких не очень много.) ЗЫ:Хоть она и на Flash технологии, но выглядит благодаря отличной работе художников очень запоминающейся.

0

Игра супер!! Лучшая инди этого года.

0

Лучший квест в который я играл.ZooL22 это не инди,ну и что с того что она на флеше работает.

0

Как только у автора рука поднялась за графику 9.5 поставить ? 10 и не меньше. Графика здесь самобытна и не с чем просто несравнима как и в предыдущих играх Samorost, Samorost 2 и т.д. Этой игре по всем пунктам можно ставить просто общую 10-ку. ИМХО - шедевр.

0

Игра просто супер, я вообще начал играть из-за того, что просто увидел один постер игры, так классно нарисовано)))потом не пожалел, что начал играть.По больше бы таких классных, увлекательных игр!!!

0

Игрушка обалденная ) очень смешная и в меру сложная . За музыку все 10 ставить надо ))) А вот насчет графики товарищ Берлинский погорячился. Игрушка выглядит очень симпотично, но ведь это не компьютерная графика, а всего-лишь нарисованые от руки рисунки. Это скорее оценка за стиль , за художественное исполнение, если желаете, но никак не за графику. Посмотрите Resident Evil 5 сколько получил за графику - неужели он хуже выглядит ??? Бред какой-то, она конечно симпотичная но не настолько, чтобы её по красоте с крайзисом равнять. Тоже самое и в случае с Braid и Trine

0

to 23hudo C крайзиcом её нельзя равнять по технологии, а по красоте - то как раз можно

0

Мне машинариум больше крайзиса нравится)))

0

Да все я понимаю ) мне она и самому нравится очень визуально, просто в играх такого рода было бы лучше в разделе графики прочерк ставить или заменить на что-нибудь типа "Художественное исполнение" или что-то в этом роде ))))) Не парьтесь так над моими словами - я не настолько серьезно это все воспринимаю.

0

Гоша Берлинский биг СПС за ПОНЯТНЫЙ обзор

0

Статья хорошая, а игра просто шедевр. Один стиль чего стоит.

0

И игра действительно достойна уважения.

0

Статья офигенная и игра офигенная. Инди здесь как раз не очень пахнет - все сделано со стилем, профессионально. НО и дух настоящего инди присутствует в этой игре в виде 8 битной стрелялки... Только в настоящей инди-игре может присутствовать 8 битная графика, и Машинариум, опередивший VVVVVV в топе на лучшую инди-игру 2009, имеет с VVVVVV много общего, а именно Flash и 8 битную стрелялку. Ну да ладно, я отвлекся. Что значит "шедевр"? Значит искусство. Исскуство создается не за деньги, и инди-игра вполне может быть шедевром, я так считаю. 10 из 10.

0

aidarock 04.11.09 23:32 Игра классная. За музыку можно 10 поставить. А за художественное исполнение и вовсе памятник. Согласен

0

Шедевр для неё слишком громко,она отличная да,но не шедевр.

-4