19 июля на PC и Xbox (с первого дня в Game Pass) вышла As Dusk Falls — интерактивная драма о перипетиях судьбы жителей американской глубинки. Эдуард Голубев разбирается, удалось ли выходцам из студии Quantic Dream приблизиться к классике современного вестерна или они так и останутся в тени Heavy Rain и Detroit: Become Human.
Аризона, 1998 год. Пока семья грузного авиатехника Винса вынужденно переезжает из солнечной Калифорнии в дождливый Миссури, три брата-грабителя обносят дом местного шерифа. Ограбление идет не по плану, и неудачливые воры решают спрятаться в обшарпанном мотеле «Сон в пустыне». Вскоре там же окажутся и Винс с семьей, и вся полиция штата.
Новый эксклюзив экосистемы Xbox неспроста называется как, например, новый роман Кормака Маккарти или Ричарда Руссо. Во-первых, действие происходит на территории бывшего Дикого Запада с его неискоренимым криминальным бэкграундом. Во-вторых, большинство персонажей — несчастные реднеки, выброшенные капитализмом на задворки жизни. В-третьих, сценарий берет очень многое из современных голливудских неовестернов («Старикам тут не место» по книге того же Маккарти, «Любой ценой», «Омерзительная восьмерка»). Поэтому главный злодей тут коррумпированный шериф, фоном почти всегда звучит стилизованный под кантри рок, а все происходящее — лишь оболочка для грустной человеческой истории о постоянно саднящих жизненных травмах.
С другой стороны, As Dusk Falls все равно создает ощущение, что местами очевидные сюжетные решения — это не лень сценариста, а осознанный ход. При желании геймера игра может двигаться по исхоженной тропе и закончиться без особых сюрпризов. Однако отличие игр от любых других не вариативных произведений в том, что, помимо героя, вы здесь и режиссер.
As Dusk Falls позволяет вам экспериментировать с грамматикой и пунктуацией закостенелого жанра.
Что будет, если начать бесить братьев? Можно ли убить кого‑нибудь из них задолго до кульминации? А что, если объединиться с бандитами и разругаться с семьей?
Во второй половине игры сюжет сделает предсказуемый, но все равно довольно трогательный кульбит. По мере приближения к финалу As Dusk Falls все больше напоминает Detroit: Become Human. Уж слишком большой простор для реиграбельности. Да и характерное древо, которое появляется после каждого эпизода и где расписаны все возможные развилки при решении той или иной ситуации, авторы драмы очевидно подсмотрели у бывших коллег из Quantic Dream.
Если мужчина слева вам кого‑то напоминает, то вы правы. Это детектив Скотт Шелби из Heavy Rain. Актер Сэм Дуглас вновь подарил свою внешность и голос персонажу видеоигры.
Сам жанр интерактивной драмы не подразумевает интересных геймплейных механик и авторы As Dusk Falls полностью полагаются на собственное сценарное мастерство, ничем больше игрока не развлекая. Все, что вы можете делать, — своевременно жать на определенные кнопки в QTE-сегментах да выбирать варианты ответов. Однако в проектах от Quantic Dream геймплей был очень тактильным благодаря уверенной постановке сцен и нетривиальным задачам, которые ставили перед игроком. Лучший пример — эпизод, где главный герой Heavy Rain должен решить, как отрезать себе палец. В As Dusk Falls ничего подобного нет, поэтому никакого эмоционального отклика долбежка по геймпаду не вызывает.
Визуальный стиль неоднозначный. Игра выглядит как стопка плохо проявленных фотографий, которые накладываются одна на другую — очевидно, из‑за дешевизны проекта, — но в этом что‑то есть. Движущиеся картинки в As Dusk Falls — нетривиальный взгляд на бывший Дикий Запад как на изображение давно вымершего животного. Но в кадре все равно сильно не хватает воздуха. Отчего для кого‑то гарантированно пострадает и эмпатия к персонажам, и история в целом.
В любом случае As Dusk Falls скорее получилась. Сюжет интересный и вариативный, играть можно как одному, так и в кооперативе, что придает происходящему дополнительное измерение — ведь всем интересно, как в той или иной ситуации поступит ваш товарищ. А финальные титры пойдут ровно в том момент, когда история начнет надоедать.
Игра не станет современной классикой, не вызовет дискуссии и не продастся миллионным тиражом. С другой стороны, эта незаметность ложится на генетический код самого высказывания. Посудите сами: As Dusk Falls — маленькая игра от маленькой студии и про маленьких людей. От таких проектов обычно ничего не ждешь — но в этом и есть ключ к удовольствию.
Хотел удалить через 10-15 минут. Однако, сюжет зацепил. Итого, доиграл до конца с удовольствием. Теперь, хочется верить, что когда-нибудь, возможно, а может и нет, будет продолжение.
Два раза пытался погрузиться в это, не смог, одна благодарность, что Русская озвучка!