Хочу стать геймдизайнером, пусть меня научат

Гейм-дизайнер (game designer, геймдиз) — это создатель игр в широком смысле этого слова. Его можно назвать продюсером игр, ответственным за игровой дизайн проекта. Профессия гейм-дизайнера находится на стыке творческих идей и технического документирования.

Чтобы быть создателем игр, необходимо любить игрыи понимать их; необходимо находить удовольствие в анализе игры, разбиении игры на мельчайшие части и понимании того, как эти части образуют целое.

Любой проект начинается с ИДЕИ. А в игровом бизнесе гениальная идея и фантазия гейм-дизайнера являются определяющим фактором. Гейм-дизайнер не просто генерирует  какие-то идеи и разные фичи, но и досконально продумывает способы их реализации, учитывая интересы целевой аудитории. Идею игры гейм-дизайнер формирует в концепцию, составляя первичный концепт-документ, в котором четко излагает краткое описание игрового процесса и особенности игры. На основании концепт-документа создается дизайн-документ («диздок» на жаргоне разработчиков игр). На этом же этапе решается вопрос финансирования проекта. Затем гейм-дизайнер собирает команду специалистов, которые на основе «диздока» создадут игру. В процессе разработки игры гейм-дизайнер контролирует работу команды, чтобы технические спецификации соответствовали основной идее игры. Дизайн-документ в процессе работы корректируется в зависимости от предложений разработчиков. В тестировании игры гейм-дизайнер также принимает активное участие.

Таким образом, гейм-дизайнер решает следующие задачи:

  • разработка идейной основы игры;
  • составление концепции проекта;
  • составление и редактирование дизайн-документа («диздока»);
  • при необходимости корректировка идейной основы игры; 
  • контроль над процессом разработки в части игрового дизайна;
  • участие в составлении технической спецификации игры.

 

Индустрия компьютерных игр развивается стремительными темпами. Профессия гейм-дизайнера становится все более востребованной и высокооплачиваемой, а в России это связано с острой нехваткой квалифицированных разработчиков игр.

 

Особенности профессии

В современном мире разработка компьютерных игр – это четко отлаженный поэтапный процесс. В игровом бизнесе существует два типа компаний: разработчик (developer) и издатель (publisher). Часто бывает так, что разработчик и издатель совпадают. Это идет на пользу процессу разработки игры: разработчику не надо будет убеждать издателя в целесообразности капиталовложений.

Этапы создания типичной компьютерной игры:

  • Первый этап разработки игр называется Pre-production или подготовка к производству. Он включает в себя составление концепт-документа, подбор средств для реализации проекта, составление плана работ, работу с художниками для определения графического стиля игры, решение финансовых вопросов.
  • На втором этапе - Pre-alpha - составляется и утверждается подробный дизайн-документ, в котором  детально расписана вся игра. Это основной документ, которым руководствуются в работе все специалисты. План работ согласовывается с компанией-издателем. Как правило, все современные игры разрабатываются для конкретного издателя, который  вкладывает в разработку свои средства. На этом этапе в работу включается сценарист.  
  • Третий этап – альфа-версия – ключевой этап в создании игры, в процессе которого разработчики занимаются реализацией плана, заполняют игру содержанием. Гейм-дизайнер ведет постоянную работу с дизайнерами уровней и художниками/моделлерами, контролируя соответствие концепции и обеспечивая целостность и единый художественный стиль игры. При этом необходимо уделять внимание и деталям, которые делают игровой мир живым. На этом этапе периодически анализируются текущие результаты разработки: работающая демо-версия игры, первый уровень.  Эти промежуточные результаты используются в рекламе новых игровых проектов: демо-версии публикуют на игровых сайтах.
  • На четвертом этапе, который называют бета-версия, игра должна быть практически готова и полностью функционировать. Гейм-дизайнер принимает активное участие в тестировании, работает с  дизайнером миссий. По результатам тестов на этом этапе в игру вносятся необходимые изменения.   
  • И, наконец, финальный аккорд – релиз (англ. release), то есть выпуск. После создания, тестирования и отладки игры наступает долгожданное время ее выпуска. Интерес к этому событию усиленно подогревается издателем игры посредством рекламы. На этом этапе гейм-дизайнер активной работы не ведет.
  • Последний и неизбежный этап - поддержка. Компьютерные игры, даже после тестирования и многократной отладки,  часто выходят с ошибками. Разработчики оставляют возможность исправлять ошибки на выпущенных играх, устанавливая патчи (от английского слова «patch» – заплатка).

 

Специфика работы специалистов по созданию игр:

Чтобы создать качественную современную компьютерную игру требуется не один год упорной работы. Поэтому над созданием игр работает одновременно несколько производственных команд, каждая из которых выполняет работу в своей собственной сфере. В создании компьютерной игры, кроме программиста участвуют и представители других профессий. Программист является центральным звеном всей разработки.

Программист занимается написанием программного кода игры, с помощью которого  реализуется игровая физика и искусственный интеллект игры. Программист должен иметь богатый опыт работы в области информатики и разработки.

Аниматор - это самая творческая профессия. В некоторых играх, таких как Myst, аниматор играет даже более важную роль, чем программист. Аниматор - это человек с  хорошим воображением, современным мышлением и множеством идей. Во все времена одним из критериев оценки игры была ее графическая составляющая. Аниматоры сегодня имеют в своем арсенале самое современное аппаратное и программное обеспечение (в частности, технологию Motion Capture), которое дает возможность записывать реальные движения человека и переносить их потом на игровых персонажей.

Композиторы, музыканты, актеры, звукорежиссеры работают над звуковым оформлением игры, пишут и исполняют музыку, читают тексты персонажей. Без достойной музыки и качественного озвучивания, как и без хорошей графики, современная игра не будет успешной. Музыкальное и звуковое сопровождение, конечно, не являются главным, но попробуйте поиграть в Need For Speed: Underground 2 без звуков и музыки – большая  часть очарования этой игры исчезнет.

Сценарист. Сценарий игры обязательно присутствует в ролевых и приключенческих играх, а также в играх смешанных жанров. Но даже в FPS-играх требуются качественные и интересные тексты. Этим занимаются сценаристы и режиссеры.

Дизайнер игры занимается программированием игрового дизайна, уделяя особое внимание сюжетным линиям, структуре игры и правилам.

Дизайнеры уровнейПосле того, как программисты, аниматоры, художники, музыканты выполнят основную работу по созданию персонажей игры, игровых интерьеров, звуков, в работу включаются дизайнеры уровней. Если даже игра представляет собой один большой уровень без явного разбиения на части, дизайнерам приходится немало поработать над созданием игровой вселенной.

Тестер – испытатель игры занимается поиском различных ошибок и несоответствий в игре, анализируя детали игры. Любая игра перед выходом в свет должна быть протестирована.

Плюсы и минусы профессии

Профессия гейм-дизайнера чрезвычайно интересная и сложная, требующая полной самоотдачи. Авралы и ненормированный рабочий день – обычные будни. К плюсам можно отнести востребованность и высокую оплату труда.

Место работы

Компании, занимающиеся производством компьютерных игр.

Важные качества

  • любовь к играм
  • широкий кругозор
  • богатая фантазия
  • хорошее воображение
  • художественный вкус
  • объективность и гибкость мышления
  • навыки организатора, аналитика, психолога, игрока, технического писателя
  • усидчивость
  • умение работать в команде
  • умение понятно излагать свои мысли людям разного мышления (художникам и программистам).

Где учат

До недавнего времени в России не существовало образовательных программ для подготовки специалистов в сфере разработки игр.

  • В настоящее время существует Образовательный центр Scream School  - первый в России факультет «Разработка компьютерных игр» с обучением по специальностям «Гейм-дизайн» и «3D-графика». Программа обучения включает весь процесс создания игры и возможность получить специальность по профессиям, связанным с компьютерной графикой: гейм-дизайн, художник/моделлер, дизайнер уровней. Образовательный процесс состоит из четырех семестров и строится на двух различных программах обучения, в зависимости от той специализации, которую выбирает студент. В рамках дипломного проекта на взаимодействии студентов обеих специальностей разрабатывается игра, которая становится основным продуктом их портфолио.
  • Центр АРТЕСН предлагает обучение по курсам:

«Разработка компьютерных игр», «Разработка компьютерных игр в Adobe Flash» (для слушателей с навыками объектно-ориентированного программирования на JavaScript).

Программа обучения предусматривает изучение базовых концепций компьютерных игр, дизайн и трехмерное моделирование игр в 3DsMAX, а также практический блок по разработке игры. По окончании курса выдается международный сертификат от международной корпорации АРТЕСН.

В зарубежных странах  выбор образовательных учреждений для игровой индустрии значительно шире.

  • Первое в мире учебное заведение, которое начало заниматься подготовкой дипломированных специалистов в области разработки компьютерных игр  DigiPen Institute of Technology в Ванкувере. С 1998 года действует крупнейший филиал в Редмонде, штат Вашингтон, США.  Официальный сайт: www.digipen.edu  

В настоящее время институт готовит две категории специалистов: по программированию видеоигр (степень бакалавра Real Time Interactive Simulation) и 3D-моделлеров (Applied Arts in 3D Computer Animation). Срок обучения — 4 года, есть ускоренный двухлетний курс. Выпускники института работают сегодня в компаниях Valve Entertainment, Sony, DreamWorks Interactive, Sierra, Humongous Entertainment, Monolith, Microsoft и многих других. DigiPen ежегодно набирает определенное количество студентов-иностранцев. Никаких особых требований к поступающим не предъявляется. Экзамены надо сдавать на английском. Стоимость 2-летнего курса обучения для иностранцев составляет примерно $30 600. А как интересно заканчивается церемония выдачи дипломов! Game Over!

The Guildhall at SMU (в Hart eCenter at SMU). Местонахождение: США, Даллас, штат Техас.    Официальный сайт: www.smu.edu/guildhall

Данный ВУЗ — это нечто особенное! Вслушайтесь в эти великие имена: Том Холл, Джон Ромеро, Пауль Джаквейс, Тим Виллитс и Ричард Бейли Грей aka Levelord! Эти люди не только создали своими фантастическими мозгами невероятное количество игр, но и разработали особую программу подготовки специалистов-разработчиков игр. А учебные корпуса HarteCenter at SMU напоминают здания из компьютерной игры.

Подобных учебных заведений очень много в США, Англии, Австралии, во Франции. Практически во всех возможно обучение российских студентов.

Оплата труда

Средняя зарплата гейм-дизайнера - от 43 000 до 68 000 долларов в год.

Ступеньки карьеры и перспективы

  • Гейм-дизайнеры могут начать свою карьеру в любительских проектах или с позиции тестера. При приеме на работу кандидату на должность гейм-дизайнера дают тестовое задание, уникальное для каждой студии. Как правило, это часть работы, которую предстоит выполнять  в дальнейшем. Для выполнения задания дается несколько дней, После успешного выполнения задания кандидат либо проходит собеседование, либо выполняет дополнительное тестовое задание.
  • Гейм-дизайнеру желательно иметь высшее образование — техническое в области программирования. Высоким спросом на рынке труда пользуются гейм-дизайнеры с дополнительными полезными навыками — рисование, знание языков программирования и скриптовых языков, 3д-моделлирование.

Неофициальный профессиональный праздник геймдизайнера отмечается 6 августа.

Знаменитые и великие разработчики компьютерных игр:

 

Том Холл

Принимал участие в разработке

 

 

Тим Уиллис и Джон Кармак

Принимали участие в разработке

 

 

Хидео Кодзима

Принимал участие в разработке

 

 

Ричард Бейли Грей

Принимал участие в разработке

 

Дэвид Яффе

Принимал участие в разработке

 

 

Дэвид Кейдж

Принимал участие в разработке

 

 

Сид Мейер

Принимал участие в разработке

 

 

Питер Молинье

Принимал участие в разработке

 

 

 

Уилл Райт

Принимал участие в разработке

 

 

 

Билл Ропер

Принимал участие в разработке

 

 

Ричард Гэрриот

Принимал участие в разработке

 

 

 

Комментарии: 8
Ваш комментарий

А геймдизайнеру, как и описано в статье, необходимо разбираться и в моделировании, и в программировании Разбираться, не значит делать хорошо. Потому что, на любое из направлений касаемо разработки графики, нужно тратить уйму сил и бесконечно самообучаться в каком то одном из направлений, поэтому за рубежом есть четкое разделение на специалистов. Это у нас в России привыкли, что лучше и дешевле найти Ваньку на все руки мастера и всё будет збс, хе хе.

3

Учитесь лучше на 3д или 2д художников, намного больше шансов попасть в индустрию. Многие думают - "Ну вот щас пойду учиться на программиста и буду игры делать или работать в топ студиях". А в итоге фейл.

2

Тут, в первую очередь, имеется ввиду работа геймдизайнера а не зд художника. А геймдизайнеру, как и описано в статье, необходимо разбираться и в моделировании, и в программировании. Поэтому для тех, кто желает стать геймдизайнером - необходимо постигать оба направления, так сказать.

0

Важные качества любовь к играм широкий кругозор богатая фантазия хорошее воображение художественный вкус объективность и гибкость мышления Мдаааа воображение у них не отнять. Особенно тех кто делает очередной Ассасин, КОД.... мне продолжать? Да кстати, а где Сэм Лэйк?

0

Амиминору Под "разбираться во всем" - я имел ввиду то, что необходимо знать основы. Ну чтобы понятно описать программисту, моделлеру, художнику то - что ты от него ждешь и хочешь видеть. В остальном полностью согласен. А у нас в России это вообще отдельная тема =) Manhunt1908 Мдаааа воображение у них не отнять. Особенно тех кто делает очередной Ассасин, КОД.... мне продолжать? Ну не вся их аудитория игроков испытывает отвращение от конвейера. Многим может нравиться эта простая формула. Такие игроки просто получают удовольствие от того, что они в своей стези. В играх им все понятно и хорошо знакомо. Я вот к такой аудитории не отношусь. Хотя против сиквелов и конвеера в большинстве случаев ничего не имею. Но вот некоторым конкретным игровым сериалам я бы все таки посоветовал сделать передышку =)

0

любопытный материал спасибо

0

Grandshot Ну да, соглашусь. Передышки часто помогают.

0