Не знаю, как вы, уважаемый читатель, но лично я ни капли не сомневался, что Konami выпустит четвертую часть своей психоделической мыльной оперы с эпическим и успевшим завоевать громкие возгласы фанатов horror’ов названием Silent Hill. Вообще, японцы всегда были большими любителями выколачивать деньги из культовых серий, поэтому наш сегодняшний пациент будет далеко не последним. Из остальных survival horror’ов хочется вспомнить добрым словом мой любимый Resident Evil, которого Capcom наклепала около пятнадцати серий, включая разномастные сиквелы и приквелы. И думается мне, как говорилось в одной известной телевизионной рекламе не менее популярного телесериала, все только начинается. Впрочем, отвлечемся от рекламы, глупых фильмов для домохозяек, банальных рассуждений о жанре в целом (все равно самые лакомые куски достаются господам консольщикам, нам же только иногда перепадают скудные объедки с большого приставочного стола) и поговорим, наконец, о самой игре.
В комнате кошмаров
На этот раз авторы решили рассказать нам совершенно новую историю – главный персонаж четвертой части, молодой человек по имени Генри (лично мне он напомнил Джеймса Сандреленда), оказывается заточенным в собственной квартире. Когда он просыпается после очередного ночного кошмара, входная дверь оказывается закрытой на все замки и перемотана цепями, а окна надежно заперты, причем, как выясняется позже, соседи нашего героя абсолютно не слышат. В ванной открывается портал в другие миры – людей в них почти нет, однако они населены кровожадными монстрами. По ходу игрового действа вам предстоит исследовать несколько обширных локаций и разобраться во всех хитросплетениях сюжетной спирали. Уровни довольно разнообразны и колоритны – подземка, больница, тюрьма, жилой дом Генри и лес, недалеко от маленького городка Silent Hill. Головоломки просты и не вызывают особых затруднений: нашли ключик – отворили дверь, прочитали записку – подобрали цифровую комбинацию и открыли цифровой замок. Все этой действо размешивается отстрелом всяческих страхолюдин, которые периодически появляются на нелегком пути нашего героя.
Из нововведений можно отметить ограниченность персонажа в ношении предметов – теперь все лишние и ненужные в данный момент вещи можно сбрасывать в специальный ящик (что-то похожее я видел в каком-то известном survival horror от Capcom. Помните, там еще что-то было про компанию с зонтиком на логотипе и секретные правительственные эксперименты? Ага, и я о том же.) Текущие результаты сохраняются на специальной книжке (печатной машинке?), мирно покоящейся в тумбочке у дивана, правда, в отличие от версий игры для PlayStation 2 и Xbox, заботливые разработчики добавили возможность записи в любой момент. Для возвращения в квартиру можно использовать один из порталов, встречающихся по ходу игры.
В общих чертах геймплей Silent Hill 4 не претерпел особых изменений и остался верен канонам жанра – мы изучаем окружающие локации, расстреливаем врагов и решаем головоломки – все традиционно, но за то ведь и любим, правда? Периодически нам преподносится очередной скриптовый ролик, знакомящий нас с дальнейшим развитием фабулы. Графическая часть не претерпела особых изменений, однако, придется запастись хорошим железом и видеокартой, поддерживающей пиксельные шейдеры. К графике я претензий не имею – неплохо прорисованы, хотя и немного пикселизированы, окружающие локации, враги и персонажи. Звуковая часть также не вызывает нареканий: странные звуки, стоны и всхлипы сделаны просто великолепно и вносят неоценимый вклад в атмосферу игры; выстрелы, удары битой или клюшками, топот ног по паркету, железу или бетону, скрипы дверей – все выполнено на уровне и это конечно плюс.
Отдельный разговор – великолепное музыкальное сопровождение, принадлежащее перу неподражаемого Акира Ямаока; мрачные мистические мелодии хочется слушать и слушать, недаром в Японии композиции из игры вышли отдельным альбомом, впрочем, всю музыку без особого труда можно найти на просторах всемирной компьютерной сети.
Теперь замолвим несколько слов об атмосфере игры: в данном случае авторы пошли на небольшую уловку, Silent Hill 4 можно отнести к типу horror’ов, где обстановка нагнетается постепенно, по ходу действа, когда игрок продвигается все дальше по сюжетной спирали и открывает новые секреты, причем чем дальше, тем страшнее. Лично я, поиграв первые несколько часов и пройдя пару уровней, начал потихоньку в игре разочаровываться, сетуя на совсем не страшных врагов и общую предсказуемость действа. Однако все мои сомнения были развеяны после прохождения последующей пары миров – дальше становится по-настоящему страшно – оказывается, вы последняя жертва сумасшедшего убийцы Волтера, который начинает за вами настоящую охоту. Во второй половине игры вы повторно посещаете подземку, лес, тюрьму, но теперь эти локации наводнены новыми, более сильными врагами и новыми, более сложными задачами. Переход между мирами осуществляется через двери со странными символами – вы спускаетесь по странному спиралеобразному переходу, висящему в воздухе. Ощущение всеобщей паранойи, окружающей вас (чего, собственно, и хотели добиться авторы и, надо сказать, это у них отлично получилось), страх перед будущим – никогда не знаешь, что произойдет с тобой в следующие несколько минут и в какой переплет ты еще попадешь, только добавляют плюсов игре, делая ее достойным представителем жанра.
Единственное, что немного разочаровало – практически полное отсутствие боссов, за исключением финального и самого Волтера, шатающегося за Генри и ее подругой (да-да, во второй части игры у вас будет спутница, правда, толку от нее будет не особо много). Никаких супермонстров в SH4 не наблюдается и все встречающиеся вражины отправляются на тот свет после нескольких точных ударов / пары выстрелов (нужное подчеркнуть). По сравнению с предыдущими частями армия неприятелей немного пополнилась, остальные любезно перекочевали из предшественниц – сумасшедшие собаки-вампиры, слизняки, голые обезьяны, некоторые из которых вооружены клюшками для гольфа (возможно, в Тихом Холме был свой гольф-клуб и эти ребята всей толпой в него наведались, после чего клюшки стали использоваться явно не по назначению), вылезающие из стен и парящие в воздухе призраки, живые грибы и многие другие – так что скучать не придется.
Теперь пара слов об оружии – если вы наивно надеетесь расстреливать неприятелей с помощью базуки, автоматов или ракетной установки, то спешу вас разочаровать, это не Doom 3 и не Resident Evil и стандартного набора вооружения здесь нет – впрочем, оно и к лучшему, по крайней мере, это выделяет проект из себе подобных. Огнестрельного оружия всего два вида – пистолет и револьвер, правда, на некоторых интернетовских форумах, посвященных серии Silent Hill, ходят слухи о наличии секретного автомата, который можно заполучить, пройдя игру с хорошей концовкой и заработав хороший рейтинг – впрочем, об этом чуть ниже.
Из остальных убойных средств можно отметить бейсбольную биту (горячий привет от русских мафиози), железный прут, клюшки для гольфа, которые различаются по толщине и убойности, правда, они достаточно быстро ломаются и приходят в негодность, винная бутылка, ножик для резки бумаги и многое другое. Поскольку боеприпасов немного, частенько придется довольствоваться клюшками для гольфа или бейсбольной битой – с последней я прошел практически всю вторую половину игры, экономя патроны для сложных схваток, на некоторых локациях врагов бывает довольно много и если проигнорировать их не получится, то лучший выбор – огонь на поражение из пистолета или из револьвера (последний наиболее эффективен). Некоторые виды оборонных средств (назвать такие вещи оружием не поворачивается язык, уж извините) доступны только Эллин, спутнице Генри, которая будет помогать разбираться с неприятелями, правда, из всех вооружений для вашей спутницы лучше всего цепь, остальные можно смело сбрасывать на хранение.
Как и в любом уважающем себя консольном horror’е (как ни крути, а игра является портом с приставок), в игре имеется несколько вариантов концовок, зависящих от количества призраков в квартире перед сражением с финальным боссом и останется ли Элин жива после заключительной схватки. Кроме того, вам выставляется рейтинг, зависящий от количества сохранений и времени прохождения – чем меньше сейвов и быстрее пройдена игра, тем выше.
***
Достойное продолжение хитовой серии – интересный сюжет, неплохое графическое исполнение, захватывающий геймплей и куча адреналина поставляются в комплекте. Явно рекомендуется к употреблению всеми поклонниками жанра и серии.
P. S. В readme.txt разработчики ненавязчиво намекают на использование джойстика для управления нашим героем. Советую раздобыть вышеуказанный девайс, так как управлять с клавиатуры не очень удобно – впрочем, это очень традиционно для приставочных портов.
P. P. S. Пока четвертая часть будоражит умы поклонников серии, разработчики в лице Konami обмолвились словом о продолжении – Silent Hill 5 стоит ждать не раньше 2006 – 2007 годов. Игра будет выпущена на приставках следующего поколения и РС.
Рейтинги:
Геймплей: 8.5
Графика: 8.0
Звук и музыка: 9.0
Интерфейс и управление: 8.0
Новизна: 7.5
Общее впечатление: 8.2
Супер игра!
Silent Hill 4: The Room, однозначно, хороша. В настоящий момент, из всех частей этого сериала, The Room у меня вторая по продолжительности и количеству раз прохождения игра (на первом месте, безусловно, Silent Hill первый на PSone). Привлекает необычный сеттинг: человек совершенно один, он заперт в квартире, из которой невозможно выйти! Уже только от одного этого становится невыносимо жутко и тоскливо. Пытаюсь представить аналогичную ситуацию в реальности. Ужасно. Особый интерес и напряжение в геймплее вызывает наличие в игровом мире неубиваемых монстров. Теперь персонаж никогда не будет чувствовать себя вполне защищённым, даже если все карманы у него забиты патронами, а в руке заветный револьвер. Это ещё один плюс в зачётную корзину страха. Увидел призрака - беги, пока цел (либо применяй Меч повиновения, если, конечно, он у тебя есть). Игра стимулирует персонажа к активным поискам, и, как следствие, внимательному изучению окружающего мира. Лично мне это обстоятельство очень и очень понраву. Таким образом, игровой процесс не зацикливается на формуле: "скорей замочи врага и двигай дальше". Безусловно, важное значение уделяется и визуальному оформлению. Разработчики постарались на славу. Каждая локация, особенно во второй половине игры, способна удивлять и вызывать отвращение одновременно. Жуткие гнойные субстанции в виде страшного сепсиса (с той лишь разницей, что на стене, а не теле живого человека), каждый раз сопровождающие призраков, прямое тому подтверждение. И это только небольшая частичка в море не здоровой фантазии разработчиков. Серые краски, грязные тона, кровь, ржавчина, цепи, дикие на вид тела и куклы, служащие фоном, очень хорошо создают у игрока состояние мрачной безисходности. Единственный выход только и остаётся: покрепче обхватить активное оружие в руках, и, переборов животный страх, медленно, но верно, проходить уровень за уровнем, бить нападающего врага, вершить свою судьбу. Благо, средств членовредительства в игре тоже вполне хватает. И, что особенно радует, огнестрельное оружие представлено минимально: пистолет, револьвер и пулемёт (последний, кстати, для Генри не доступен, ибо это дополнительный девайс-оружие для его соседки по номеру - Эйлин). Характерно, что и убойная сила огнестрела не слишком высока. Гораздо удобнее и эффективнее использовать подручные средства, например: клюшки для гольфа, алюминевую биту, лопату или топор (лично моё предпочтение вызывают лопата и топор, как самые эффективные в бою инструменты, в меру быстрые в использовании и убойные по мощи). А вот бензопила, Кирка Отчаяния, или электрошокер (лежит в одной из запертых камер тюрьмы) будут исключительно на любителя. Бензопила в этой части сериала на удивление слабое оружие, а Кирка Отчаяния слишком медленное в размахе (хотя, наверное, это самое мощное оружие в Silent Hill 4: The Room. В обращении с нею главное научиться запомнить время, необходимое для замаха, и, самое сложное, точно предугадывать момент атаки врага, чтобы успеть пораньше ею размахнуться. Для шустрых врагов не подходит, однозначно). Электрошокер требует короткой дистанции для своего применения. То есть, в разы возрастает вероятность успешной атаки монстра. Радует и то обстоятельство, что Эйлин также способна помогать Генри в избиении врагов. В её арсенале присутствуют: сумочка, хлыст, цепь, полицейская дубинка, и даже упомянутый выше пулемёт. Правда делает она это по своему усмотрению. Жаль, что разработчики не продумали получше модель её поведения в битвах. Хотя, я так подозреваю, что это и есть их замысел: девушка покалечена, напугана. Боец из неё никакой. Всё как в реальной жизни. На мой взгляд, такая точка зрения имеет право на существование. В целом, к набору оружия претензий у меня нет (правда, канцелярский нож для резки бумаги и бутылка из-под вина вызывают неподдельную улыбку). Вот оно, ещё одно слагаемое атмосферы ужаса и страха. Выйти на врага с обломком стальной трубы (не пулемётом, гранатомётом и прочим) лишь повышает уровень адреналина в крови, что безусловно, радует. Ну и, конечно, музыкальное оформление. На мой взгляд - это самая страшная часть (или элемент) в игре, которая на все восемьдесят процентов формирует общий фон её жуткого восприятия игроком. Авторы хорошо постарались. Музыка способна взаправду расшевелить волосы на голове, особенно, если сидеть за игрой в тёмное время суток. Мрачные мелодии, непонятные (и от того ужасные) стоны и крики, леденящие кровь, скрип цепей, стук капель воды (это вобще очень сильный фактор, который ярко подчёркивает одиночество персонажа в мире), шорох приближающихся врагов... Всё это очень цепляет. И если Вам удалось пройти игру от начала и до конца, получилось завалить Салливана и добиться лучшей концовки, значит Вы поняли, что самое страшное, что может случиться с человеком в реальной жизни, это оказаться в абсолютном одиночестве. Острое, безисходное, пугающее, ввергающее в отчаяние, страшное одиночество. (Вы всё ещё думаете, что это Генри спас Эйлин? Нет. Всё с точностью до наоборот...)
Сама концепция игры явилась для меня нечто из ряда вон выходящим за всю, так сказать, историю моих битв и поражений в играх. Самое лучшее из серии психологических ужасов, хотя таких игр можно по пальцам пересчитать, если столько пальцев наберется. Я прошел ее на одном дыхании и до сих пор не могу отойти от воспоминаний о "знаковой дыре" в ванной и гротеска всевдореальных миров. Что действительно удалось ребятам из "Конами" - передать атмосферу страха, который пронизывает до самых кишок, сворачивая их в узелок, и давление на психику бредовыми разговорами и клаустрофобическим водоразделом между мнимой реальностью "за окном" и комнатой, которая является олицетворением внутреннего мира персонажа. Слышны отголоски Данте с его путешествием по мирам и девятью кругами ада, которые мне очень напомнила спиралевидная и почти бесконечная с виду лестница, ведующая к самому дну сумеречного сознания. От одних шагов по пугающе безмолвной комнате, гробовую тишину которой едва ли нарушает тикание часов, по коже медленно ползают мурашки, а потом сам ходишь по корридору в своей квартире, оглядаываясь назад. Вообще, в свете последних событий в игровом мире я заметил одную тенденцию по части игр подобной тематики. Она заключается в том, что игры типа Silent Hill, The Suffering/The Suffering Ties that bind, Call of Cthulhu (можно поставить в коллекцию) и др., играют, давят, а порой спикулируют на самые низменные человеческие пороки, чувства и эмоции, вызывая в мозгу довольно причудливую смесь эктаза, желчного гнева вкупе с удовольствием, получаемым от убийств и изощренных расправ, и психологического шока от увиденных сцен насилия, которые бывают похлеще, чем в голливудском кино. Тем не менее, такие игры как Silent Hill, для которых у меня выработалась четкая ассоциация с размазанными по стенам кишками и пробирающими до костей звуками и стонами, а также никрофильскими и сатанинскими мотивами, нравятся нам, игроманам, больше всего. Говорю не только о себе, а основываясь на опыте своих друзей от их же лица. Но что меня радует в таких играх, так это то, что уклон на убийствах, как таковых (Postal), а на то, чтобы полностью погрузить в варево мистики и содрогнуться при виде проскользнувшей мимо окна непонятной тени, когда при этом как лезвием по тонким струнам резанут звуки скрипки (Suffering), или впасть в смятение от шагов и дыхания, которое не по-детски перехватывает от того, что в панике быстро закрывать двери (Call of Cthulhu), а иначе их выламают, и тебя настигнет острое лезвие ножа какого-нибудь упыря или зомби.
Я не знаю, что там обещают в ПЯТОЙ части, но хотелось бы больше продуманности и меньше смазанности графики. Задумка - супер, возможностей бы побольше и сюжета навороченного.
Скоро начнётся массовое отбивание всеъх конечностей подручными средствами!!!! :))))
Отлично KONAMI! Так держать
Замечательное продолжение отличной серии
Наверно страшно.
Достойное продолжение! Отличный замысел! Надеюсь огонёк этой популярной коллекции никогда не погаснет! (=
Да, The Room очень отличается от своих предшественников и сперва это немного напрягает, но, поиграв немного, окунувшись в этот мир с головой, понимаешь, что эксперимент Konami удался на славу. Меня напрягло лишь управление и звук пылесоса, когда за тобой носится призрак. Призраки бесят, потому что их убить до конца нельзя. А в остальном - замечательно. Все эти шорохи, таинственные происшествия вокруг тебя, ощущение, что, хоть ты и заперт в комнате, но ты не один, так как признаки чужого присутствия частенько проявляются после твоего возвращения из чужих кровавых миров. Игра не напугала. Если не считать того, что я боялась за Эйлин в финальной битве. Все время успевала убивать Салливана за миг до ее последнего шага. Я говорю во множественном числе, так как проходила эту игру не раз, и еще буду проходить. Не раз. А автор статьи молодец. Очень увлекательный обзор. Хоть я и знаю про эту игру все, но почитать все равно было приятно.
Думаю, это именно та часть, с которой необходимо знакомиться с серией silent Hill в ее удобоваримом виде. Да, самая страшная - первая. Но на сегодняшний день она выглядит, как старые дырявые портянки. Вторая слишком мудрена и мрачно романтична. Третья слишком депрессивна. Пятая - слишком динамична. Вот, чтобы подготовиться ко всему этому, нужно на мойвзгляд начинать с четвертой. Здесь мозг натренируется внимательности и научится логике японских головоломок, глаза привыкнут к корявой камере, а руки научатся особенностям управления. В целом возникнет интерес играть в серию дальше. Лично я вторую часть не начал воспринимать до тех пор, пока не прошел четвертую.
Вполне достойная оценка.
Да ну, полная шняга! Вы че? Разочарование серии!