на главную
об игре
Half-Life 3 игра отменена

Не просыпайтесь, мистер Фримен: почему Half-Life 3 нет места в современном мире

Недавний релиз концепт-артов к Half-Life 2: Episode 3 вновь разбередил сердца фанатов, оставшихся без любимой серии. В этом материале мы вспоминаем историю Half-Life, разбираемся, почему она оборвалась на полуслове, а главное — почему не стоит по ней тосковать, но можно погрустить о мире, в котором ей нет места.

Что такое Half-Life

Серия боевиков от первого лица. Первая и вторая части были революционными для своего времени шутерами, задавшими новый стандарт в игровых механиках и нарративе. Например, в Half-Life (1998) была инновационная система взаимодействия с напарниками (если спасти охранника, он мог идти с вами по уровню, помогая отстреливаться от врагов), а в Half-Life 2 (2004) креативно использовалась физика: благодаря специальной пушке герой стрелял по врагам подручными предметами.

По сюжету Земля оказывалась захваченной инопланетянами. В секретной подземной лаборатории физик Гордон Фримен открывал портал в параллельное измерение, откуда к нам врывались пришельцы. Бороться с ними герою помогала напарница Аликс, ее верный робот Пес и таинственный мужчина в пиджаке с черным чемоданчиком по прозвищу G-man.

Почему история Half-Life оборвалась на полуслове

Начиная со второй части, издатель Valve начал использовать собственные игры как подспорье для развития бизнеса. Half-Life 2 распространяла никому тогда еще не известный Steam; сейчас эту же функцию выполняют бесплатные Team Fortress 2 и Dota 2, заставляя своих поклонников скачивать цифровой магазин.

После релиза Half-Life 2 боссы Valve пришли к выводу, что тратить по пять лет на разработку игр невыгодно. Проще делать сериал: раз в год выпускать по одному эпизоду, экономя на производственных затратах, но не теряя фанатской базы.

Согласно этой стратегии вышли два эпизода продолжения Half-Life 2…

А потом Valve утратила интерес к проекту. Создание эпизодических игр оказалось вполне затратным и трудоемким делом, а много денег — по меркам Valve с ее миллиардными оборотами — на них заработать не получалось.

В середине 2010-х Гейб Ньюэлл увлекся Dota 2, Steam стабильно приносил сверхприбыль, а креативный запал постепенно затух — про Half-Life забыли.

Какой могла быть Half-Life 2: Episode 3

Меж тем сохранилось огромное количество наработок, которые при относительно небольшом содействии Valve можно было воплотить в жизнь. Мы уже писали об отмененной игре Arkane, действие которой происходило в городке Рейвенхолм, а недавно продюсер 2K Games и большой фанат истории Valve Дэвид МакГриви поделился ранее не опубликованными артами из третьего эпизода (они украшают этот текст).

Основным местом действия стал бы ледокол «Борей».

На нем когда‑то велись эксперименты по созданию порталов, но что‑то пошло не так, и корабль застрял во временной аномалии.

Героям все-таки удавалось на него проникнуть, и перед ними вставала дилемма: уничтожить «Борей», обрубив инопланетянам путь на Землю, или оставить целым и невредимым, используя как межпространственное оружие в борьбе с пришельцами. В итоге корабль оказывался уничтоженным, Гордона Фримена от взрыва спасали дружественные инопланетяне вортигонты, а его напарницу Аликс забирал с собой в портал G-man.

Почему не стоит тосковать ни по Episode 3, ни по Half-Life 3

Во-первых, если верить утечкам, большая часть Episode 3 разворачивалась бы в трюмах «Борея». Хоррор в замкнутом, смоделированном по реальным образцам пространстве — это пример чудовищно устаревшего геймдизайна. На таком материале вряд ли можно собрать достойное завершение великой игры.

Во-вторых, история «Борея» теперь уже не канон. Half-Life: Alyx обнулила финал серии: Аликс похищена G-man, Илай Вэнс жив, Гордон Фримен должен спасти свою спутницу.

Но самое главное — сюжет и персонажи в Half-Life никогда не были на первом месте.

Игра про научное открытие, перевернувшее представления о пространстве и времени, сама стала чем‑то вроде такого открытия.

Half-Life всегда была олицетворением прогресса, будь то искусственный интеллект, дозревший до того, чтобы создавать сообразительных напарников, или честная физика, позволяющая добиться гиперреалистичного взаимодействия объектов.

Ее история, пусть складная и приятная, так и останется придатком к технической революции. И вот сейчас такой революции, возглавить которую в третий раз смог бы полюбившийся всем вооруженный монтировкой физик, нет и не предвидится. Каждое следующее поколение видеокарт все слабее опережает предыдущее; каждая игра-хит отчаянно похожа на своего не менее хитового предка. Гордону Фримену не к кому примкнуть.

Не стоит тосковать по Half-Life 3, но можно погрустить о мире, в котором она вдруг стала невозможной.

Комментарии: 10
Ваш комментарий
сюжет и персонажи в Half-Life никогда не были на первом месте.

Эм, нет? Какой бы не была красивой/технически совершенной игра, если в ней нет годного сюжета с интригой, крутыми сюжетными поворотами и т.д. на пару с персонажами, которым сопереживаешь (или ненавидишь, если он качественно написанный злодей), веришь в их мотивацию, то такой продукт в анналы истории не войдёт - взять тот же оригинальный Crysis 2007ого года. Да, он красив, да, тогда это была настоящая революция, да, люди и сейчас его вспоминают (заслуженно) при любом поводе, связанном с графикой. Но все одинаково поносят слабый сюжет, который есть просто чтобы переносить действие из одной локации в другую.

В следующем же за этим утверждением абзаце перепутаны причина и следствие (под причиной имеется в виду "нет новой Халфы потому что Халфа всегда была революцией"). Да, HL всегда была вестником прогресса, скачка в своей области (и Half Life Alyx это в очередной раз доказала, ибо спустя годы после её релиза НИКТО не смог переплюнуть её по качеству исполнения и продуманности VR геймдизайна). Но это лишь значит, что когда подходящие условия вновь настанут (как было с пришествием нормального VR-а для Alyx), настанет и время для новой Half Life. И, как минимум, относительно ближайшим поводом является очередная "волна" VR-экспансии (выход PSVR2 с кучей крутых ААА VR-игр + возможный порт Alyx на PS5 и, соответственно, подъём к ней интереса; релиз нового поколения гарнитур, в частности standalone-версии Valve Index 2, о котором уже годы как витают слухи; и ещё дальше в будущее - появление гарнитур со встроенным BCI (brain computer interface аля интерфейс мозг-компьютер) о котором много раз говорил Гейб Ньюэлл и идею которого он продвигает, например, сотрудничеством Valve с OpenBCI), а ещё чуть дальше - революция в искусственном интеллекте, которую возглавляет никто иной, как сам Джон Кармак. И я думаю это будет достойный повод инженерам и геймдизайнерам Valve разогнаться на полную и показать всему миру в очередной раз кто тут главный.

Так что может Half Life 3 или Episode 3 мы и не увидим, но то, что новые игры из серии будут выходить - факт. И рано или поздно мы увидим финал всей этой потрясающей истории.

5

Красота картины зависит от технологичности кисти? То есть без графеновой кисточки со встроенным фонариком и выдвижным штопором нельзя рисовать? Да вот нифига, мастер может создать шедевр угольком от костра на задристаной стене хрущобного подъезда.

ЖЫрный Габен на халявных харчах окончательно обленился, растерял все кадры и даже ККИ сляпать, которая с точки зрения технологий вообще дипломная работа студента, для него оказалось сложной задачей. "Чудовищно устаревший геймдизайн", ну это который без аренок, магазина скинов и королевской битвы, вполне позволяет сделать достойную игру, если у вас есть приличный сценарист, вменяемый художник и программисты хотя бы с руками из плеч, про прямизну речи не идёт. Ну а так, как сейчас игры делают, полбюджета в рекламу, треть украли, остального еле хватило индусам на аутсорс, конечно ничего не получится, но это не делает проект невозможным.

2

Возможно Half-Life 3 и не будет [вставьте сюда шутку про Гейба и цифру 3], но не стоит забывать, что вселенная Half-Life больше не ограничена этим словосочетанием. После появления Portal c мультивселенной, после Half-Life Alyx с перемещением во времени - развиваться можно в любую сторону.

Так что да, Half-Life 3 может и не увидим, но вселенную Half-Life увидим точно. Вопрос лишь, в каком виде и с какими экспериментами будет игра про этот загадочный мир?

1
Хоррор в замкнутом, смоделированном по реальным образцам пространстве — это пример чудовищно устаревшего геймдизайна. На таком материале вряд ли можно собрать достойное завершение великой игры.

Пургу несешь полную. После успешного RE2, хорроры переживают ренессанс. Хороших коридорных шутеров очень сильно не хватает.

Во-вторых, история «Борея» теперь уже не канон. Half-Life: Alyx обнулила финал серии: Аликс похищена G-man, Илай Вэнс жив, Гордон Фримен должен спасти свою спутницу.

То, что Аликс похищена не отменяет существования корабля. Так что с Аликс или без по сюжету его надо уничтожить.

1

А тем временем, фанаты пилят свои сюжетные моды, которые достойны потягаться с официальными играми. Пример Entropy: Zero и Entropy: Zero 2. И не забываем про Black Mesa, которая хоть и ремейк, но всё же. Так что:

это пример чудовищно устаревшего геймдизайна.

Не катит. Ибо люди до сих пор играют в этот "устаревший" геймдизайн и всем нравится. Кроме того, сейчас везде устаревший геймдизайн, куда не глянь. И что бы там студии не пытались реализовать в своих играх, оно уже было реализовано до этого сотню раз. Посему, HL3 можно и выкатить, но игровой процесс стоит сильно разнообразить, а левелдизайн усовершенствовать так, чтобы это не были пустые коридоры с отстрелом тупых болванчиков, а что-то большее.

0

Бог с ней с Халвой, актуальное окно релиза для ее продолжения действительно ушло. Так или иначе будет вилка: в прежней обертке она уже не удивит и не выстрелит в массах, для чего ждали?! в новой же под стать реалиям найдутся недовольные, почему то да се не так, раньше деревья были больше, не соответствует высочайшему стандарту и т.д. Именно поэтому за полноценную третью часть так и не взялись, а вот Аликс вполне себе в качестве зарисовок на полях удачно сочетает озвученные аспекты, заодно оставляя какую-то надежду на продолжение в той или иной мере.

Меня этот незакрытый гештальт не сильно беспокоит, тут еще нужно учесть, что Вальве сейчас совсем другая контора, ряд разработчиков давно покинули студию, новинок практически нет, есть стабильный доход от магазина и торговой площадки. А вот что действительно печалит, это так и не вышедшие продолжения под литерой три Л4Д и Портал. Там то концепция предельно ясна, не нужно изобретать или подбирать новый жанр, сделайте тоже самое, идейно улучшенное на новом движке. Но ведь и на это не сподобились, никаким Valve Time это не оправдаешь. Есть вероятность, что конкретно от этой студии или при жизни Ньюэлла мечты миллионов игроков так и останутся нереализованными.

0

хл аликс, уже вышедший тогда, шутка что-ли? концовка второго эпизода второй части переделана, продолжению быть. чё не так?

0

Халф-Лайф Аликс это как бы альтернативная линия халфы. Так что в качестве основной ее нельзя рассматривать.

0

Как это нет места? Халфа культовая игра, и даже если продолжение будет на движке хоть первой, хоть второй части - её всегда ждут. Ждут конца истории. Не говоря уже про страсть Валв к технологическим фишками. Как только придумают - выйдет.

0

думаю валв можна выпустить небольшой шутерок АА+ на юнити или анриле 5 с названием полу жизнь 3 потому то буде много хайпа вокруг названия и проекта и н этом он может окупится. другой сложный вопрос под какую аудиторию выпускать игру под новую или под старую где оба варианта имеют рики.

-1