Зона развлечения: как S.T.A.L.K.E.R. побудил туристов Чернобыль посещать

Материал стоило бы подготовить к 26 апреля — годовщине (35 лет) инцидента на Чернобыльской АЭС, но лучше поздно, чем... Дармон Рихтер, автор книги Chernobyl: A Stalkers' Guide, написал для The Verge статью, основной темой которой стали экскурсии в зону отчуждения Чернобыльской атомной электростанции.

официальный арт к S.T.A.L.K.E.R. 2
официальный арт к S.T.A.L.K.E.R. 2
У входа в Чернобыльскую зону отчуждения, спустя 35 лет после страшнейшей ядерной катастрофы в истории, встречает жёлтый сувенирный фургончик, продающий футболки, брелоки и светящиеся в темноте «чернобыльские презервативы», всё в символике противогазов или логотипов, предупреждающих о радиации.

Продают хот-доги и кофе. Есть «чернобыльское мороженое», рекламируемое красочными вывесками, напоминающими стиль готического бластера Америки атомной эры. Когда я присоединяюсь к другим туристам и встаю в очередь за кофе, колонки издают: «Я не хочу поджигать мир» от The Ink Spots, трек, взятый прямо из саундтрека к Fallout 3. К тому моменту, как я допиваю кофе, слышится уже напев Дорис Дэй: «Снова... это не может повториться снова / Это то, что бывает раз в жизни / Это божественное возбуждение»

В 2019 году в кинематограф взорвал мини-сериал «Чернобыль» от HBO, что привлекло беспрецедентное количество посетителей в Чернобыльскую зону отчуждения — рекордные 124 тысячи. Многие иностранцы решили, что хит HBO и вызвал интерес к окрестностям ЧАЭС, однако для гостей уже были готовы все условия: туризм в Чернобыле стабильно развивался с 2007 года. Благодаря играм.

В 2007 году вышли в свет две значимые игры, запечатлевшие Чернобыль в сознании целого поколения геймеров. На Западе Call of Duty 4: Modern Warfare — блокбастер, но с одной стелс-миссией под названием «Всё в камуфляже», действие которой происходило в Припяти. Эта часть сюжета оказалась самой интригующей и небывало мрачной для сеттинга Call of Duty, но, как отмечает автор книги, впечатляла только визуальной эстетикой: геймплей не предлагал ничего под стать локации и миссия могла проходить где угодно.

Чего нельзя сказать о S.T.A.L.K.E.R.

Долгострой "Тень Чернобыля" от GSC Game World вышел в тот же год (хоть и задумывался гораздо раньше), только теперь не игрока помещали в Зону, а Зону в игрока. Это не просто место действия и развития сюжета, S.T.A.L.K.E.R. познакомил игроков с миром, в котором таинственная «Зона» — это самостоятельный персонаж. Отчасти помогла инновационная глобальная система искусственного интеллекта A-Life, которая создавала симуляцию жизни: NPC будут взаимодействовать между собой, конфликтовать, петь песни под гитару у костра или отбиваться от стаи бешеных собак — с игроком или без него. Погружение усиливалось отсутствием возможности быстрого перемещения, вынуждая игроков проводить реальное время, глядя на постоянно сменяющиеся пейзажи и условия окружения. Но персонификация сеттинга S.T.A.L.K.E.R. была ещё глубже, так как уходила корнями в мифологию игры, которая черпала вдохновение в том числе из научной фантастики советской эпохи.

S.T.A.L.K.E.R. превратил Зону в уникальное место и добился феноменального успеха: за первый год было продано более 2 миллионов копий. Игра превратилась в серию и стала культовой в самом полном смысле слова. Появились тематические соревнования по страйкболу, ролевые сходки и фестивали. А с ними — и желание увидеть Чернобыль своими глазами.

Фильм Андрея Тарковского «Сталкер» 1979 года представлял собой медитативную несколько артхаузную историю о желаниях и лишениях, в которой почти мистическая фигура, известная как «Сталкер», ведёт двух туристов через постиндустриальные пейзажи таинственной, разумной Зоны, с целью найти Комнату в которой могут исполняться желания. Однако фильм больше походит на «Пикник на обочине» Бориса и Аркадия Стругацких 1972 года, который и вдохновил Тарковского на создание ленты. Главный герой «Пикника» лишь один из многих сталкеров. После некоего внеземного события участки поверхности Земли были загрязнены инопланетными энергиями. Эти районы эвакуированы и образуют охраняемые военными «зоны», а «сталкеры» — мусорщики, которые нелегально проникают внутрь, охотясь за ценными инопланетными артефактами, разбросанными в этом сюрреалистичном радиоактивном месте.

Чернобыль дал нам эту богатую атмосферу и огромные возможности лора.

GSC Game World создали очень близкий всей славянской культуре мир. Своих сталкеров они снабдили целой общественной системой внутри Зоны, создали соперничающие фракции, а всю территорию зоны отчуждения заселили обитателями: мутировавшими животными вроде собак, кабанов, ну или теми, кто много смотрел телевизор. Зона вдохновлена различными источниками: так, например, заимствует инопланетные «аномалии» из романа — невидимые ловушки, хлещущие языками пламени или перекручивающих неосторожных путешественников. А в центре, как и в книге, как и в фильме, располагается таинственный «исполнитель желаний». Но разработчики также приняли смелое решение разместить литературную вымышленную зону внутри реальной украинской зоны отчуждения: области эвакуированных ферм и деревень площадью 1000 квадратных миль, которая окружает Чернобыльскую АЭС, и сам город Припять. Ранее значение "Сталкер" никогда не имело отношения к ЧАЭС.

Рихтер спросил PR-менеджера GSC Захара Бочарова, как было принято это решение:

Для игры рассматривалось несколько мест. Но Чернобыль в какой-то момент оказался идеальным для всей этой истории. Это было решение Сергея Григоровича, геймдиректора, и тогда всё завертелось вокруг этой идеи. Чернобыль дал нам эту богатую атмосферу и огромные возможности лора.

Задолго до игры художественные произведения Тарковского и Стругацких порой описывались как почти пророческие в отношении Чернобыльской катастрофы и реальной Зоны, которая возникла впоследствии. S.T.A.L.K.E.R. родился в повествовательном пространстве, уже созданном городскими легендами и теориями заговора.

Наша основная команда - украинцы, поэтому всё, что произошло в Чернобыле, было для нас очень знакомым и личным. Идея рассказать историю в этом месте возникла органично — просто с некоторыми изменениями, такими как альтернативная история и элементы научной фантастики.

Захар Бочаров

В 2019 году Рихтер брал интервью у Ярослава Емельяненко, основателя «Чернобыль-ТУР» — одной из 18 туристических компаний, предлагающих посетить зону отчуждения ЧАЭС. Емельяненко тогда рассказал, что сам вдохновлялся игрой, а поскольку «настоящая Зона» была рядом, в 2008 году он основал собственную компанию и предлагал тематические туры. В те годы посещение территории Чернобыля было жёстко бюрократизировано, но со временем ситуация стала гораздо мягче: теперь на законных основаниях доступно куда больше примечательных мест.

Однако, замечает Рихтер, не все поклонники S.T.A.L.K.E.R. готовы навещать Зону на таких условиях. Журналист взял комментарий у Степана, одного из энтузиастов нелегального туризма в Чернобыль, называющих себя сталкерами. Степан берёт в походы запасы еды и воды, аптечку и дешёвый счётчик Гейгера, купленный в интернет-магазине. По словам сталкера, пеший путь от периметра Зоны до Припяти занимает три дня. Как и Емельяненко, Степан увлёкся Чернобылем после знакомства с игрой.

Когда вышел S.T.A.L.K.E.R., он стал для меня чем-то новым и особенным. Не только потому, что действие происходит в моей стране... но и потому, что эта игра кажется реалистичнее всего, во что я играл. В ней ты не играешь волшебным героем или «избранным». Просто случайный парень, бросивший вызов большому враждебному миру.

Поиграв в S.T.A.L.K.E.R., я захотел увидеть эти места вживую. Но теперь, узнав настоящую Зону, даже не хочется возвращаться к игровой версии.

Степан, сталкер

«Чернобыль-ТУР» верит, что проблему незаконного туризма решат правильный маркетинг и хорошие маршруты.

Люди часто проникают сюда незаконно, чтобы посмотреть на места, в которые обычные туры не водят. Иногда у меня в группе появляются бывшие сталкеры: теперь мы предлагаем такой большой выбор, что им просто нет смысла ходить сюда незаконно.

Екатерина Асламова, представитель «Чернобыль-ТУР»

Сталкер Степан относится к законным экскурсиям скептически.

Во-первых, цены на туры слишком высоки для украинских зарплат. Но законный туризм никогда не передаст ощущение исследования дикой Зоны. Когда я хожу сюда, хочу услышать лес. Побыть наедине со своими мыслями в месте, далёком от шума и правил обычной жизни. Взять ответственность за свою судьбу. Это уникальный и по-настоящему особенный опыт. Его никогда не получишь в законном туре, когда вокруг люди, автобусы, гиды и сувенирные лавки.

Степан, сталкер

Многие гиды относятся с незаконным посетителям Зоны нейтрально. Комментарий журналисту дал Евгений Чкалов, младший геймдизайнер S.T.A.L.K.E.R., отвечавший за часть побочных квестов игры. Сейчас он водит экскурсии в Зону.

Сталкинг и туризм — две стороны одной медали. Одни посетители хотят экстремального опыта и полного погружения в атмосферу. Другим достаточно просто посмотреть на Зону. Я сам был сталкером, как и многие законные гиды. У меня со сталкерами хорошие отношения. Они советуют мои услуги тем, кто не готов к долгим прогулкам. А я отправляю к ним людей, которым недостаточно возможностей легальной экскурсии.

Энтузиасты бродили по Зоне и до 2007 года, но S.T.A.L.K.E.R. дал им общую идентичность, основу для целой субкультуры. По словам Чкалова, большинство современных сталкеров вдохновились играми серии.

Они поиграли в игру и решили испытать тот же опыт в реальности. Но потом оказывается, что бродить здесь днями напролёт немного сложнее, чем просто нажимать клавиши. Это серьёзное испытание на выносливость. Поэтому многие сталкеры сдаются полиции.

Евгений Чкалов, гид

Сейчас за незаконное проникновение на Зону сталкеров ждёт штраф в размере около 20 долларов (1500 рублей). Пойманных нарушителей отвозят в полицейский участок в городе Иванков. Иногда этим пользуются сталкеры, не выдерживающие физических нагрузок от путешествия по Зоне.

В Зоне мы называем это «такси до Иванкова».

Степан

В статье Рихтер поделился собственным опытом путешествия в Зону. В 2018 году он присоединился к одной из экскурсий. Под предводительством украинского гида группа пешком пересекла реку по грудь в воде. Затем последовали четыре дня путешествия по лесу, среди покинутых деревень, остовов ферм и заброшенных заводов. Сильные параллели со S.T.A.L.K.E.R. стали для журналиста «сюрреалистичными».

Например, важную роль в путешествии играл менеджмент инвентаря: рюкзаки туристов были забиты аптечками, хлебом и колбасой, прямо как в игре. Воды требовалось больше, чем группа могла унести, но друзья гида оставили в Зоне хабары с провизией и сообщили координаты. Путешествие превратилось в поиск заначек, цепочка которых выводила к заброшенному городу. Группа добралась до Припяти на четвёртую ночь, измотанная и довольная.

Рихтер признаёт, что понимает игроков, решивших путешествовать по Зоне нелегально: это невероятно иммерсивный и по-настоящему опасный опыт. Журналист взял комментарий у Захара Бочарова. Тот почеркнул, что команда ценит преданность фанбазы, но рекомендует воздержаться от опасных вылазок в Чернобыль и пользоваться услугами официальных туроператоров. Впрочем, Бочаров понимает, что слова разработчиков «мало что изменят».

Команда готовится выпустить S.T.A.L.K.E.R. 2 и за последние годы сама провела немало времени Чернобыле.

Зона постоянно меняется. Наша команда навещает её минимум раз в несколько месяцев, иногда чаще. Для фотограмметрии или просто вдохновения. В S.T.A.L.K.E.R. 2 будут не только знакомые, но и новые локации. Все они будут частью бесшовного открытого мира — впервые в серии.

Захар Бочаров
Когда в 2007 году вышла игра, Украина ещё не признала Чернобыль туристическим направлением. Безопасность была гораздо менее строгой, чем сегодня, и Зона была площадкой для мародёров и браконьеров, сталкеров и бандитов — «символ коррупции», по словам президента Украины Владимира Зеленского. Но реальная и виртуальная зоны постепенно расходятся, и в 2019 году Зеленский подписал указ о развитии территории, пообещав создать «зелёный коридор для туристов» и одновременно искоренить коррупцию. «Мы должны дать этой территории Украины новую жизнь», — заявил он во время визита в Зону. «До сих пор Чернобыль был отрицательной частью украинского бренда. Пора это изменить».

В сентябре 2020 года Верховная рада представила законопроект, который может ужесточить наказание за незаконное посещение зоны отчуждения. Если его примут, «такси до Иванкова» подорожает с 20 до 2000 долларов, а административное наказание якобы может смениться уголовным.

Сидя за чашкой кофе на КПП «Чернобыль», я смотрю, как в Зону проезжают пять маршруток и два автобуса. Недавний переход от печатных контрольных списков на листочках к системе продажи билетов с цифровым штрихкодом резко повысил скорость допуска посетителей. Пока на заднем плане играют саундтреки к играм, одна группа останавливается с целью купить сувениры; это польские туристы, и четверо из них в футболках S.T.A.L.K.E.R. Эта регулируемая, оптимизированная новая версия чернобыльского туризма лучше для бизнеса, лучше для Украины, и это означает, что к моменту выхода S.T.A.L.K.E.R. 2 любым потенциальным нарушителям будет труднее, чем когда-либо, попасть в Зону. Тем не менее, Евгений Чкалов прогнозирует, что в ближайшее время сталкеры не сдадутся.
Когда вышла первая игра, приток незваных гостей безумно возрос. С релизом S.T.A.L.K.E.R. 2 стоит ожидать новой волны.
Комментарии: 4
Ваш комментарий

помню был школьником на момент выхода ТЧ, мечтал, что когда-нибудь побываю в ЗО, мечты остались в прошлом, а вот поиграть в новую часть безумно хочется

8
Зона развлечения: как S.T.A.L.K.E.R. побудил туристов Чернобыль посещать©

Вот все бы ничего, и тема наболевшая такая, по сути. Но с названием точно надо что-то делать. Как прочитала, так в хохот, потому что сразу пошла ассоциация с названием мультфильма "Как казаки в футбол играли")))

4

Когда уже все эти вот "замечательные" люди начнут говорить не Чернобыль, а Чернобыльская Зона Отчуждения, или просто ЧЗО? Ведь Чернобыль это просто город, от которого до станции примерно 20км.

2