Любая классическая стратегия — это игра про выживание. Неважно, какая именно стратегия: экономическая, градостроительная, военная — любая. Всегда одна и та же история: рано или поздно тебя зажимают со всех сторон, засыпают проблемами и задачами, и нужно одновременно руководить массой процессов, часто запутанных и противоречивых, чтобы все не развалилось. Новая игра Frostpunk берет эту идею и доводит до абсолюта.
Она с порога говорит, что все плохо, и дальше будет лишь хуже. Жанр стимпанка встречает жанр постапокалипсиса. Альтернативная история, конец XIX века, без предупреждения наступает новый ледниковый период, и последние люди строят города вокруг огромных генераторов. Главная задача — выжить. Погода будет портиться, ресурсы будут заканчиваться, люди будут болеть, умирать, возмущаться и подвергать сомнению твои решения. Отсюда вторая, уже неофициальная задача — удержать народ под контролем. У людей есть два параметра: надежда и недовольство. Если надежда падает или недовольство достигает максимума, и тебе не удается исправить положение в короткие сроки, то тебя выгоняют умирать на мороз.
Пока в игре три сценария: основной и два дополнительных. Все они предлагают уникальные конфликты. Основной сценарий длится немного дольше остальных и призван показать Frostpunk во всей красе. Там ты строишь новый город для бывших жителей Лондона. Этот сценарий как раз показывали в февральской бете, но не до конца. В полной версии он приводит к логичным, но жестким выводам: ты должен построить тоталитарное общество. Другого выхода нет. Что бы ты ни делал, рано или поздно приходит очень дурная новость, надежда падает в пол, и приходится выбирать — строить полицейское государство или религиозное государство. Если подумать, одно и то же, хотя играется немного по-разному. У тебя либо сторожевые башни и тюрьма, либо церковь. Либо звучат пропаганда и запугивания, либо молитвы.
Тем временем погода становится еще страшнее, среди жителей появляются революционеры, а ты все еще должен не дать городу погибнуть. Люди по-прежнему болеют, умирают, хотят есть, им нужны теплые дома и рабочие места, потребности продолжают расти, давление тоже растет — и в какой-то момент ты просто вынужден делать еще больше полицейских, еще больше пугать. Тебя засыпают проблемами. Если кто-то умирает, недовольство растет. Если заканчивается уголь и отключается генератор, недовольство тоже растет. Если включаешь ночную смену, чтобы добыть угля и включить генератор, недовольство снова растет. А еще ты можешь раздавать обещания, которые, невыполнение которых больно ударит по твоей репутации.
Если в начале основного сценария все только грустно, безнадежно и местами противоречиво, то потом в тебя вкачивают натурально конские дозы адреналина и драмы. В конце буквально все трещит по швам, и ты словно пилот самолета, у которого отказали двигатели и шасси, но ты пытаешься его посадить. Особенно впечатляет, когда играешь впервые и не знаешь проблем, запланированных по сценарию. Когда тебе кажется, что хуже не будет, становится хуже.
В дополнительных сценариях чуть меньше драмы, а конфликты более специфические, но пыхтишь ты не меньше. В одном из них ты помогаешь странствующим инженерам, которые везут ценный груз. С тобой нет детей и рабочих — только инженеры и машины. Ты разбиваешь лагерь, где сможешь переждать шторм, а затем выясняется, что рядом есть город, который нуждается в помощи. Там слишком много людей, ты не сможешь забрать их с собой, а потому единственный выход — собрать тонны ресурсов и безвозмездно отдать. А тут еще шторм надвигается, времени в обрез, и решения нужно принимать быстро. Где брать ресурсы, как их брать — это серьезный вопрос, потому что тебе тоже нужно делать большие запасы. А это уже конфликт интересов. И тут многое зависит от самого игрока — сможет ли он цинично бросить людей или попытается всех спасти. А если попытается, то сможет ли? То есть, игра ставит перед тобой моральный выбор, а потом заставляет неоднократно сомневаться в своем решении.
А третий сценарий возвращает к более социальным проблем. Ты снова строишь обычный город, но в этот раз — на краю моря. Теперь нужно справляться с огромными потоками беженцев. То есть, можно почувствовать себя Евросоюзом. В город сотнями приходят люди и просят укрытие. Кому-то можно отказывать, кому-то нет. Но когда принимаешь беженцев, то резко поднимаются запросы на дома, тепло, еду, медицину и все остальное — и с этим нужно справляться. В дело включается даже классовое неравенство, простые люди против аристократов. И тут, кстати, тоже можно построить тоталитарное государство, но уже по желанию.
Жаль, конечно, что пока есть только три кампании, и даже нет свободной игры, потому что недавно вышла стратегия-выживалка Surviving Mars, и у нее был миллион предустановок. А здесь ты только можешь настроить сложность. Но с другой стороны, у Frostpunk нет миллиона других проблем, которые, напротив, есть у Surviving Mars. И прежде всего она интуитивная, наглядная и просто комфортная. Это важно, потому что в игре много разных, но влияющих друг на друга систем и процессов.
Frostpunk работает сразу на нескольких уровнях. На первом уровне это градостроительная стратегия, где нужно строить, прокачивать и добывать, чтобы дальше строить, прокачивать и добывать. На втором — выживалка, которая только добавляет причин строить, прокачивать и добывать. Плюс, заставляет исследовать мир ради ресурсов. А на третьем уровне это политическая стратегия, где граждане бесятся, лезут на баррикады, грабят, ноют и часто высказывают радикальные просьбы. Типа, «эй, начальник, разреши работать сверхурочно». Или «давайте будем отдавать детям двойную порцию еды». Жители могут подраться друг с другом, и тебе придется принимать чью-то сторону. А такие вещи влияют на общее настроение в городе. На то самое настроение, на которое также сильно влияет то, как ты строишь, прокачиваешься и добываешь. Сегодня тебя держат за яйца, завтра ты держишь за яйца, а послезавтра за яйца опять держат тебя. Ты можешь издавать законы, чтобы сдерживать людей, но даже закручивание гаек не всегда спасает.
Эта движуха накрывает с головой. Ты уходишь в нее, забывая про все на свете. Чему, кстати, сильно способствует музыка. Она загружает отчаянием и волнением, не замолкая ни на секунду. Поэтому каждая секунда эпична. Тебя всегда сопровождает чувство прямо на твоих глазах происходит самое важное. В каком-то смысле это даже правда, потому что стратегические ошибки обычно вылезают не сразу. Ты можешь просчитаться в самом начале, а поймешь это лишь к середине или концу сценария, и придется переигрывать заново. В итоге, несмотря на то, что сценариев всего три, ты часто обламываешься, пробуешь снова, развиваешься либо в одну сторону, либо в другую — и так незаметно набегают десятки часов. А с ними ты получаешь поразительно много сильных переживаний. Так много, что места себе не найти.
Frostpunk
Рецензируемая версия игры: PC
Плюсы:
- Всё.
Минусы:
- Мало сценариев.
Оценка: 9.5
Вердикт: это как днями напролет смотреть финал BioShock Infinite, и каждый раз — как первый.
Я как засел играть вчера в полдвенадцатого вечера, так опомнился только во время финальных титров в пять утра. Увлекает не то слово
VirgilSouth Идентичная ситуация так-же вылез в 5 утра из нее)
Достойная оценка. От создателей This war of mine другого и не ждал. Позже поиграю, пока и так целая очередь из игр.
согласен полностью.Игра затянула с головой.Рублюсь с удовольствием и всем советую
Хочется сыграть.
Фига! Гоша правдивый обзор написал.
Прошел первый сценарий, двоякое чувство. Вроде и сложно, а играть легко.
Идя через религии путь и построив храм имел нулевое недовольство и стабильную надежду вплоть до последней бури. А события так вообще дали пайков 1000-1500 во время последней бури, сначала беспокоился, что не смогу прокормить 500 рыл.Пфф... А так игра шедевральна.
Согласен!!! Игра шедевр! Не то , что та глючная парадоксальная пустышка под названием Surviving Mars... -_-
Это как "Послезавтра", только "Позапозавчера". 2000 из 2012, великолепно.
Я против самой игры, конечно же, ничего не имею, ведь не играл и осудить ее не могу, но обзор больше похож на первые радостные впечатления, которые после некоторого времени, как это обычно бывает, сменяется объективной истинной неоправданного продукта.
1060 Согласен. Оценку игре выставлять нужно не на первых парах, а хотя бы после 10 часов(зависит от игры конечно). Вот тогда обзор будет действительно точным и справедливым. Ну или можно как логвинов, взять деньги и сказать что игра 10 из 10 даже не играв в нее.
Rograx для каких то проэктов и 2х часов много (гемплея нету), но это не значит что они плохи. Говорить о 10 часах - как раз таки не справедливо. Да и учитывая только три компании время затраченное на них = время прохождения = оценка. Можно конечно играть и заново, но как я понял это уже соревнование с самим собой, поиск другого пути?
EMPs Я же написал что от игры зависит. К примеру игры с открытым миром может даже больше понадобится, для шутеров и часа достаточно. Но лучше задвигать свою телегу, чем прочитать?)
Rograx Я не задвигаю) Поосто эти 10 часов тут ни к чему, на сколько я понял. Вот согласен что своюодный режим многим играм дает 2е дыхание, на сколько я понял тут игра сама не настолько долгая, как и "рандом" в ней
EMPs Да где ты увидел что я сказал что бы он 10 часов играл? Это было сказано в пример, мол надо какое то время поиграть, в зависимости от игры, лишь после этого делать конечный обзор и ставить оценку. А если он поиграл ДОПУСТИМ 1-2 часа и побежал обзор делать, это не правильно. Вот и вся мысль что я высказал.
Город на 1 скрине напомнил город из hmom 5 у фракции инферно
Прошел уже 3 компании, повторно начал играть в Новый Дом... и все еще интересно, игра прекрасная, получилось даже лучше чем twom. У игры есть только два минуса: отсутствия свободной игры с рандомными событиями и на мой взгляд стоило дать возможность прочесть, что дают те или иные технологии без открытия уровня на которой эти технологии находятся. Баги к сожалению тоже встречаются, но редко, я встретил глюкнутого автоматона лишь один раз за все время игры, он каким то образом застрял в угольной шахте, из за чего не мог начать в ней работать и выйти из нее тоже не мог, пришлось откатываться к старому сохранению.
Кавайник Застрявший автоматон это эвент, а не глюк. Shigofumi Да, но это лютый кошмар "успеть до бури"... F..K admin Нормальная оптимизация.
1Archangel1 Нет, есть ивент где ты выбираешь остановить автоматон на 12 часов или предприятие, я знаю. А это было именно "застрял в текстурах здания и просто дергается пытаясь выйти".
Похоже в плеер пг встроен майнер биткоинов, просто невозможно объяснить рационально как можно сделать такую парашу, которая будет 2 минуты только запускаться, а потом еще переодически подгружать, это в наши дни.
Komprende это великий и могучий всеми любимый html5
За сколько времени проходится игра?
Очень годная игра. Надеюсь, разработчики будут удивлять новым контентом для игры.
это же симулятор России
Кто то смог полностью прокачать генератор до прихода бури ?
Игра для своего жанра, который по сути появился не так давно, очень и очень достойная. Но вот оценка, на мой скромный взгляд, немного завышена и должна быть примерно в районе 8.0
Надо бы попробовать!
Что то как то не верится,неужели всё прям так безупречно?
Вот именно для такого игры и нужны))
Начнём с того , что разработчики данного проекта уже прославились легендарной (по моему мнению конечно же) This War Of Mine. Помню годы своей незабвенной юности , когда приходя со школы ты включал любимую игру и погружался во всё это на долгие недели , а может и месяцы. Узнал о Frostpunk совсем недавно , но уже наиграл десятки часов в этой великолепной игре.Очень сильно цепляет атмосфера постапокалиптического мира , уже погибшее человечество и лишь огрызки цивилизации преследуют нас. Большинство погибли , а оставшиеся , изо всех сил стараясь выжить , начали строить поселения вокруг огромных генераторов. Игра очень сильно затягивает и геймплеем. Нужно давать людям надежду и сдерживать их недовольство. На высоких уровнях сложности (и не только) игра всегда вас держит в состоянии бомжа. Не хватает угля , а без угля не будет работать генератор.Не работает предприятие по добыче угля , потому что работники заболели. Нужно строить мед. учреждения , но для этого нужно дерево , которого у вас нет. Но на фоне за вами наблюдает ужасающая погода. Понижение температуры лично у меня происходило в самые неудачные моменты , как-будто игра сама понимала и следила за моей игрой.Также в игре работает система законов , один закон можно принять раз в сутки. Например , закон об эксплуатации детского труда. Если работников не хватает по разным причинам , к работе можно привлечь детей. Народу это не очень понравится , но ради выживания мы готовы идти на всё. В игре мало сценариев , но игра уже окупилась и довольные разработчики уже твердят о будущих обновлениях. Ждём!
Огонь, надо заценить. Ее бы на мобилки, как TWoM.
Ну хз, слишком высокая оценка, я бы поставил 7, но игра довольно неплохая. Смутило что нет возможности построить какой нибудь купол над своим кратером, что было бы как по мне довольно логичным шагом, смотря на то как жители быстро строят дома постройка купола будет простой задачей, особенно с помощь автоматонов.
Огорчило что нельзя было щит теслы построить который был в одном из городов вымерших. Играл и за деспота и за проповедника, могу сказать что за проповедника больше различных зданий можно построить и в целом даже во время великой бури удавалось держать надежду на половине а недовольства не было вовсе, а вот за деспота надежды и недовольства не было и в целом больше людей дохло хотя всё было утыкано парогенераторами. Так что через церковь лучше развиваться но деспотия к душе ближе.
Обзор плохой. Просто сказал что 3 сюжета и все. Как бутдо слишком поверхностно
cmath нормальный обзор.
Гоша че за аватарка?)
211186 Устал ждать.
Прекрасная игра
9.5? Лол
играл еще в this war of mine от этих разработчиков, очень понравилось, надеюсь эта игра не хуже
Игре катастрофически не хватает контента . По сути это главный минус игры
у меня в обще не запустилась
Мне зашло
Очень хорошо зашла игра) Прям получил море удовольствия. Если оценивать что можно реализовать в рамках подобной игры то тянет на высокую оценку
Спасибо за обзор. Люблю стратегии в любом исполнении :) Вот куда потрачу выходные дни :)
Лол, ставить этому депреснику 9,5 из 10. Обзорщики скатились...Что обещали разрабы? Социальное выживание в апокалипсисе. А получили то что получили.
Висс сколько людей столько и мнений,многие любят хардкор
Буквачки малипусенькие,забодался читать....а так поиграть можно.
проходняк Хардкор - может быть для людей привыкшим к акшен пресс х ту вин ну а для... оценка удовлетворительно но не более от куда такие оценки... млин вы в дюне залипните и получите удовольствие но это... непонятно типа на безрыбье и это прокатит)?
10 из 10
Так себе выбор в диалогов.. вечно бесил чел которому на ногу наступали.
Говорят игра хорошая, но играть в подобное я конечно же не буду.
Игра сильно понравилась , но после прохождения сценариев скучно , без бесконечного режима к сожалению можно просто закинуть её на долго....
Почитал обзор , комментарии , не раз уже встречал статьи про нее и новости .. стало интересно , надо сыграть. Я не любитель всякого индустриального будущего 18-19 века и киберпанка , но недавно играл еще одну игру про выживание , правда там совсем другое They are billions! , понравилось , тут же игрушка посерьезнее как я смотрю. Куплю , поиграю , посмотрим , что там)
Я понимаю что интересный сюжет, даже шедевральный. НО: игры должны оцениваться за геймплей а не за сюжет! Вспомните ведьмака. Да, там просто охрененный сюжет, но и не менее классный геймплей. А здесь все по заранее прописанному сценарию. Так что увы, не согласен с оценкой
На фоне примитивной This War Of Mine игра стала неким открытием для меня в плане потенциала разработчиков. Серьезно, проработанность и вариативность решений на высоте, графика учтена, атмосфера соблюдена. Смак, затягивающий намного дольше, чем синглплеер любого шутера или экшена.
какашка
топовая игра)
Игра шедевральна, реиграбельность не смотря на геймплей - на высоте. Сам прошел только с раза 10
Сначала сомневался, но посмотрев обзор, точно решил купить. Спасибо вам
Играл в это "Чудо" ровно сутки. Игра хороша, но. Что за прикол ей ставить 9.5?
После обзоров Плейграунда, ни хочется ничего покупать и ни во что играть... Одна критика, обсирание и это делается очень скучно...
Ресурсов нет,но вы держитесь!
Застрял на первой миссии где надо добыть угля и запустить генератор. Обучения у игры отсутствует, сидишь тупишь вычитывая справки-подсказки в меню.
pshanyrckovее мде, я тут через 10 сек разобрался кликая все что валяется
pshanyrckovее В игре как рак таки все интуитивно понятно! Вот только английский там похоже не средний, я играл во многие игры на этом языке, а вот тут мне пришлось размять свой мозг, что разобраться с этими деепричастными и причастными оборотами, чтобы разобраться со смыслом!
IlovePS4 русский что мешало включить?
Jemmi Желание знать английский.
IlovePS4 Купи книгу на английском а не страдай фигней
Рекордное для обзоров описание игровых достоинств - 4 символа. Можноб было иначе "Ой, всё.")
BIG_CrasheR Можно еще саму рецензию прочесть, прикинь.
Клёвый обзор!
Слишком высокая оценка, максимум 7,5
GoliafJx это мнение экспертов а не лично твое
Слишком идеализировано получилось, я встречал отзывы, что игра жутко однообразная.
В такое играть, ну не знаю... А вот фильм бы вышел шикарный по мотиву этой игры ИМХО
Не очень как-то.
Игра скучна до жути я даже и 10 минут не выдержал играя в это уг
da ny Crysis 3 kryche)))
9,5? Скорее 5,9. С плохой оптимизацией и 3,0 сойдет.
Гоша, конечно, продался. Ты еще Фоллауту 4 9.8 поставь!
Очередная неадекватная оценка.
Ща бы в 2к18. Оценить инди-игру на 9.5/10. Просто нет слов. #несправедливо
Azoter О боже. Нет обучения. Все, мы все умрем. Первый раз в игру играешь что ли? Там все понятно. На крайняк совсем тугодуму можно какой стримчик запустить. Благо стримили игру еще за месяц до выхода. Как по мне при такой цене, претензии такого уровня просто смешны. Если бы она стоила полтора косаря, так я бы первый тебя поддержал, но это далеко не тот случай. Евгений Васютинский Не суди людей по себе, да не осужден будешь.
Azoter Ща бы называть игру от создателей This war of mine инди-игрой.