"За" и "против" предварительных заказов игр. Субъективный взгляд

Добро пожаловать в двадцать третий блог из моей рубрики "Субъективный взгляд". Сегодня я решил рассмотреть такую тему, как предварительные заказы игр. Эта тема является актуальной уже многие годы и начала активно развиваться параллельно с цифровой дистрибуцией.

Предзаказы стали неотъемлемой частью современной игровой индустрии. Покупка игры до релиза имеет свои преимущества для покупателей и ещё более выгодна издателям. Но с другой стороны, предварительный заказ - это всегда риск для игрока. Постараемся подробнее рассмотреть данную тему.

Для чего же существует система предварительной покупки игр? Очевидно, это довольно прибыльная для издателя вещь. Но игроки тоже получают свои "пряники":

  • Ну, во-первых, это возможность заплатить за продукт до релиза и в первые секунды после выхода игры получить к ней доступ. Ещё одной приятной стороной является возможность предзагрузки дистрибутива вашего приобретения за несколько дней до релиза. Особенно это приятно для людей с медленным интернетом или просто нетерпеливых.
  • Во-вторых, нынче за предзаказ часто дают различные бонусы: будь то эксклюзивные DLC, саундтреки, артбуки, дополнительные игры, небольшая скидка или что-то ещё.

Для издателей же предварительные заказы куда более выгоднее, чем для игроков:

  • Первое, что выгодно для издателя - это получение прибыли до релиза игры. Конечно, основная масса продаж приходит на момент релиза и некоторое время после, но и до релиза тоже можно заработать. И довольно много, если игра популярна.
  • Второе - это, конечно же, возможность "впарить" говно в мешке. Конечно, сейчас в сервисах цифровой дистрибуции есть возможность вернуть потраченные деньги, но все ли их возвращают? Очевидно, нет - и на это есть несколько причин.

Как мы уже выяснили, предзаказы имеют ряд позитивных аспектов, с которыми вляд ли кто поспорит. Но предварительный заказ несёт определённые риски для покупателя.

Лично я пару раз уже обжёгся на предзаказах. Помнится, до выхода купил в 2012-ом коллекционное издание Risen 2: Dark Waters. Игра мне, мягко говоря, не понравилась, и множество матов было промолвлено. Позже я ещё раз наступил на грабли. Это был предзаказ Aliens: Colonial Marines... ну вы поняли, ведь все знают, какой же кучей навоза вышла эта долгожданная игра. Учитывая, что я покупал Steam-ключи в сторонних магазинах, деньги мне не вернули. Да и в то время в Steam уже не было предусмотрено этой возможности. 

Так вот, предзаказ - это всегда риск. И даже несмотря на осознание этого, мы продолжаем иногда наступать на грабли. А "грабли" эти могуть быть разными: провальная или не пришедшаяся по вкусу игра, плохая оптимизация, обилие багов и прочее. Стоит вспомнить тот же Batman: Arkham Knight, выпущенный в июне.

Правда, сейчас для покупателей есть некая "подушка безопасности", то-есть, возможность возврата денег, поэтому предзаказы делать стало менее рискованно, чем раньше. Однако, тут тоже есть подводные камни: если вы купили игру в стороннем магазине и активировали ключ, возможности refund'a у вас уже не будет.

Выход, естественно, есть, но и он не универсален. Конечно же, вы можете скачать пиратскую копию и опробовать игру до покупки. Но если вы всеръёз решили заплатить за игру, могут быть случаи, что вы утратите бонусы предзаказа. Конечно, артбук, саундтрек и прочее говно, которого валом на любой интернет-помойке - это не аргумент. Но вот эксклюзивные дополнения, которые не всегда можно купить после выхода игры, могут выступить весомыми противовесами в пользу предварительной покупки.

В общем, предзаказ имеет две стороны медали. И само-собой, подобный подход и дальше будет продвигаться всеми крупными игроками индустрии, так как наиболее выгоден для них. А вот как поступать нам, покупателям - решает каждый лично.

Засим откланиваюсь,

Ваш нелюбимый бонус предзаказа, warp 37

Комментарии: 18
Ваш комментарий

Чисто для нетерпеливых. Но всё же это меркнет перед нынче модными ранними доступами в дешёвых поделках Steam'a.

17

Скорее против, чем за.. Ибо ты не знаешь - что тебя поджидает и чем накормят разработчики. В последнее время создатели плюют на своих потребителе !! Проще не пред заказывать кота в мешке..

13

Все-таки, в основном, люди стараются предзаказывать те проекты, которые им интересны или в которых уверены. Конечно у меня был период, когда предзаказывались все ААА вподряд, но с текущими ценами это проблематично. Плюс, функцию возврата таки сделали даже в стиме (главное чтобы была куплена в нем же). Как по мне, сейчас более опасна разновидность предзаказа - ранний доступ.

10

Предзаказываю игры только в том случае, когда чуть ли не на 100% уверен в том, что игра мне в итоге понравится. Вроде пока что не промахивался. Хотя в последнее время предзаказов вообще почти не делаю.

6

Вспоминаем aliens colonial marines, и взорванные попы предзаказавших ее за фуллпрайс )

6

Не устаю постить эту гифку:

Хотя сам беру предзаказы в трёх случаях: - когда есть 100% уверенность в разработчиках; - когда уверенности нет, но разработчики заслужили это своим прошлыми творениями; - когда шанс удачного продолжения любимой серии не меньше 50/50, и я должен это увидеть своими глазами.

5

В чем смысл это блога, если все знают это? Разжевать для конкретно тупых что ли?

4

Вообще-то на концепции предзаказа живет еще краундфаундинг: в свое время заплатил 25$ за переиздание Мор. Утопия. - сижу жду. Чем не предзаказ. И вообще предзаказ есть факт доверия. Скажем в fallout 4 я верю сделал предзаказ (сезонник пока не брал ибо похудеет там где слипаться должно), в то время как Mad Max как-то не вызвал доверия по издателю и как оказалось не зря - даже на торент версию не тянет глядеть.

4

Раньше разрабы как то честнее или ответственнее были что ли и делая предзаказ ты не сомневался в качестве(по крайней мере ААА проектов). А щас (благодоря конвейрам) поняли что пипл схавает вот и не напрягаются выпускают забагованный кусок кода который допиливают потом пол года (или нет). Спасибо Гейбу за функцию возврата теперь хоть есть возможность отреагировать в таком случае а не просто сидеть и жалеть о потраченных деньгах.

4

обжегся на watch dogs, предзаказав еще и максимальную версию. Теперь вначале проверяю (торрент), затем покупаю. Хотя последнее время и проверять нечего, утонул игорь.

Спойлер

первый за последнее время блог варпа, который похоже не вызывает расстройства заднего прохода у местных )

3

Не думаю, что этот риск того стоит. Ну лично для меня. Лучше уж унять свою нетерпеливость, чем иметь риск получить непонятно какой продукт.

2

для игрока предзаказ это чисто игровые бонусы и зачастую чуть более низкая цена при том что можно начинать играть недожинаться 500 лет всяких распродаж. вполне ожидаемо что разработчик может не сможет выполнить ряд своих обещаний или игра может просто не понравицо. это добровольный риск и тут каждому свое. тут надо припомнить сказку о попе и работнике его балде. а крауфдаудинг и прочий кик стартер это несколько иное. не стоит это путать с предзаказом.

1

Вообще система предзаказов нужна не для получения прибыли до релиза - её так не получишь. Во-первых потому, что не всегда удаётся (я бы даже сказал редко) продать необходимое количество копий, чтобы покрыть издержки. Во-вторых, до конца не известны все издержки, связанные с выпуском и поддержкой игры. Ведь даже после релиза компания-издатель продолжает некоторое время продвигать продукцию (реклама, промоушен и т.д.). А это затраты. И еще, бывает, приходиться осуществлять возвраты денег за игру, доработку и т.п. По этим причинам, аргумент получения прибыли издателем, разработчиком выглядит очень сомнительным. Предварительный заказ нужен в первую очередь для изучения спроса на игру и дальнейшей корректировки прогноза продаж, планов продаж и частичного снижения бремени финансовых издержек издателя.

1

Ну, если предзаказ это когда платишь за уже практически готовый продукт, то кикстартер это когда вкладываешся в идею этого продукта, выступая по сути спонсором его разработки.

0

статья ни о чем! чисто трындеж и перечисление причин-которые игроки и сами знают..

0

Для издателей есть ещё один плюс предзаказа: так они примерно могут спрогнозировать уровень спроса и продаж. А вообще ничего страшного в предзаказе нет. Если покупаешь что-то уровня ААА от большого издателя и разработчика. Даже если на старте будут какие-то косяки их патчами поправят.

-1