Любой меломан знает — стоит только натянуть на голову здоровенные высокоомные наушники с огромными «чашками», как окружающие начинают смотреть с нескрываемым уважением, мол, вот кто понимает в звуке! При этом совершенно неважно, откуда этот звук идёт, хоть из дешёвого смартфона. Но то мнение непрофессионалов — а как на самом деле? Чем больше сопротивление, тем лучше звук? А зазвучат ли «тугие» наушники со смартфоном? Разбираемся!
Наушники с высоким сопротивлением действительно дают лучший звук?
Да, правда. Как ни странно, высокоомные наушники — более простая нагрузка для источника звука. Это связано с тем, что на них подаётся меньший ток. (Помните закон Ома? I=U/R, где I — сила тока, U — напряжение на выходе источника звука, R — сопротивление наушников). Чем меньше сила тока, проходящего через усилитель гаджета, тем ниже уровень искажений.
Также высокое сопротивление снижает искажения от мембраны излучателя — она лучше контролируется и быстрее реагирует на изменения аудиосигнала. Такой эффект называется электрическим демпфированием. При его нехватке бас может срываться в гудение, а высокие частоты становиться грязными и сыпучими.
Так что, высокоомные наушники улучшат звук моего смартфона?
Нет, это не так. Чтобы высокоомные наушники раскрыли свои плюсы, им нужен мощный усилитель. Правда, сперва надо выяснить, какие наушники стоит считать высокоомными. Для этого понадобится сравнительная величина, относительно которой можно понять, насколько велико сопротивление наушников. Такой величиной является выходное сопротивление источника.
Любой смартфон или плеер имеет усилитель, через который звук подаётся на наушники. Все компоненты усилителя обладают собственным сопротивлением, а их совокупность образует выходное сопротивление источника.
Чтобы звучание наушников не искажалось, нужно их правильное согласование с источником. В этом нам поможет правило одной восьмой:
Выходное сопротивление источника должно быть менее 1/8 сопротивления наушников. Например, для 32-омных наушников выходное сопротивление должно быть не более 32/8 = 4 Ом. В противном случае в наушниках могут возникать заметные на слух искажения.
У современных смартфонов выходное сопротивление составляет не более 2 Ом. По правилу одной восьмой к ним можно брать наушники с сопротивлением от 16 Ом. Притом мощность их усилителей сильно ограничена, а максимальное выходное напряжение не превышает 1 В. Из-за этого они плохо справляются с нагрузкой выше 50 Ом — ухудшается проработка низких частот, может не хватать громкости. Такое сопротивление уже можно назвать высоким для большинства смартфонов.
Hi-Fi плееры тоже обладают низким выходным сопротивлением, но к ним допустимо брать и более высокоомные наушники — выходного напряжения в 2-4 В хватит, чтобы прокачать модели с сопротивлением до 100-120 Ом.
Очень высокое сопротивление (250/300/600 Ом) обычно встречается у студийных мониторов. Оно необходимо, потому что выходы студийного оборудования имеют сопротивление 20-50 Ом.
Что ещё учитывать при выборе: чувствительность
Обычно чем выше сопротивление наушников, тем ниже их чувствительность. Следовательно, требуется более высокое напряжение, чтобы вывести наушники на рабочую громкость. Маломощный усилитель тут не справится, а значит, добиться от такой связки достаточной громкости не получится. Для смартфонов лучше брать наушники с высокой чувствительностью (от 100 дБ/мВт). Если она ниже 95 дБ/мВт, скорее всего, наушникам потребуется мощный усилитель.
Однако низкое сопротивление не всегда означает, что наушники лёгкие на раскачку. Например, некоторые модели с планарно-магнитными излучателями могут быть низкоомными, но при этом чрезвычайно тугими. Так, MyST Ortophones при сопротивлении 18 Ом имеют чувствительность всего 77 дБ/мВт.
MyST Ortophones
Есть также исключения, когда высокоомные наушники обладают достаточной чувствительностью для использования со смартфоном. Пожалуй, самый «народный» пример — Koss Porta Pro. При довольно высоком сопротивлении в 60 Ом их чувствительность составляет 101 дБ/мВт, чего достаточно для современного смартфона. Но даже если громкости хватает, звучание всё ещё страдает от нехватки усиления, что в первую очередь сказывается на низких частотах — с более мощным источником их проработка будет лучше.
Koss Porta Pro
Что ещё учитывать при выборе: импеданс и конструкция наушников
На самом деле, вопрос сопротивления наушников сложнее, чем кажется на первый взгляд. Часто вообще нельзя точно сказать, низкое оно или высокое. И вот почему.
Наушники не работают на одной частоте, а воспроизводят весь слышимый человеком спектр. Поэтому у них сложное сопротивление, значение которого зависит от частоты — такая характеристика называется импедансом. Именно его указывают на коробках с наушниками, беря сопротивление для частоты 1 кГц.
В разных наушниках характеристика импеданса отличается. Например, в динамических и планарно-магнитных моделях импеданс линейный. То есть если на коробке написано, что он равен 32 Ом, то это справедливо для всего диапазона частот. Следовательно, снижается зависимость от источника, поскольку падение напряжения на всех частотах примерно одинаковое — АЧХ не будет искажаться от разного выходного сопротивления.
Импеданс динамических Beyerdynamic DT 250 (250 Ом). Незначительный подъём сопротивления на низких частотах до 200 Гц. На остальном спектре импеданс линейный — зависимость от источника минимальна. Источник: Reference Audio Analyzer
Импеданс планарно-магнитных HIFIMAN He-400 (35 Ом). Значение сохраняется на всём спектре частот, поэтому зависимость от источника минимальна. Источник: Reference Audio Analyzer
В арматурных наушниках импеданс нелинейный. Однодрайверные модели имеют подъём сопротивления на высоких частотах, что улучшает их контроль и не вызывает трудностей с подбором источника. У импеданса многодрайверных наушников множество подъёмов и спадов, а его неравномерность на всём диапазоне может достигать 100 Ом. Вот и получается, что на одной частоте они низкоомные, а на другой уже высокоомные.
Импеданс арматурных Etymotic ER-4 (32 Ом на 1 кГц, 60 Ом на частотах выше 10 кГц). Высокий импеданс на ВЧ улучшает их контроль, что положительно сказывается на качестве звука. Источник: Reference Audio Analyzer
Импеданс многодрайверных FitEar 335 DW (57 Ом на 1 кГц, 112 Ом на 3 кГц). На частоте 10 кГц значение импеданса всего 17 Ом — нужен качественный источник, чтобы избежать искажений на ВЧ. Источник: Reference Audio Analyzer
Именно многодрайверные модели ведут себя непредсказуемо с разными источниками, особенно если те обладают высоким сопротивлением на выходе — разница в падении напряжения на разных частотах увеличивает неравномерность АЧХ. К тому же такие наушники могут подчеркнуть нелинейные искажения источника, поэтому им нужен качественный Hi-Fi плеер.
Влияние разного выходного сопротивления на АЧХ FitEar 335 DW. Чем выше выходное сопротивление источника, тем сильнее искажается АЧХ. Источник: Reference Audio Analyzer
Выводы
В теории чем выше импеданс, тем лучше: наушники требуют меньше тока, снижаются уровень искажений и зависимость от источника. Нужно только учитывать мощность усилителя и чувствительность самих наушников.
В итоге для смартфона лучшим решением будут динамические и однодрайверные арматурные наушники с импедансом 16-50 Ом и чувствительностью от 100 дБ/мВт. С Hi-Fi плеером выбор уже шире — можно взять капризные многодрайверы или более высокоомные модели (до 100-120 Ом). В студии понадобятся мониторы с импедансом от 250 Ом, а к крутому домашнему усилителю подойдут тугие на раскачку планарно-магнитные наушники.
Сам по себе высокий импеданс ещё не гарантирует хороший звук — есть много других факторов, не затронутых в данной статье. Поэтому лучше выбирать наушники на слух, а не руководствоваться голыми цифрами. Тем не менее знание основы упростит выбор, ведь получится отбросить модели, которые однозначно не подойдут к вашему источнику. Иначе можно по незнанию взять к смартфону наушники хоть и низкоомные, но с низкой чувствительностью, и удивляться, почему звук такой тихий.
обладаю студийными AKG - 600 Ом , усилок ламповый сам спаял . уши правда линейные , но EQ никто не отменял . в общем нафиг не нужны мне низкоомные когда уже есть высокоомные и руки из правильного места , и уши растущие из головы , и вообще опыт звукооператора в течении 15 лет а по улице я не хожу в наушниках , предпочитаю слышать что вокруг.
PapaKarloS Ну не скажи, я себе для поездок взял баеры T5p-2 и chord mojo, хоть в самолете включил, хоть в гостинице. А вот с открытыми тугими ушами такой фокус не пройдет, да и усилитель с цапом с собой таскать так себе удовольствие.
arquen каждому своё , я редко сижу в ушах , но принцип такой - если бить так по голове и сразу насмерть. бейердинамик ваааще ненавижу , не потому что звучат плохо , а потому что беердинамик , то есть на уровне религии )) кстати и динамики из AKG я тоже вытащил из родного корпуса и под себя сделал корпус очень лёгкий и удобный , спасибо 3d принтеру и знакомым с одного предприятия. всё субъективно особенно на счёт звука и цвета. и готовым усилителям тоже не доверяю (есть опыт измерения параметров по сравнению с заявленными), предпочитаю сам спаять , подбираю детальки итд итп , на красоту корпуса пофиг.
caliskan "Сони 1000хм2 и не устоял. Они звучат не хуже моих домашних баеров 770 с цапом" Это бред, значит ты не слышишь разницу и все !
А я с недавнего времени подсел на блютус уши, послушал в магазине Сони 1000хм2 и не устоял. Они звучат не хуже моих домашних баеров 770 с цапом, в итоге баера продал и теперь на улице и дома с блютус ушами. Удобно и универсально
Koss Porta Pro в связке с Fiio E12 и zenfone 2 551ml - полет нормальный. но это до жути неудобно. Поэтому юзаю Sony XBA-A2. 32 ома, как раз золотая середина
Да с чего это наушники с высоким сопротивлением дают более лучший звук? Тут всё от наушников и усиления зависит. Ну и от источника и качества записи. При одинаковой подводимой мощности для высокоомных наушников нужет усилитель, способный выдавать большее напряжение, а для низкоомных - большую силу тока. При правильном выборе усилителя, хорошем источнике и качественной записи мои изодинамические наушники Kennerton "Thekk" сопротивлением 40(Ом) своей звуковой подачей запросто уделывают мои же динамические Sennheiser HD-650 на 300(Ом)! Усилитель MS audiolab - полностью балансный, с ну очень хорошей нагрузочной способностью по току (8Вт на 30(Ом) нагрузки) и выходным сопротивлением порядка 0,0001(Ом) (полевые транзисторы с изолированным затвором). В нём есть переключатель на низкоомную и высокоомную нагрузку. В общем, мои Sennheiser HD-650 - очень даже неплохие наушники - просто тихо лежат в углу, и рука к ним не тянется. Ну сувствительность у моих изодинамов чуть ниже, чем у Сенхов. Однако именно на качестве звука это тоже никак не сказывается - их мощность 1000мВт и усилитель их вытягивает вообше без напряга. Так что, по поводу связи качества звука наушников с их высоким-низким сопротивлением позвольте, автор, с Вами дико не согласиться! А вот разного рода затычки в связке со смартфонами, разного рода mp3 - я вообще не слушаю.
проблема хороших наушников в том, что такой потенциал не все игры\музыка\\фильмы\и тд может раскрыть говорю как владилец Razer Tiamat 7.1 )
xAGS37x Хорошие наушники и разеры в одном предложении, ясно.
так по ПеКа утрецу и не понял зачем мне усилитель если суть в том чтоб мембрана колбасилась лучше когда дано чо сила тока всегда одна на выход а выходное устройство допустим у меня могёт 24 бита 96000 герцоми чо при трансформации в аналог дает одну предельную амплитуду и скорей все чостоту ниже а если взять так сказать большие колонки без усилителю где слоновая катушка и магнит килограмм пек-пек...
MunchkiN 616 Нужно брать колонки старых моделей. Которые выходили до законов по ограничению звука. Вот к таким присабачивал колонки от муз центра, так соседи вешались. Но они быстро сдохли :(. Купил новые, поципил к ним по старой схеме. Но увы они их едва вывозили, звука почти не слышно было. Только если ухо в плотную притулить. Сейчас юзаю саб. :) Вот это реально тема. К нему идут 2 пищалки, но орут будь здоров уже на 3 ти громкости.