Самое сложное в Dark Souls - её полюбить

Soul of Cinder by Felipe Yoon
Soul of Cinder by Felipe Yoon

Если бы я сел что-то писать про Dark Souls ещё год назад, то получившийся в результате материал стал бы лучшим доказательством моей видеоигровой зашоренности и профнепригодности, а канал можно было бы смело отправлять в перманентный бан. К счастью, у меня хватило ума не говорить о том, в чём я совершенно не разбираюсь.

В интернетах принято говорить о том, насколько сложны игры From Software, но историй о том, как сложно их понять и полюбить я не встречал. На специализированных ресурсах постоянно обсуждают тактики боя против очередного сверхтрудного босса, но никто расскажет вам, как раскусить и победить саму суть Dark Souls. Фанаты soulsborne-игрживут обособленно от остального игрового сообщества, говорят на собственном языке и зачастую испытывают лёгкое призрение к ещё не причастившимся к их любимой серии геймерам.

В этом году мне посчастливилось перейти в «касту ценителей гениальных игр From Software», но вместо того, чтобы ехидно посмеиваться над «нубами», я подробно опишу весь свой путь от ненависти до любви к этим очень странным, непонятным, немного мазохистским, но таким притягательным интерактивным развлечениям. И кто знает, может, кто-то из прочитавших это повторит его.

Попытка первая: Dark Souls

Gravelord Nito by Felipe Yoon
Gravelord Nito by Felipe Yoon

Мои отношения с серией Dark Souls складывались далеко не самым гладким образом, и уж точно ни о какой любви с первого взгляда тут говорить не приходится. Как и у многих, моё первое знакомство с Dark Souls случилось осенью 2012 года, когда первая часть вышла на PC – единственной доступной мне тогда платформе. Впечатления от этого самого знакомства я могу легко описать одним лишь словом – РАЗДРАЖЕНИЕ.

И так не самая лучшая картинка с PS3 не только не получила улучшений в ПК-версии, но ещё и обзавелась новыми весёлыми глитчами. Ещё больше отпугивали архаичный и партизанский интерфейс вкупе с категорическим нежеланием игры подружиться с игроком, рассказать ему о себе и хоть куда-то направить. Но главной проблемой было, разумеется, управление с клавомыши, в особенности захват целей. Попытки совладать с контролем персонажа представлялись особым видом изощренной пытки и эдаким дополнительным ультрахардкорным уровнем сложности в и без того не самой простой игре.

Я со скрипом дошёл до Горгульи, спустя несколько попыток одолел её, после чего со спокойной душой снёс игру с винта и отправился во второй забег по Скайриму. Dark Souls тогда получила от меня метку очень странной, неказистой и непонятно для кого существующей игры, возвращаться к которой я совсем не планировал. Конечно же, я понимаю, что всего-то нужно было поставить парочку фанатских заплаток и/или прикупить нормальный геймпад, чтобы без проблем погрузиться в эту гениальную штуковину с головой и зафанатеть от серии ещё семь лет назад, только вот причин всё это делать я тогда так и не нашёл.

Попытка вторая: Dark Souls 2

Fume Knight by Felipe Yoon
Fume Knight by Felipe Yoon

Следующий неудачный заход на игры From Software был предпринят уже в 2014-м, и связан он был, как не трудно догадаться, с релизом Dark Souls 2. К тому времени будущая трилогия уже обзавелась внушительной фанатской базой, приличным весом в игровых СМИ, да и вообще в интернете. У меня не получилось уклониться от всей этой волны хайпа, и через «не хочу» я снова принялся заставлять себя полюбить Dark Souls.

ПК-версия Dark Souls 2 была уже вполне сносного качества, поэтому списать негатив на кривой порт и плохую оптимизацию уже не вышло. Зато дала о себе знать прогрессирующая избалованность классическими западными ААА-играми. В DS2 мне не нравилось почти всё. Не нравилась устаревшая паст-ген картинка, не нравилась рубленая анимация, раздражал неопрятный «японский интерфейс», вводило в ступор отсутствие внятной сюжетной канвы и мотивации продолжать терпеть унижения от рядовых мобов. По итогу, вторая DS продержалась на моём винте немногим дольше первой.

К слову, тогда я очень любил причитать о том, что игры всё больше оказуаливаются, геймеры тупеют и играют в очередные конвейерные Call of Duty и Assassin's Creed, а вот раньше-то был Morrowind, был Deus Ex, был Arx Fatalis... Очень иронично, что я сам не заметил как стал казуалом, отчаянно требующим новой знакомой жвачки с открытым миром, понося подобным диагнозом точно таких же любителей популярных игровых серий. И нет, я не считаю, что играть в CoD и AC – это стыдно. Стыдно стыдить кого-то за игровые пристрастия.

Попытка третья: Bloodborne

Eileen the Crow by Felipe Yoon
Eileen the Crow by Felipe Yoon

По логике повествования здесь так и напрашиваются ещё несколько абзацев о том, как сильно меня разочаровала очередная часть серии, но... нет, на этот раз всё получилось несколько по-другому. Релиз Dark Souls 3 я проигнорил целиком и полностью, окончательно уверив себя в том, что Dark Souls – это просто не моё. С этой установкой я прожил до начала этого года, лихо проставляя пометки «пройдено» напротив самых заметных сингловых ААА-релизов, и отписывая в этот блог свои мысли по таким замечательным играм, как Red Dead Redemption 2, Horizon Zero Dawn,Assassin’s Creed Odyssey, God of War, Resident Evil 7, Spider-Man и др.

Всё это прекрасные проекты (кроме Odyssey, пожалуй), и всё написанное дальше нисколько не принижает их качества, но, как бы ни были они хороши, слишком уж привычны и знакомы были задействованные в них геймплейные механики, структуры повествования и способы развлечения игрока. Разбирать их на составляющие было легко и приятно, им было за что петь дифирамбы (особенно RDR 2), но никакого, как это модно говорить, totally new experience, там не было.

К началу этого года в арсенале эксклюзивов Sony оставалась всего одна не понятая мной игра класса «системселлер» – Bloodborne. На этот раз удобно сошлись как номинальный повод – пощупать все прославленные экзы PS4, так и весомая причина – желание испытать что-то новое, отличное от привычного игрового опыта. Самое странное, что даже после всего неприятного опыта с предыдущими играми From Software, я отчего-то был уверен, что Bloodborne мне понравится.

На деле всё вышло не совсем так. Bloodborne мне не просто понравилась – я влюбился в неё так, как не влюблялся ни в какую другую игру за последние полтора десятка лет. Первое время я не понимал, что происходит и не мог найти каких-то объективных причин для такой резкой смены своего отношения к souls-like. Может Bloodborne сильно лучше первых двух DS? – Да нет, фанатское комьюнити и рейтинги на metacritic этого не подтверждают. Или дело в платформе, удобстве и заточенности игры под Dualshock 4? – Тогда почему так много поклонников серии всю жизнь прекрасно обходились одним лишь ПК? И нет, за пять лет скорость моей реакции точно не выросла, а свободного времени на очередную дюжину попыток убийства злющего босса стало только меньше.

Почему так сложно полюбить Dark Souls?

 Blood-Starved Beast by Felipe Yoon
Blood-Starved Beast by Felipe Yoon

Как мне кажется, подлинная причина существования барьера на пути к пониманию soulsborne-игр, который я два раза не смог преодолеть, кроется в слишком уж высоком уровне их аутентичности и минимальному количеству заимствований у мейнстримовых разработок. Похожие друг на друга, кочующие из игры в игру механики – это совершенно нормальная история, способствующая не только облегчению процесса разработки, но ещё и скорейшей адаптации игрока в мире игры. Современный геймер легко переключается с одного проекта на другой, потому как всё работает по примерно одним и тем же правилам, поэтому резкая смена этих правил закономерно вызовет у него стресс и раздражение.

Сознательно возводить перед игроком когнитивную стену – не самая лучшая затея, если вы хотите большой аудитории и хороших продаж для своего детища, но From Software всё же пошли на этот риск. Высокая сложность, непривычная анимация, архаичный интерфейс и все прочие характерные для поджанра маркеры существуют здесь не потому, что From Software не умеют делать это всё по канонам индустрии. Всё ровно наоборот – они нарочно избегают общепринятых и прекрасно работающих шаблонов, чтобы не разрушить ими выверенную до миллиметра собственную структуру игры.

Для пришедшего с просторов Скайрима, Лос-Сантоса или даже Велена игрока souls-игры кажутся сломанными на всех уровнях, недоделанными и устаревшими, но если отзеркалить эту ситуацию, и подсунуть третьего Ведьмака человеку, который всю жизнь играл только в Dark Souls и Bloodborne, то кривым, раздражающим и недоделанным для него окажется уже какой-нибудь The Witcher 3.

Dark Souls – это кардинально иной подход к интерактивным развлечениям, иные методы взаимодействия игры с игроком и отличные от общепринятых способы его обучения и мотивации. У вас не получится просто взять и начать спокойно проглотить кровавый и жгучий Dark Souls, если до этого вас годами кормили с ложечки сладеньким видеоигровым пюре. На этот раз вам нужно будет подстраиваться под игру, а не наоборот, и вы либо принимаете такие условия, либо проходите мимо.

Тактическое руководство

Artorias the Abyss Walker by Felipe Yoon
Artorias the Abyss Walker by Felipe Yoon

Если после прочтения всего вышеописанного вы почему-то всё ещё горите желанием пройти тернистый путь Проклятого/Негорящего/Охотника, то позвольте отвесить вам в дорожку несколько советов.

  • Не заставляйте себя играть в Dark Souls/Bloodborne насильно. Рано или поздно вам обязательно захочется ощутить челлендж и окунуться во что-то совершенно незнакомое и враждебное. Как только этот момент настал – бросайте все дела и отправляйтесь в один из мрачных миров From Software.
  • Самое сложное – пережить начало и первого босса вашей первой souls-like. Если это сделано, а процесс вам понравился, то прохождение всей игры – лишь дело времени.
  • Dark Souls/Bloodborne под завязку набиты сложными и неочевидными механиками, понять которые часто не удается даже методом отчаянного научного тыка. Не стесняйтесь пользоваться специализированными интернет-ресурсами, чтобы сэкономить время и открыть для себя множество новых граней геймплея и лора.
  • Не злоупотребляйте предыдущим пунктом. Прохождение DS/BB - это личная история, которую стоит написать так, как кажется правильным лично вам. Секреты и лучшие билды дождутся вас в НГ+.
  • Когда победите Людвига и Безымянного Короля, не бегите в интернет с криками о том, что все фанаты Ведьмака и Ассасина – тупые нубы. Лучше тактично намекните этим ребятам, что никогда не позно открыть для себя тёмную сторону жанра action-RPG и киньте им ссылку на эту статью. Хех.

***

Этот лонгрид, помимо прочего, можно расценивать ещё и как анонс целой серии материалов по играм от From Software, ибо несколько забегов в Bloodborne и Dark Souls 3 не отменяют необходимости закрыть гештальты первых двух DS и свежей Sekiro. Это я к тому, что подписка на канал не оставит вас без годных материалов по soulsborne-играм и немного скрасит томительное ожидание Elden Ring, о которой мы тоже поговорим, когда придёт время.

Комментарии: 20
Ваш комментарий

внатуре раза с пятого только решился и впервые дошел аж до Анор Лондо ну и до конца игры

3

Меня в первый раз, как она только вышла вообще не впечатлила. Г... но какое то подумал я. Ну, во всяких скайримы и фэлауты тогда переиграл, видимо. Этой мрачной и безысходный атмосферы просто не понимал. А решил я все же её опробовать в предвкушении 2й части. Насмотрелся всяких роликов) И как начал и уже просто нереально было оторвать меня от монитора. Помню в качалку ходил ещё тогда и забросил её нафиг из за него) да, кайфовая тогда была игра. Сейчас максимум только 3ю часть и бладборн, который мне ооочень прям вкатил.

2

в первый драк соулс вообще офигенный с геймплейной точки зрения, это редкий тип игры где чувствуешь героя, каждый шаг и каждый удар, другие игры фромов потеряли эту изюминку. другое что мне нравится это визуал и декорации, у игр фромов не передовая графика, средненькая если быть точным. Но смотря на мир это не бросается в глаза. Что насчёт сложности, игры не сложные просто требуют у игрока самоотдачи, что бы он не расслаблялся и получал удовольствие от того что он чего то достиг) И самое главное играть только на паде

1

-zotik-

-zotik- написал: И самое главное играть только на паде

А что в нём особенного? Я пробовал в DS на паде - сложно и непривычно. На клавомыше как-то удобнее.

3

-zotik- Ясно. Еще один рачок-неосилятор богоподобных клав и мышей. мимо прошедший все игры серии дс на мыши и клаве на изи Помню только еще, когда dsfixa не было к первой части, раздражал курсор на экране (хз, был бы он на геймпаде или нет, но уже не важно)

3

-zotik- Ну так чего такого особенного в геймпаде касательно DS? Алебарда чёрного лыцаря дропается с шансом 100%?

2

Wing42 перед гвином все чёрные оружия дропаются с 100% шансом

-1

Я пока так и не смог "полюбить" первую часть....мне вторая ближе...вероятно по тому,что она была у меня первой...

1
Wing42 написал: На клавомыше как-то удобнее.

Плюсую на клавомиши удобнее если настроить под себя, а камеру вететь и целится одно удовольствие (забиндил пинок и удар в прыжке на одну клавишу вместо тупой комбинации на паде) Только во 2 часть не смог настроить из-за тупых запретов настройки в самой игре... Пришлось корячится на ракожопном паде...

1

Сразу зашла как дюрант или дюрент версия на пеке появилась, даже не понимал во что я играю но затянуло неплохо. Хорошее тогда время было, я даже не подозревал что есть соулс лайки или ещё что то подобное, просто какая то дебильная игруха в тоже время супер загадочная и ты ваще не понимаешь что тебе делать - сдох раз 10 пошёл в магаз взял яги и го продолжать, сейчас же млакасосов не избалуешь уже просто так.

0

Мое знакомство было быстрым: играл на клавиатуре, зашел в игру, ахренел от управления, дошел до "Демона Прибежища", вместо того чтобы убежать — начал ему царапать жопу своим обломком, он меня убил, я удалил игру. Только после анонса 2-й части, я решил дать игре еще один раз, но уже с геймпадом.

-1