80-е уже несколько лет как в моде. Субкультура неона, аналоговых синтезаторов и «Конверсов» снова стала мейнстримом. Она пробралась в популярное кино и сериалы, в музыкальные топы и даже в моду. Второй год подряд по всему миру активно гастролируют музыканты вроде Perturbator, Gost, Carpenter Brut и так далее. Но что для нас еще важнее, игр в этой нише стало невероятно много. Они появляются почти каждую неделю. Мы постарались разобраться, с чего все началось, каких масштабов достигло и когда, возможно, завершится.
Vol.1
Определить конкретную точку отсчета, конечно, невозможно — восьмидесятые всегда были частью андеграунда. Но, наверное, первым толчком к масштабному возвращению стал фильм «Трон: Наследие». Режиссер Джо Косински уговорил «Дисней» сделать продолжение культового киберпанка 82-го года, где события происходили внутри виртуального мира. Новый фильм брал невероятно крутым дизайном и богатой электронно-симфонической музыкой группы Daft Punk. Тут же все вспомнили не менее культовую игру Tron 2.0, а потом «Дисней» выпустил еще и Tron: Evolution. Правда, она многим показалась слишком монотонной и особого успеха не имела. А жаль. У нее, например, был собственный, тоже очень приятный саундтрек. Это был атмосферный киберпанковский «Принц Персии».
Второй толчок случился через год, когда вышел фильм «Драйв». Песни A Real Hero и Nightcall зазвучали везде и звучат до сих пор. Французский музыкант Kavinsky стал феноменально популярным, и про него даже сделали мобильную игру, которая так и называется — Kavinsky. Жаль, что потом он предпочел греться в лучах славы и после выхода фильма выпустил только один маленький альбом. Это случилось в 2013 году.
«Драйв» не был сделан полностью в духе 80-х, но он успешно заигрывал с элементами этой эпохи и в результате вдохновил огромное количество людей. Среди них оказались авторы Hotline Miami, которые в титрах игры сказали спасибо режиссеру фильма. Собственно, для игр тут все и началось.
Vol.2
Hotline Miami вышла в 2012. Это было еще в те времена, когда Steam серьезно фильтровал игры, которые выкладывал на витрину. Разработчиков было всего двое, и трудились они на известном движке-конструкторе Game Maker. Сама игра выглядела не очень профессиональной, но! Во-первых, в ней был хорошо продуманный хардкорный геймплей. Во-вторых, точно схваченная стилистика. И в-третьих, большой и мощный саундтрек. Причем авторов музыки игра пиарила изо всех сил — из нее просто нельзя было выйти, не посмотрев список всех музыкантов. В итоге сегодня, если вы попадете на концерт Perturbator, то на танцполе обязательно увидите несколько человек в бомберах и в масках животных.
Ровно два года назад появилось продолжение. Hotline Miami 2 была во всех отношениях больше. Но, желая перепрыгнуть самих себя, авторы сделали несколько неоднозначных вещей, и вместо стопроцентного успеха разбили фанатов на несколько лагерей. Разбирать игру по частям — совершенно неблагодарное дело. Одни говорят, что тайминг сломался, а другим нормально. Одни говорят, что сценарий мутный и переусложненный, а другим, как вы догадались, нормально. Одни говорят, что есть проблемы с балансом оружия, а другим — да, им нормально. И это не самая приятная ситуация, когда в магазинах уже можно найти пародию, клоны и просто идейно похожие игры.
Хотя, в отличие от второй части, у первой конкурентов не было долго. Пока однажды Ubisoft не выпустила Blood Dragon — стебное, но с душой сделанное дополнение к Far Cry 3. Кроме кибердинозавров там были карикатурные герои боевиков, ностальгические приколы, классная картинка и такой же классный саундтрек. Но самое важное то, что это было сделано крупным издателем за большие деньги, и в свою очередь получило крупный успех. Это уже было не какое-то инди для маргиналов и хипстеров.
И уже навидавшись всего этого, десятки разработчиков бросились делать игры про 80-е. А спустя несколько лет они буквально завалили рынок.
Vol.3
Пока большинство ретро-игр приходится на 2015 и 2016 годы. В основном это гонки и двухмерные экшены — в общем, все то, что было в игровых автоматах. Причем количество игр в жанре обратно пропорционально разнообразию. Это касается даже названий — иногда их сложно запомнить. Начинаешь буквально путаться в играх. Но таковы каноны жанра. И есть даже что-то прикольное в том, что название может состоять из случайного набора тематических слов типа «ночь», «неон», «драйв» и «ретро».
Хотя некоторые все-таки не понимают, куда попали, и что рамки настолько узкие, что игры в духе 80-х обязательно похожи друг на друга. Так, например, случился известный в узких кругах скандал. Однажды в стиме появилась игра OutDrive. Это симпатичный, но очень дешевый раннер, сделанный, кстати, в России. Все, что в нем можно — это бесконечно ехать в закат, слушая разную музыку. По словам автора, он хотел только пропиарить собственных друзей-музыкантов. Но его сразу обвинили в воровстве, факт которого, кстати, до сих пор не доказали и, скорее всего, не докажут. Причиной оказалось визуальное сходство некоторых элементов OutDrive с элементами другой игры — Power Drive 2000. Даже несмотря на большую разницу как в геймплее, так и в графике, автор последней и его фанаты стали утверждать, что OutDrive — это плагиат, воровство и так далее.
По иронии, про разработку Power Drive 2000 уже год почти ничего не слышно. Автор не выходит на связь. Единственное сообщение, которое он оставил за последние полгода, это пространная фраза о том, что он проводит время с адвокатами. Что именно сейчас происходит, никто не знает. Но пока этот истеричка тратил впустую время, успела выйти еще Neon Drive. Она тоже в чем-то похожа на Power Drive 2000, и на ее форуме тоже можно найти дискуссию о плагиате. Хотя в целом эта игра, как и OutDrive, просто эксплуатирует одну и ту же стилистику.
А между гонками в духе «Трона» разница еще меньше. Можно взять Nitronic Rush и Distance, и спьяну перепутать. А ведь есть уже легальная диснеевская игрушка со сложным названием TRON RUN/r. И это тоже не все: скоро выходит раннер для виртуальной реальности Sprint Vector. Это такая Mirror’s Edge в кибернетическом мире.
Дошло до того, что есть сразу две маленькие игры с названием Neon Wasteland. В одном случае это необычный экшен на аренах, а в другом — гонка на мотоцикле с камерой в профиль.
Некоторые разработчики зашли с другой стороны и поменяли бесконечную ночь на бесконечный солнечный день. Это Slipstream, Horizon Chase и Drift Stage. Три из них играют на ностальгии по автоматам, а четвертая — ну, она просто хипстерская. И, как ни странно, большинство из них по-прежнему в разработке. Но все должны выйти как раз в этом году.
Но это, опять же, не все. Была еще такая игра как Night Shift. C виду ночная гонка от первого лица, а на самом деле это квест. Нужно кататься по карте в поисках ключевых предметов. Или вот DRIFT 84 — гонка с видом сверху и реалистичной физикой. Тоже занятная штука. Правда, ее никто не заметил, и разработчики ее забросили.
Ну, и конечно, была Trials of the Blood Dragon. Спин-офф для спин-оффа — для того самого Far Cry 3: Blood Dragon. Это дикая гонка на мотоцикле через всякие препятствия, которая пытается быть настолько сумасшедшей, насколько возможно. По ходу она пародирует все: от Вьетнама до «Индианы Джонса».
Vol.4
В экшенах, конечно, многие так или иначе вдохновлялись Hotline Miami. VHSoverdose — это кривоватая Hotline Miami на совсем безумных веществах. Party Hard — Hotline Miami, переделанная в симулятор маньяка. Neon Chrome — Hotline Miami, переделанная в шутер Crimsonland. А Brigador — то же самое, что Neon Chrome, но с роботами и в изометрии.
Есть даже две игры про катану — Gunkatana и Katana ZERO. Только в первом случае совсем уж футуритические локации, а во втором — просто вид сбоку.
В Shakedown Hawaii, которую делают авторы GTA-клона Retro City Rampage, вообще намешали все, что можно — и аркаду, и экшен, и Hotline Miami 2, и первые GTA.
Все эти игры отличаются в деталях, но даже большому поклоннику ретровейва иногда сложно понять, что из них стоит внимания. Многие из них стремятся к максимально простому геймплею. Никто не хочет тратить много денег на программистов. Чем меньше кнопок, тем лучше. Главное, чтобы художники с композитором не подвели. Поэтому какие-то игры вообще не уходят дальше прикола. Как пример, это файтинги Double Dragon: Neon и Kung Fury: Street Rage мотивам одноименного фильма. Или взять Bot Vice — чисто приставочный экшен про девочку, которая мочит каких-то кибер-медведей. Но по факту наплевать, кого она там мочит. Это просто чуть-чуть немного ностальгии по старой SEGA. То же самое относится к Necromonads — там нужно стрелять по колонистам, заражающим людей. Слава богу, она стоит копейки.
Но было сделано и несколько реально неожиданных, клевых вещей. Это пародия на Angry Birds под названием Lichtspeer, где древние германские боги требуют уничтожать ледяных гигантов-хипстеров, зомби, пегасов и прочую фигню. И все в обстановке совсем поехавшего на голову ретровейва. А в полностью трехмерной Furi нужно дуэлиться на разнообразных аренах. Причем только с боссами. И они все очень разные, каждая схватка — что-то новое.
Vol.5
В экшенах от первого лица — один лишь «Трон». Во всех этих играх — только кибернетический мрак и неон. Разница только в том, что, например, NOITOM The Last Stand сделана чисто для VR-шлема. Разработчики виртуальной реальности вообще массово обожают ретровейв. Есть даже симулятор игрового клуба в духе 80-х, где можно играть в автоматы или просто тусоваться. Называется он, кстати, очень креативно — New Retro Arcade: Neon. Это даже не название, а набор тегов.
Но, возвращаясь к шутерам, одна из перечисленных игр все-таки намного лучше других — это Desync. Она вышла как раз недавно. Это очень хардкорный шутер в духе Painkiller, где тебя легко убивают, где врагов много, и где никогда ни за что нельзя останавливаться. Там нет сюжета — только концентрированная ярость.
В других жанрах ситуация не лучше. Хорошая стратегия есть только одна — это космический рогалик Out There. Игра непредсказуемая, затягивающая и невероятно красивая. Из квестов выделяются стильная, но короткая Void & Meddler, визуальная новелла 2064: Read Only Memories и отечественный постапокалипсис The Underground Man. Третья сделана студией Ильи Мэддисона. И она, кстати, уже делает новую игру — «Ртутный человек», которая тоже отдает восьмидесятыми.
Из ролевых игр не стыдно только за Hyper Light Drifter. В ней просматриваются черты как «Зельды», так и Dark Souls. Дизайн в ней потрясающий, музыка — тяжелый, депрессивный синтвейв, а геймплей — продуманный, классный хардкор. Эта игра восхищает каждой минутой.
И последнее, что хочется вспомнить, это Depths of Fear: Knossos. В отличие от Hyper Light Drifter, она далека от идеала. Даже сейчас, спустя множество патчей. Но это ничто в сравнении с ее атмосферой. Это стелс, основанный на древнегреческих мифах, где в роли Тезея нужно ходить по лабиринтам и обманывать кентавров, церберов и самого Минотавра. При этом не покидает ощущение, что ты попал в малобюджетный ужастик из восьмидесятых про инопланетян. И достигается оно в первую очередь благодаря музыке.
Vol.6
Ни в какой другой нише нет такой плотной связи между играми и их саундтреками. Именно потому, что музыка и стиль — это главное в ретровейве. Игры пиарятся за счет музыкантов, а музыканты пиарятся за счет игр. Hotline Miami раскрутила Perturbator, а Desync — Дэниела Дэлюкса. Во Furi, как и в Hotline Miami 2, играет Carpenter Brut. А в маленьком дешевом автоквесте можно услышать популярную группу Dance with the Dead. В некоторых играх звучат целые сборники.
Как долго ретровейв будет в моде, сказать сложно. Пока трудно понять, то ли он достиг вершины популярности, то ли пошел на медленный спад. Сейчас даже в новых «Стражах галактики», то есть в страшно дорогом блокбастере, много шутят про Дэвида Хассельхоффа. Такое нельзя было представить, даже когда он записывал песню для Kung Fury. Как еще недавно нельзя было представить, что музыкальный андеграунд внезапно приедет с концертом в Екатеринбург или Минск.
Да, у этой моды есть свои недостатки. Внешность для нее важнее содержания. Та же Kung Fury стилистически классная, но по сути это не кино, а несколько анекдотов, пародия. С играми то же самое. Хотя главное, чтобы хорошие вещи среди них тоже были. А с плохими как-нибудь разберемся. В конце концов, именно для этого у вас есть мы.
Статья на нормальную тему, и без срача. Давно такого, на сайте не видел. Я думал они уже вымерли.
magister1 Сам в шоке! Обычно практически каждый блог подталкивает на срач.
Классная статейка, прочитал с удовольствием.
Интересно, но в начале , как по мне слишком много отсылок к музыкальным исполнителям.
Oridy, рассказать о ретромании и не рассказать о музыке в ней - это как дать безлим денег и "забыть" обьяснить как ими пользоваться
это скорее игры стилистически приближенные к тенденциям 80х гипертрофированные это как то видел мультфильм чета типа лунный луч или лунный свет - это из той же оперы. и наконец можно сравнить реальные мультфильмы и фильмы вышедшие в те годы и пек.
MunchkiN 616 Ну хорошо хоть не фильм=)))
Есть еще игра под названием Beat Cop, тоже стилистика 80-х годов, про полицейских.
Nigger1994 там нет неона :D
Отличная статья, после прохождения Far Cry Blood Dragon заинтересовался ретровейвом. Сейчас даже поп-музыка имеет большой ажиотаж к этому стилю, который особенно пиарят The Weeknd и Lana Del Rey.
Эстетический кайф просто,спасибо!
Хочу продолжение Far Cry Blood Dragon!!!
Модно\не модно не знаю но могу сказать точно что музыка\фильмы 80 и начала 90-х куда душевнее.
А я думал один такой,кто любит "обновленный" ретрач:
&index=71&list=PLdl00_uWBCjvTdbBrw42j3dj7EcWAlyAv
&list=PLdl00_uWBCjvTdbBrw42j3dj7EcWAlyAv&index=77
&list=PLdl00_uWBCjvTdbBrw42j3dj7EcWAlyAv&index=86
&list=PLdl00_uWBCjvTdbBrw42j3dj7EcWAlyAv&index=118
&list=PLdl00_uWBCjvTdbBrw42j3dj7EcWAlyAv&index=112
ну и в тему:
Годная статья. Всегда немного жалел, что не застал 80-е. Теперь хоть в таком , ретроспективном, виде к ним прикоснусь. На мой вкус, это время- эпоха ренессанса молодёжных течений. Всё что было раньше, было простовато, всё что после- пошловато. А вот тот период -самое то. Один пост-панк чего стоит. Зы: рекомендую всем заценить мульт "Город лунного луча". Вроде арчера, только трэшовее и в стилистике сабжа.
Это можно сказать культурный феномен - возвращение к 80-м всегда приятно.
А где Satellite Reign? Да ещё можно причислить не к ретровейву а к ретро игру Scarface -там тоже 80ми пахнет. P.S. Ща Blood Machines фильм небольшой выйдет по клипу Carpenter Brut- Turbo Killer и документалка про самих музыкантов- Rise of Synth Riders (на VHS тоже).
А как же Тор Рагнарёк
neon one love
Hotline Miami определенно заслуживает внимания, игра бодрая, музыка класс, атмосфера есть.
Еще стали делать ремастеры старых игр типа: Duck Tales. Ну и игры в духе старой фантастики как: Alien Isolation или SOMA. Даже в крупномасштабных играх как Call of Duty Black Ops холодная война из XX века. Продолжать можно долго, вновь популярный Мортал Комбат, Бэтмен и т.д.
Годная статья, спору нет. Я считаю, что волна на ретровейв медленно пошла на спад, но сейчас держится на достойном уровне. P.S.
почему "какой-нибудь"? =( Нормальные города РЕД: Спасибо, исправлено.
Не стоило так писать РЕД: Спасибо, исправлено.
Нарисовано красиво)
Про призрак в доспехах забыли. И ретрофутуризм. Тот же бегущий по лезвию 2049 скоро.
НОРМ
Отличная статья. 80-е сейчас на коне из-за ностальгии. Но, судя по той же ностальгии по ретропиксельным играм, пик ещё не пройден. :)
Ребятишки, откуда взята сцена на 14:02 ???
Syntrax
Второй год подряд по всему миру активно гастролируют музыканты вроде Perturbator, Ghost, Carpenter Brut и так далее Мне всегда казалось, что Ghost ближе к 70-ым и Black Sabbath.
xAndrewx Скорей всего не Ghost, а Gost. Я сомневаюсь, что дум-метал группа имеет отношение к синтвейву=)
Kung Fury топ, просто топ.
https://www.youtube.com/channel/UC6ghlxmJNMd8BE_u1HR-bTg https://www.youtube.com/channel/UCD-4g5w1h8xQpLaNS_ghU4g
Прямо как в PS Plus попал)
Ретро живет и хорошо. Новое хорошо забытое старое.
hotline miami вышла классной а сюжет в особенности советую всем может и не проходит но хотя бы ознакомится с полным сюжетом ибо это реально очень интирессно
Кому то нравится ретро, что было в моде, а мне нравится андеграунд, который вышел из моды
Отличная статья
Тот самое чувство, когда прочел, посмотрел и после всего осталось приятное "послевкусие" и легкое чувство кайфа...
Редко пишу комментарии, но тут не удержался. Статья ОТЛИЧНАЯ! Спасибо!
Лайк за эту статью!
Интересный пост, спасибо.
Алексатор Это не пост а статья, punk! Это треад!
Бомбардировщик ПВЕИЛИЗАССАЛ?!
Что значит в "какой-нибудь" Екатеринбург или Минск , имейте уважение