Полтора года... А словно вчера. Словно вчера вышла первая часть этого выдающегося, потрясающего, ставшего легендарным и надёжно поселившегося в народном эпосе квесте. На мой взгляд, ни один из вышедших с того времени adventure’ов не смог преодолеть тот барьер качества, что сумела поставить «Сибирь». Ни Broken Sword 3, ни Black Mirror – никто. До сих пор в магазинах на вопрос «А у вас есть что-нибудь поиграть, где надо подумать и не надо убивать?» продавцы с не свойственной для себя бодростью радостно указывают на полку с этой игрой... До сих пор ни один мой знакомый, самый ярый фанат экшенов не отвернулся от Syberia, не пройдя до конца... Народная любовь, что ни говори. И вот оно – продолжение. Продолжение истории, так безжалостно поделённой пополам. Начинающаяся с того самого момента, как Кейт бросила карьеру юриста и отправилась с гениальным изобретателям Гансом Воральбергом на поиски острова Syberia.
Бесконечные приключения
Итак, тот же самый заводной поезд и те же самые герои. На первой остановке мы оказываемся в посёлке городского типа Романсбурге, конечной остановке перед бескрайними пространствами Северного полюса. Останавливаемся мы, как и положено, для «дозавода» поезда, но на этом дело, естественно, не кончается. Сначала надо будет углём заправиться, затем спасти Ганса из монастыря, оказавшегося на деле тюрьмой строго режима с сумасшедшими надзирателями. Далее угон (!) поезда русскими мошенниками и долгое путешествие по непреодолимой и суровой тундре, потом... Хотя стоп. Самое интересное рассказывать не буду. Играйте, как говорится, сами. Зато о прочих особенностях непременно вас проинформирую. Если бы все действия заключались в том, что у локомотива кончился завод и надо его восстановить, попутно спасая главных и второстепенных героев от смерти, было бы не столь интересно. Теперь всё по-другому.
Первая остановка представляет собой сразу два подуровня: непосредственно станция и монастырь, куда нам посоветовали отвести заболевшего Ганса для лечения. В самом городе задания не самые сложные, типичные для первой части, зато в монастыре нам открывается огромнейшее количество наиинтереснейших пазлов, секретов и бесценных для будущего прохождения документов. Но, самое важное, – загадки здесь по-прежнему доступны всем-всем, они чертовски логичны и естественны. Однако, будь вся игра такой лёгкой, как первая часть, она бы тоже с успехом проходилась за два вечера. Но не тут-то было. Чем дальше мы продвигаемся по сюжету, тем сложнее становятся квесты. Но, тем не менее, они остаются логичными, возразить нельзя разработчикам по части здравого смысла практически нечего. Однако вернёмся к повествованию. Если вы помните, то, как таковых, злодеев в первой части почти не было, разве что в самом конце маньяк из Комсомольска украл руки Оскара. А теперь сначала безмозглый фанатичный патриарх, пытающийся убить Воральберга, затем и двое русских уголовников Иван и Игорь, преследующие нас до самой последней локации перед островом. Они угоняют поезд со станции. Нам же приходится воспользоваться необычным транспортным средством, использующим в качестве тяги силу животного Юки – помесь тюленя и собаки, прирученная юколами. Надо так же отметить, что поезд, игравший ключевую роль в первой части, уходит на второй план. БОльшую часть времени мы ходим по сибирской тундре, решая всё усложняющиеся загадки. Попутно мы встречаем и старого знакомого горе-лётчика Бориса, помогающего добраться до угнанного поезда. Но всё же самое сильное впечатление оставляет деревня юколов. Потрясающий дизайн и, не побоюсь этого слова, уникальные пазлы и общее научно-фантастическое развитие событий. А уж последние похождения на острове «Сибирь» отличаются просто сказочно-неземными по увлекательности квестами. В чём же эта магия Бенуа Сокаля? Разберёмся в следующем абзаце.
Раскрытие секретов
Каким-то невиданным образом вторая «Сибирь» притягивает не меньше (а местами и значительно сильнее) чем первая. Шутка ли: ваш покорный был готов потратить хоть весь день, дабы дойти до конца игрушки. И не столько из-за желания банально «пройти», сколько из-за потрясающего сюжета, в который так органично вписываются все загадки. Уже после вступительного ролика меня охватывает какое-то неестественное сердцебиение и желание узнать: что же дальше. Ведь сюжет ни в коем образе не предсказуем. Опять-таки я, к примеру, ни за что бы, ни поверил, что Кейт придётся катапультироваться с разбитого самолёта, что бы перебраться через пропасть. Кто бы мог подумать, что на первый взгляд первобытные юколы окажутся очень цивилизованными, обладающими огромным количеством хитрых приспособлений, облегчающих жизнь? В конце концов, каким вы представляли остров «Сибирь»? На все эти, а так же на огромное множество других вопросов хочется найти ответ. Но прежде – загадки.
Эта игра не относится, и никогда не будет относиться к «бредовым» квестам. Здесь вас не заставят топать через все пятьдесят три локации ради одной единственной цели: рыбьей косточки. Ну, вы же помните, что нам предлагают другие продукты. «Вам необходимо взять вон те плоскогубцы, что спрятаны за той потайной дверью, в которую ведут вон те потайные ступеньки, охраняемые железной дверью с ПИН кодом». И всё это при условии, что мы находимся в огромном мегаполисе, где тысяча и один супермаркет. Здесь же не требуется входить в мысленный контакт с разработчиками, что бы понять, как открыть вот эту дверь. Надо достать воду – воспользуйся колодцем. Но не стоит воровать её из соседнего дома, стоящего перед рекой. Зачем думать, на какую наживку ловить оранжевого лосося, если можно прочитать руководство рыбака? Многим разработчикам не мешало бы подучиться у Microids. Некоторые скажут, что это, мол, слишком просто и не интересно. А интересно неделями думать над решением одной и той же загадки? Как бы вы поступили в этих ситуация в реальности? То-то же. Что ещё? Ещё Сибирь (что первая, что вторая) – это настоящая энциклопедия пусть и не существующего мира. Путёвые заметки брата Алексея, найденные в монастыре, будут просто необходимы даже на самом последнем уровне. Не прочитав их, вы вряд ли решите определённые загадки, скажем, о том, где растёт какая трава, какие ягоды любит лемминг, и кто любит питаться леммингами. Конечно, можно и без этого обойтись, но, на сколько затянутся отдельные миссии, решай вы их «методом научного тыка»? В этом заключалось и заключается неповторимое изящество Сибири, отличающее и выделяющее ей от остальных квестов. Да, именно эта элегантность является не маловажным из тех факторов, возвышающих Syberia над остальными.
В кино такое не сыграть...
Теперь поговорим об одной вещи, без которой Сибирь – не Сибирь. Это игровая атмосфера. Это нечто такое абстрактно-сюрреалистическое, при отсутствии которого игра, несмотря на гениальную задумку и превосходную реализацию, не вызывает огромного интереса у публики. Особенно это относится к adventure’ам. В Black Mirror это жуткая, мрачная, наполненная страхом обстановка, в The Sleeping Dragon – нечто вроде фильмов про Индиану Джонса. В Сибири она составлена благодаря общей приятной, ненавязчивой, местами даже сказочной обстановке. Плюс персонажи. И вот на них именно я и остановлюсь, потому что без этого компонента игра потеряла бы как минимум половину своего очарования. Начнём со старых, а их здесь почти три. Оскар с каждым моментом становится всё более «человеческим». Он уже не требует скрупулёзного следования инструкциям и превращается в настоящего друга Кейт. Однажды он спас нашу героиню от Ивана и этим, пожалуй, закончилась его жизнь как робота. Символично, что он, в конце концов, и спасёт Ганса от смерти. И всё же, с ним создаётся какое-то особенное ощущение чьей-то поддержки, с ним вполне можно поговорить по-человечески, по-приятельски. Что же до его изобретателя, то, вопреки, всем ожиданиям, не такой уж он и ребёнок, как ожидалось. Наоборот, человек очень умный и, действительно, гениальный. Вот только вся его детская сущность будет показана в финальном ролике, когда он наконец-то встретится с мамонтами. В этот момент даже из меня невольно, да вылезла скупая слеза. После чего решительно не хочется играть ни в один экшен до конца дня...
Теперь о «новинках». Персонажей много, и каждый из них не просто присутствует «для мебели». Все действующие лица обладают характерами и, соответственно, к каждому из них у игрока формируется отдельное отношение. Практически благодаря этому, каждый играющий воспринимает игру по-своему. В самом начале перед нами предстанет добрый, щедрый полковник в отставке – хозяин магазина, великодушный хозяин кабаре, девочка Малка, которая нам во многом поможет, слегка сумасшедший, но милый монах из монастыря. Юколы становятся на столько близкими, что покидать их деревню не хочется. Плюс: действительно настоящие друзья, как, например, Юкки – животное с характером кокер-спаниэля, прожорливостью и сонливостью медведя. Он не раз нас ещё выручит в будущем, а вообще к нему настолько привыкаешь, что он иногда кажется даже живым. Вот она, магия Сибири 2. Повторюсь, персонажи – не безликие статисты, а самые, что ни наесть живые люди. Это словно фильм, воспринимаемый каждым зрителем по-разному. Или нет. Больше напоминает книгу, приключенческий роман, от которого невозможно оторваться, пока не прочитаешь до конца. Однако сами понимаете, ничего безукоризненно-совершенного не бывает и всё-таки существует некое малое количество вещей, к которым можно (а нужно ли?) придраться. Ну, это, в первую очередь, повторяющиеся загадки. Замечены они были, правда, пару раз, но тем не менее... Иногда надоедает и ходить по чересчур большим локациям: от поезда до домика, от домика в пещеру, от туда – за водой, потом подниматься по лестнице к механизму и так далее. Это, скорее всего, не недостаток, однако порой утомляет. И последнее. Ан нет, да было замечено некоторое количество алогичных загадок. Ну, кто же знал, что лемминг должен выкарабкаться из норки по рыбьему скелету, а, что бы Оскара не боялись юколы, ему следовало надеть маску «доброго духа». Конечно, можно ещё поискать подобные хм... моменты, но они настолько незначительны, что упоминать о них не хочется. Что ж, настало время выводов по геймплею. Он не претерпел существенных изменений со времён первой части, но загадки стали интереснее. Плюс (я об этом не упомянул, но имеете в виду) – квест стал сложнее. Особенно, ближе к концу: над некоторыми пазлами приходится изрядно поломать голову, но их решение ничего, кроме радостных эмоций не вызывает. Это вам не Schizm и не URU: Ages Beyond the Myst. А атмосфера, создаваемая персонажами и потрясающим сюжетом, возвышает игру над остальным скоплением «серых приключенческих игр».
Красотища-то какая
Графика, на первый взгляд, не претерпела никаких изменений, но стоит присмотреться вооружённым глазом... К моделям персонажей добавлено n-ое количество полигонов. Появилось больше деталей в окружающем мире, не несущих смысловой роли. Огромное «спасибо» стоит сказать художникам и левел дизайнерам. Давненько я не видел такой любви к своей работе. Отныне тень у героини есть всегда, а не только когда она движется по ступеням; можно увидеть отражение Кейт на льду или на поверхности лужи, которые правдоподобно расходятся на волны от каждого её шага по ним. Красота, да и только. При этом, данное чудо совсем не притязательно к системным требованиям и ей с лихвой хватает 128Mb оперативки для вполне адекватной работы. Музыка достойна не меньшей похвалы: прекрасные, местами душещипательные мелодии превосходно вписываются в хрупкую атмосферу игры. Некоторые темы перекочевали из первой части, что, впрочем, является больше плюсом, так как и к первой части претензий по этому пункту не возникало никаких. Звуки очень натуральны и естественны. А вот озвучка русских персонажей, как всегда, не особо хороша. Почему во всех играх они говорят с ужасным немецким акцентом? Даже чисто русское слово «Катюшка» полковник произносит, коверкая все звуки. И это замечание относится не только к Microids, но и ко всем разработчикам вообще. Управление разделилось на два лагеря: мышиное и клавиатурное. Если первое весьма и весьма привычно и удобно, то ко второму я, к примеру, никак не смог привыкнуть. В зависимости от расположения камеры отдельные кнопки управляют поворотами героини, отдельные – движениями. Хотя, я не исключаю тот факт, что кому-то такая раскладка и придётся по душе. Интерфейс по-прежнему лёгок и удобен, нареканий не вызывает. Одним словом с технической точки зрения претензий не наблюдается.
***
Что же в заключении? Перед нами самый достойный наследник Syberia, а по совместительству и лучший квест со времён предшественницы. Наполненная изяществом, атмосферой и стилем игра осталась такой же доступной, стильной, логичной, стала чуть-чуть сложнее, не потеряв при этом своей гениальности. И не верьте тем, кто чем-то там не доволен. Уверяю вас, если бы игра вышла сейчас, скажем, на четырёх дисках вместе с первой частью, никто бы не сказал, что первая половина лучше второй, нет. А посему я могу смело утверждать, что игра получилась не хуже первой части, а даже лучше.
Рейтинги
Геймплей: 9.0 Графика: 9.0 Звук и музыка: 9.0 Интерфейс и управление: 9.0 Новизна: 7.0
Общее впечатление: 9.0
квест действительно классныЙ, обидн лишь, что после стольких месяцев ожидания прошел его за один день.. :(
а так, полностью солидарен с автором =)
Ой... прочитал, и смешно стало. Товарисч, вы хоть понимали, когда писали, что такое идеальный сюжет?:) Похоже, что нет. Так вот идеальный сюжет был в первой Сибири, был он Неверхуде, наблюдался в Поисках Аламута... Но никак в Сибири 2. Это я вам как квестовик с черте каким стажем заявляю.
Уважаемый Вадим! Я ни в одной статье не упомянул слово "идеальный", ибо для игр такого понятия нет и быть не может. А про сюжет я говорил очень мало, в основном распинаясь про атмосферу.
to Вадим again
там стоит эпитет "потрясающий", а это разные вещи. И потом, товарищ квестовик с черте знает каким стажем, вы были полностью уверены во всех произошедших событиях второй части?
Это лучший квест а комментарий тоже не плохо
да вообще ИГра ЗАшибись просто ! 1 и 2 часть . Готов много рааз проходить ... уже недавно прошёл 2ую часть ! а Сюжет нормальный там и там
Сейчас начал пере проходить первую часть.