Адвенчура с видом от первого лица The Assembly действительно открывает нам новые грани виртуальной реальности: оказывается, в VR может быть очень скучно.
Технология виртуальной реальности обсуждалась всюду — от «кухонных» фантазий до докладов высоколобых военных министров — очень много лет, но когда она ворвалась в нашу с вами игровую индустрию, как-то совершенно внезапно оказалось, что никто здесь не знает, что с ней делать и куда приложить.
То есть проекты под VR выходят регулярно и среди них попадаются довольно качественные экземпляры, но вот только представляют они собой либо какие-то убогие симуляторы повара или пив-понга (под HTC Vive), либо стандартные адвенчуры-ходилки с упором на сюжет. Последние отлично играются и без виртуальной реальности, ну а тратить время и деньги на виртуальный пив-понг — это просто какое-то неуважение к самому себе.
Итак, перед нами The Assembly— самиздат nDreams, который, как обещали девелоперы, откроет нам новые границы и возможности VR.
На те же грабли
При просмотре очередной адвенчуры под VR не может не вспомниться первый опыт знакомства (корявые демки под Samsung Gear VR не в счет) с подобными играми — проектом Adr1ft от Three One Zero. Оная Adr1ft, хоть и оказалась заунывной «ходилкой» (точнее, «леталкой» — дело происходит в невесомости), обладала какой-то особой атмосферой безысходности, ибо другой игры, в которой главный герой с самого начала оказывается в настолько незавидном положении, припомнить трудно.
Как только атмосфера эта приедалась, а вид обломков станции, вращающихся в открытом космосе, переставал удивлять, Adr1ft обнажала всю свою суть — это просто не особо интересная игра. В ней нет ничего — ни интересного сюжета, ни увлекательного геймплея, ни какой-то новой концепции.
Так вот, забегая вперед, скажу, что рассматриваемая нами The Assembly уверенной поступью идет по тем же граблям.
Тривиальное чтиво
В The Assembly сразу два главных героя: это доктор Мадлен Стоун (Madeleine Stone) и доктор Калеб Пирсон(Caleb Pearson) — оба ученые, и их пути практически не пересекаются. Они оба входя в состав The Assembly— группы ученых, проводящих в секретной лаборатории эксперименты, которые не особо контролируются государством.
Карьера Стоун в недалеком прошлом была разрушена ей же самой (правда, по уважительной причине), и начинается ее часть повествования с того, что ей дают второй шанс и предлагают пройти проверку на профпригодность для работы в The Assembly. Задания эти представляют собой несложные и неинтересные головоломки, аналоги которых любым бывалым геймером в других играх решены уже сотни раз (хотя стоит отметить головоломку с поиском убийцы — она действительно интересна).
Пирсон же с чужой подсказки обнаруживает, что The Assembly задумала что-то неладное и основой этого послужили его собственные старые исследования, которые, как он считал, уже давно забыты. Часть Пирсона намного интереснее — собирать по крупицам доказательства, постепенно осознавая, в какой же непростой ситуации он оказался.
К сожалению, ни та, ни другая истории в The Assembly не приводят к какому-то вау-открытию: ружье, висящее на сцене в самом начале, в конце неминуемо выстрелит, человек по ту сторону экрана пожмет плечами, снимет гарнитуру, вернется к своим делам и на следующий день уже едва ли вспомнит о том, как предвкушал первый запуск этой игры.
VR не к лицу
Основная проблема The Assembly состоит в том же, чем грешила и уже упомянутая Adr1ft: слишком медленно. Геймплея здесь от силы часа на три, не более того, даже с учетом прочтения всей почты и необязательных заметок, но из-за специфики повествования, при которой можно застрять, не кликнув куда следует, да неторопливого передвижения главных героев по лабораторным кабинетам, процесс прохождения растягивается не хуже, чем в творении Three One Zero.
В некоторые моменты сюжет, однако, даже увлекает, но только тогда, когда тормозишь прохождение основной линии и собираешь воедино предысторию обоих протагонистов. Основная же линия настолько проста, что уместится в одно предложение.
При сравнении игры с VR и без нее особой разницы не замечено — лично мне удобнее играть просто на мониторе, тем более что в игре предусмотрена специфическая модель передвижения — впереди маячит ваш силуэт, и при нажатии кнопки вы можете рывком переместиться туда, где находится он. Так вот, совершать скачки в гарнитуре — лучший способ нажить себе головную боль, потому что очень сложно с первого раза встать на позицию, с которой удобно будет осматривать тот или иной объект.
Никаких специфических возможностей, обуславливающих присутствие поддержки VR, в The Assembly нет, графика на мониторе выглядит не хуже, текстовая часть читается везде одинаково, а головоломки в части Стоун куда быстрее решаются по старинке. Другими словами, виртуальная реальность прикручена к этому проекту явно для галочки — мол, у нас тут не просто очередная «ходилка», а игра для узкого круга тех, кому необходимо срочно как-то оправдать вычеркнутые из семейного бюджета 52,000 р., потраченные на гарнитуру.
Проходите, не задерживайтесь
Прислушавшись к своим ощущениям после прохождения The Assembly, понимаешь, что это не совсем полноценная игра — тянет скорее на пару квестов из Fallout 4 или небольшую часть какого-то другого, более масштабного проекта.
Вот предыстория закончилась, становится интересно и кажется, что сейчас дадут возможность выйти в открытый мир, начнется настоящее действо, но… Игра окончена, это все, на что хватило сил у nDreams.
Читать после всего этого описание от разработчиков в Steam просто неприятно: нас снова обманули, господа, расходимся!
И хотя стоит The Assembly не так уж дорого — 419 рублей (с поддержкой VR на 80 рублей дороже), однозначно рекомендовать ее кому- то трудно.