Этим летом мой младший брат оказался в компьютерном клубе в Ессентуках. «Я один играл в хойку, все остальные – в ксго», - рассказал он мне недавно. И я задумался, почему же так много подростков выбирает Counter Strike и Доту, оставаясь в них и в старшем возрасте, и так мало обращает свои взоры на стратегии. Долго я пытался разобраться, что же в стратегиях такого, что их делает обособленными. И недавно я решил поиграть в ту самую Hearts of Iron IV от шведской студии Paradox, которая, к слову, давно меня тянула, но я в нее почему-то не играл, хотя у меня сотни часов и в их Crusader Kings, и в Europa Universalis, и в Victoria, а с недавних пор еще и пополнил список Imperator: Rome. Ответ пришел сам: порог вхождения.
Множество механик
Если в той же доте достаточно запомнить умения и ульты своих любимых героев, что требует времени скорее в выявлении удобного амплуа и соответствующего ему героя, то в стратегиях во всем надо разбираться. К примеру, в Crusader Kings II в ванильной версии уже огромный набор механик: дипломатия, придворные, альянсы, браки, заговоры, религия, война. А еще можно принимать законы, каждый из которых имеет как к плюсы, так и минусы. А с добавлением дополнений мозг начинает взрываться от обилия информации.
Дополнение про Республики позволяет играть за Венецию, Генуя и Амальфи, но вместе с ними добавляется еще множество механик и решений как для самих республик, так и для прочих государств. И в каждом надо разбираться. Что приносит большую прибыль в республике: быть Дожем или знатной семьей? Как стать Дожем? Что дает строительство торговых «компаний» на побережье? Как построить их больше, чем другая семья или республика? Как захватить торговое влияние? Одним словом, вопросов всегда много. А чтобы в них разобраться, нужно провести десятки часов за чтением дневников разработчиков или сыграть несколько не самых удачных партий. Не всем это нравится.
Другой пример — это серия игр Total War. На глобальной карте есть города, в которых можно строить и что-то менять для своего королевства, есть агенты разных типов, в некоторых играх серии есть еще и семьи. А еще есть сражения, в которых у каждого юнита есть свои механики и особенности, которые зависят от местности: конница в лесу безнадежно уступает мечникам, но уже в открытом поле все будет наоборот.
Много данных
Еще один пример. Hearts of Iron IV. В недавно вышедшем дополнение La Resistence добавили особые деревья фокусов Испании, Франции и Португалии. Если в последних двух еще есть шанс разобраться, то в испанском без пол-литра не разберешься. А ведь каждый фокус дает ту или иную плюшку в отношениях, дипломатии, промышленности или запускает серию ивентов. Вот и попробуй в нем разберись. Даже в крупном дереве Рейха все куда понятнее.
Не уходя от игр шведской студии, обратимся к Stellaris. У каждой расы есть свои стартовые особенности: отношение к другим расам, их развитие, приспособленность к другим мирам. Стартовых рас не так много, но у каждой разное сочетание начальных модификаторов. И разобраться в них занимает много времени. А с освоением миров нужно разбираться еще и в этих самых мирах и появляющихся секторах. И чтение данных об эдиктах, типах миров, типах деятельности, зданиях занимает, наверное, порядка 20% времени. Даже если уже сыграно много часов, то это все равно занимает достаточно много игрового времени.
А в той же пятой Цивилизации Сида Мейера со всеми дополнениями еще на старте игры уходит около часа времени, чтобы выбрать интересную для начала партии цивилизацию. Ацтеки, Майя, Рим, Индия или Германия? А может Османы? Нет, вот у Марокко интересно. А стоп, а тут что у Японии? И когда ты это уже осилил, пора идти спать. А когда доходит до вопросов строительства, то тут тоже сидишь и думаешь, чтобы такое построить, чтобы победить врагов.
Исследования же вовсе становятся головной болью практически во всех стратегиях. Что нужно сейчас? А что изучает мой противник? А когда я смогу это исследовать потом? Вопросов всегда очень и очень много. И нужно идти в ногу со временем, а то будет как в мемах про цивилизацию: римские легионеры высаживаются с БТР-ов, а рядом осаду крепостных стен ведут из пулеметов Гатлинга. И все эти вводные, читать их, изучать, размышлять – так муторно…
А в ксго?
Там нужно знать места на картах, выбрать наиболее удобное для себя оружие и иметь хорошую реакцию. Это требует времени, но это познается в первые часы игры, а потом это уже переходит в разряд мышечной памяти, привычки, приобретенных знаний, применяемых с завидной регулярностью. Такое не работает в стратегиях.
Аналогичная ситуация и в доте, апексе, пабге или других популярных играх. Есть определенные знания карты и оружия, которые получить легче чем в стратегиях. Игроку требуется гораздо меньше времени и ментального напряжения, чтобы начать уверенно играть на хотя бы среднем уровне. После школы, универа или работы эти игры позволяют расслабиться. Стратегии же этого не дают.
Заключение
Почему же стратегии менее популярны чем многие другие жанры? Потому что их порог вхождения значительно выше: многие часы требуются для освоения механик, понимания модификаторов, ивентов. И если в популярных играх знания накапливаются и развивается тот или иной автоматизм, то в стратегиях это не работает: в каждой партии необходимо думать, размышлять, выбирать, принимать решения, исправлять ошибки. Все это гораздо сложнее чем просто запустить ксго и скатать пару каточек со своим сильвером после тяжелого дня. Да и то не факт, что стратегия своей медлительностью затянет, учитывая, что начать играть на среднем уровне получится отнюдь не сразу, учитывая количество информации, которую нужно изучить.
Проблема не в пороге вхождения. Есть казульные стратегии. Проблема в том, что у любого жанра есть определенное число заинтересованных пользователей и привлекать новых довольно трудно.
Тех, кто сравнивает теплое с мягким, ждут больше проблемы.
Популярность я так понимаю измеряется количеством игроков. По статистике большинство людей не хотят пользоваться мозгом в своей жизни, удовлетворяясь лишь профессиональными навыками в их области. Отсюда и популярность "тупых" игр, которые не требуют работы мозга, а требуют работы спинных рефлексов. Это адекватно для любой сферы развлечения: отчего тупые безмозглые блокбастеры так "популярны"? От того же. И собственно, к сабжу, стратегии все разные. Есть стратегии для тупых, есть для средних, есть совсем уж для умников. Они не должны быть все тупые, ибо во что тогда играть умным? Поэтому оставьте пожалуйста умные игры умным людям, а гонки, шутеры и прочую шалупань большинству, которые "просто хотят расслабиться вечером", будто очень уж напрягали мозг днем, ага.
Вот что еще странно... Вспоминаю 2000 и тогда интернет в СНГ был... это такая штука малость редкая была. В интернете ничего толком не было, статьи о играх. Помню как сидели в Lineage 2, World of Warcraft и искали всякие статьи, описания обновлений. Пиратки ужасно работали и разобраться было сложно, но однако школьники сидели и задротили. Теперь игры должно быть либо всё на автомате(сама игра пусть в себя играет) или минимум геймплея, а то еще устанут нажимать больше 3-х кнопок...
Мир просто деградировал. Упрощенный и без всякой воды геймплей интереснее. Никому не нужен игровой мир в деталях, философию и т.д... королевская битва у всех ещё. А что такого в королевской битве? Есть там сюжет, объяснение происходящего? Куча мамкиных киберспортсменов и им нужен только сам геймплей. В стратегии завезут королевскую битву и может начнут хоть как-то обращать внимание. А так сижу частенько один играю. Меня ещё и одиночки не затягивают, хочу сетевое, но не эту популярную фигню. Уникальность игр не ценится совсем. Я могу играть игру 20 летней давности или что-то более позднее, но никому не нужное. В Sea of Thieves как-то даже не могу никого найти. У всех один ответ - дорого и даже пусть будет игра 2к р. стоить.
па моему в стратегиях в целом порог вхождения чуть выше может рельсовых шутанов и в целом человег играющий в это жанр игор быстро адаптируется каждой новой подобной игре другое дело что разного рода стратегии жанр не популярен а значится они опираются на малую прослойку игрунков, любящих это жанр. от того они илита а стратегии делают более сложные плюя на игроков, которым важен сюжет. как кинцо. от того некий замкнутый круг и некий абстрактный школьник установивший экономический транспортный симулятор быстра его удаляет и накатывает думчик . Какая игра стала популярной? Варкрафт 3, так как очень простая, не требует каких либо умений от игрока. ябы не сказал что она очень простая. тама слоожнасть растет поступательно и под конец оригинальной кампании там вполне начинает бомбить. особенна если играть не постоянна.
Надо просто проще быть. Бежать играть не в популярное, а то, что именно тебе нравиться, смотреть на все жанры, а не 1-2. Смотреть не только на графику(лучше такой фильтр при поиске игр выключить) и искать по геймплею и вникать. Еще можно посмотреть какие игры раньше были. Это как кино. Ведь многие пересматривают старые фильмы. Почему нельзя увидеть что-то хорошее в старых играх? А там много что интересного есть. Есть хорошие мморпг, просто рпг, есть и стратегии(к примеру серия C&C чего только стоит).
В стратегиях не порог вхождения важен. В стратегиях очень высокие требования к умению самого игрока. В шутерах чаще всего достаточно более менее сносной реакции для того. чтобы нагибать. Есть к примеру, Варкрафт 3 - очень казуальная и простая стратегия с низкими требования к умению игрока. Есть к примеру, Казаки, которые всегда отличались требованиями к умению игрока, особенно при сетевых играх. Какая игра стала популярной? Варкрафт 3, так как очень простая, не требует каких либо умений от игрока. Есть разница, контролить в замесе 12-18 юнитов, либо же контролить в замесе более 1000 юнитов.
Станиславич По моему ты малость не прав. 1)Warcraft 3 в первую очередь полюбился людям за свой сюжет а не за сложность 2) Количество юнитов которые могут принимать бой не показатель сложности . В Warcraft 3 ты должен микрить каждым (ну или почти ) юнитом которые в большинстве своем имеют активные способности что то же усложняет игру , а в Казаках ты может и котролишь 1000 юнитов, но как правило ты микришь не одним стрелком, а целым отрядом из 50 таких стрелков и того если мы говорим о том как много надо контролировать то они на равне
николай шумилин В старкрафте сюжет разве плохой? Но при этом, в СК играют значительно меньше, чем в ВК, особенно в сетевом режиме. Казаки - это СК на максималках. Ну либо же, если бы в СК ввели лимит в 1000, вместо 200.
Станиславич 1) Ну в StarCraft 2 не плохой сюжет но он уступает сюжету из Warcraft 3 2). В первый раз слышу что в Warcraft 3 играет больше людей чем в StarCraft 2 , в StarCraft 2 проводят разного рода киберспортивные турниры как официальные так и не очень , добавляют контент для тех кто не любит играть против других игроков , скины , комментаторы и т.п , что означает что там много игроков ибо зачем вкладываться в не популярную игру , а про Warcraft 3 вспомнили совсем не давно да там выходили обновления , да там были турниры но они как правило локальные . 3) про зависимость сложности от количества юнитов я уже говорил
играл в пару стратегий, есть нравящиеся моменты, но явно не мой жанр. Это тип как гонки - не всем же нравятся или симуляторы пилота. Каждому своё.
Стратегии очень долгий жанр, вот и всё. Они же не все как старкрафт, склепал пару зилов и побежал к соседу, во многих пару часов ты будешь искать противника:) Требуют терпения, партии могут затянуться на дни, а если был перерыв, то "что я тут делаю и кто все эти люди?". Я и сам не особо загоняюсь именно по стратегиям, предпочитаю тактики, они более динамичные и не нужно проводить время за менеджментом урожаев брюквы:)
от себя добавлю ещё и то, что например в ДоВе, если ты потеряешь армию, то скорее всего отстроить её заново не успеешь, соответственно права на ошибку нет, если бы там роль обороны была сильнее, то игра была бы легче. Если игры с мощной обороной есть, не бейте меня тапками, в РТС я новичок.