Whenever, Wherever?
Никогда не скрывал свою врожденную привязанность к российским разработкам. Страсть к отечественным проектам взяла свое начало с 2000 года. Колыбелью для развития условного рефлекса послужили “ниваловские” "Проклятые Земли". С тех пор пульс регулярно учащается при виде очередного творения российского игроделания.
С "Блицкригом" судьба меня связала чуть меньше года назад, а точнее на весенней hi-tech выставке, проходившей в двадцатых числах апреля 2002 в московском “Экспоцентре” на Красной Пресне. В середине громаднейшего павильона красовался желтый шар с эмблемой "1С", а под ним... под ним первое испытание проходили такие игры, как "Корсары 2", "Рыцари Морей", "Недетские гонки" (которые тогда еще были "Машинками") и другие. Среди всей этой звездной компании был и "Блицкриг" - по истине гвоздь программы. Три компьютера с ранней версией игры разместились по соседству с площадкой, где показывали импровизированное war-шоу, приуроченное к первым смотринам первого военного проекта от Nival. Уже тогда "Блицкриг" смотрелся на приличном уровне. И вот год спустя мы имеем возможность лицезреть игру уже на своих мониторах.
What the hell is Blitzkrieg?
"Блицкриг" - это военная стратегия в реальном времени, приуроченная к событиям полувековой давности, ко Второй Мировой войне. От Nival. И этим, я думаю, многое сказано, если не всё. Все или, по крайней мере, многие видели "Проклятые Земли" и "Демиурги". Установленная планка качества на довольно высокий уровень, не позволяла московским разработчикам уронить ее на этот раз. "И что?- торопливо спросите вы.- Мировой рекорд?!". Не знаю, как на счет мирового, но "Нивал" явно взял нужную высоту. Уже в третий раз и снова с первой попытки.
Что же касательно собственно игрового процесса: для не просвещенных, это не RТS а-ля Warcraft. Никакого строительства, никакой добычи ресурсов, занимаемся исключительно тактическим планированием с уже поступившими изначально юнитами. Разумеется, не только боевыми. Впрочем, это уже отдельная тема.
Главный конкурент и ближайшая альтернатива - серия "Противостояние": пасует перед ниваловским детищем по всем статьям. И даже не вижу смысла объяснять "почему". Просто сядьте на пару часиков за "Блицкриг", а потом попробуйте поиграть в "Противостояние". Помню свои впечатления после этого. Так, что про Sudden Strike можно больше и не вспоминать. Эта серия, что-то жалобно пробормотав про Азию, аккурат перед релизом "Блицкрига", непременно уйдет с хардов разборчивых геймеров, уступив место сами знаете кому.
Полевые сборы
В наше распоряжение Nival предоставил три кампании: за СССР, за Германию и за Англо-Американский Союз. Для начинающих стратегов также имеется и туториал, впрочем, очень полезен он будет и для бывалых тактиков. Дополнительные уроки стратегического планирования никому не помешают, что уж говорить о необходимости выучить все горячие клавиши, без знания которых победы не видать, как собственного затылка. Умение правильно, а главное, своевременно использовать hot-keys, приведет и к желанному результату. И тогда война для вас превратится в сказку, а тактика - в любимое занятие.
Можно в принципе и не мучится с этим. Но иконки настолько мелкие и малопонятные, отчего желание связываться с ними отпадает с первых минут. Что уж говорить о символах, означающих текущее состояние юнита. Мелочи, не более. Ведь даже к иконкам в отсутствии желания использовать клавиатуру можно приноровиться. А к условным обозначениям состояния боевой единицы привыкаешь с второго-третьего приседа за игру.
За Сталина
И не смейте думать, что для успешного прохождения миссии вам хватит лишь умения управлять разными подразделениями войск и различными видами юнитов. Вам также необходимо умело координировать их действия и обеспечить регулярным снабжением (об этом позже). Но и этого мало. Полученные цели и задачи не нужно выполнять в лоб. Ведь вряд ли вы, отправив десантные войска в тыл врага для захвата опорного пункта, который находится в одном из дотов, достигните желаемого результата. Не успеют парашютисты приземлиться, как их уже отправит в мир иной подоспевшая бронетехника.
Не спешите приступать к активным боевым действиям: получив задания, оцените собственную силу, силу противника, исследуйте тыл врага, "обработайте" предполагаемые места размещения вражеских сил артиллерией, все тщательно спланируйте. Перед началом активных действий представьте, как должна в идеале выглядеть эта операция, а главное - держите в голове поставленную цель. Всегда представляйте стратегический план операции и старайтесь, как можно реже отступать от него. Главный постулат игрока "Блицкрига" и собственно командующего войсками - это постепенность.
Гранит науки
Да, об исторической достоверности "Блицкрига" вы наслышаны, наверное, даже более меня. Реальные сражения и территории, с точностью до каждого квадратного миллиметра проработанные модели боевой техники, соответствующее историческим реалиям поведение и взаимодействие юнитов. Нивал выполнил абсолютно все свои обещания. Борис Юлин, штатный исторический консультант "Нивала" по "Блицкригу" и Silent Storm'у, поработал на славу. Так умело, сжато, в меру информативно, а главное достоверно и не занудно преподнести всю историю, все содержание и всю подноготную Второй Мировой, за что ему огромное спасибо. Игру смело можно рекомендовать как интерактивное пособие по истории в средние школы. История еще никогда не была такой увлекательной.
Говорить о моделях боевой техники и их поразительным сходством (не только внешним!) с реальными прототипами я могу долго и упоительно. Мучить вас тем, сколько сантиметров брони у Т-34 спереди, сколько по бокам и сколько сзади и как же все-таки здорово, что именно столько было у его реального собрата на полях Великой Отечественной, я не буду, хотя сам этим действительно восхищаюсь. И дело не в могучем и мобильном Т-34, здесь расчетливая историческая точность, нет, я бы сказал дотошность, касается абсолютно всего.
Властелины полей
Несмотря на то, что многие списывают пехоту со счетов, это первый род войск, возникший ранее других из существующих и выживший по сей день. Да, может быть на открытых незащищенных пространствах, пехота и превращается в пушечное мясо, но в укреплениях она не заменима. Помимо того, что порой только ей по силам пробраться по не проходимым для других родов войск участкам, пехота, находясь в укреплениях способна сдерживать серьезные натиски превосходящих сил противника при минимальных потерях.
Пехота отлично маскируется и способна захватывать не принадлежащие нам постройки и расквартировываться в них, тем самым, устраивая опорный оборонительный пункт. Зачем тратить силы, время и снаряды на бомбежку дотов, если можно методично обогнуть взводом опасный участок и подобраться к укреплению с тыла. Помимо того, что угроза будет снята, так вы еще получите захваченный оборонительный пункт в свое распоряжение. Пехота также эффективно расправляются с артиллерией. Из еще неупомянутых недостатков стоит отметить малую поражающую способность и небольшой радиус стрельбы.
В составе взвода всегда наличествует командир, который способен осматривать местность в бинокль. Ценность одного солдата крайне не велика, потому приказы мы отдаем сразу всему взводу. Отряд всегда можно расформировать (а оно вам нужно?) и обратно сформировать, перевозить на грузовике и броне танков, если требуется пересечь достаточно большое расстояние. Не стоит только забывать, что при этом солдаты очень уязвимы и если по транспортному средству начнется пальба - со взводом можете попрощаться.
Четыре танкиста
От грамотного использования бронетехники в "Блицкриге" зависит многое, что там: практически все. Вряд ли пехотное вооружение сравняться с дулом КВ-1. Да, гадкие гранатометчики, подобравшись поближе к гусеницам Т-34, могут повлечь за собой неприятные последствия. Танк встанет на месте. Но что дальше, пробить броню пехотинцам не удастся, как бы они не старались. Но функцию огнестрельности у железный зверь не потеряет. Другое дело, что взвод, укрепленный в доте, просто так не подпустит грузовик к танку, чтобы тот снова привел Т-34 в движение.
Огромную роль бронетехника играет в оборонительных и наступательных операциях, а также во время случайных столкновений. Скорость, маневренность (правда, не для всех юнитов), броня, большая огневая мощь - вот ее главные коньки.
Правда, разные виды бронетехники сильно разняться между собой. Например, тяжелые танки в отличие от легких, обладают не высокой степенью маневренности, и на фоне коротышек типа Т-70, громадины типа "Тигра" смотрятся крайне неповоротливо: медленно поворачивают башню, неторопливо стартуют и разъезжаются. Скорость, впрочем, как легких, так средних и тяжелых танков по дороге приблизительно равна. По пересеченной местности вперед будут вырываться легковесы, хотя и их скорость не будет превышать 30 км/ч.
САУ, в отличие от артиллерии, о которой речь пойдет чуть ниже, не обладает столько высокой дальностью стрельбы, зато самоходные установки мобильны и им никогда не потребуется тягач для перемещений по карте, плюс ко всему они обладают неплохой по сравнению с артиллерией броней.
Бронетехника помимо танков разных мастей и САУ включает в себя самоходные противотанковые установки. Роль их незамысловата. Уничтожить побольше вражеских танков ценой своей гибели.
Артиллерия, к бою!
Артиллерия в "Блицкриге" играет огромную роль. Она способна нанести значительный урон силам противника еще задолго до непосредственного контакта. Артиллерия также не заменима на прикрытиях. Зенитные установки не дадут спокойно жить авиации противника, ну а танкам вряд ли удастся миновать хорошо укрепленные противотанковые установки, заручившиеся поддержкой пехотой в окопах.
Главным недостатком артиллерии является малая безопасность расчета и, конечно, сложности при транспортировке. Тяжелую артиллерию не потянет иной грузовик! Во время обороны в пользу безопасности артиллерии нужно побеспокоится о внешней защите, чтобы не позволить вражеской пехоте так просто взять и перестрелять все наши расчеты. Плюс ко всему имейте в виду, что размещать артиллерию нужно поближе к базе, так как она очень зависима от снабжения боеприпасами.
Ахтунг! Ахтунг! В небе летающий танк!
При правильном и рациональном использовании авиации она может помочь в самые трудные минуты и решить в вашу пользу тяжелые операции. Главной особенностью летных войск в "Блицкриге" является то, что авиацию мы вызываем. Ее нет в нашем распоряжении. Мы в силах только попросить поддержку с ближайшего аэродрома. Причем управлять летающими танками нам тоже не позволяют, а предлагают лишь показать цель задания, выполнив которое самолет отправиться на аэродром. Главный минус авиации - это стопроцентная зависимость от погодных условий. Здесь уж ничего не поделаешь.
Всего в "Блицкриге" пять видов летающих юнитов: самолеты-разведчики (с небольшой скоростью и низкой высотой полета, которые способны продолжительное время кружить над вражескими территориями, обнаруживая скопления сил противника), бомбардировщики (великаны, отвечающие за бомбежку), истребители (их цель - авиация противника), штурмовики (в принципе универсальны, но лучше справляются с наземными боевыми единицами) и транспортные самолеты (доставляющие пехоту в указанное место для дальнейших наземных действий).
Support
Немаловажна также и хорошая поддержка с тыла: поддержание боеспособности и способности передвижения боевых единиц, регулярной пополнение боеприпасами, а также пополнение состава, расчета в случае потерь. Эту роль отвели грузовикам различных видов. Один, инженерный, занимается починкой, другой, перевозит снаряды и солдафонов, но их главной положительной чертой является автоматизированность. То есть грузовики сами курсируют между базой и целью, нужно только ее (цель) задать. Плюс ко всему, если вокруг поломавшегося КБ-2 еще полно недееспособной техники, то и ее умелые инженеры поднимут на ноги (колеса, гусеницы и проч.). Без лишних хлопот для нас.
Красота по-русски.
Заявленный трехмерный ландшафт в "Блицкриге" действительно присутствует. Пехота еле-еле взбирается на возвышенность, зато резво спускается с них, тоже можно сказать и про технику. Более того, огонь с естественных возвышений много более эффективен, нежели стрельба на одном уровне с противником. Реки - это просто сказка. В стратегиях такой реалистичной, нет, скорее правдоподобной, воды я еще не видел. Деревца, кустики, зеленая травка на летних картах, снежный настил, падающие хлопья, сугробы на зимних выглядят настолько естественно, что не отвлекают нас от главного занятия - тактики.
Про модели боевой техники уже было сказано. Остается только добавить про великолепное координирование юнитов. Они всегда находят верный путь для разъезда даже на маленьких участках. Техника под правильным углом заходит на поворот перед препятствиями, и всегда находит пути до указанной вами цели. Здесь никаких претензий.
Традиционно "сильная" для наших проектов озвучка имеется и в "Блицкриге". Грозные выкрики "За Сталина", веселые комментарии с украинским акцентом водителей грузовиков, жалобы разведчиков на их нелегкую судьбу - все это только усиливает атмосферу Второй Мировой и подбавляет нужного шарма "Блицкригу", успех которого уже всем очевиден. Хит! Must have для всех.
Геймплей: 10/10
Графика: 9/10
Звук/музыка: 10/10
Управление/интерфейс: 8/10
Новизна: 8/10
Оправданность ожидания: 10/10
Общий рейтинг: 9/10
to ppp: видно ты не играл в Противостояние, посравнению с которым Блицкриг это просто великолепная игра. Мне она очень понравилась и обзорчик неплохой (большой и информативный).
А вот мне, например, очень интересно, почему Противостояние пасует по всем статьям... тоже, на мой взгляд, отличный проект, правда погрязший в самоповторах. Правда, должен сказать, в Блицкриг я еще не играл.
ррр тоже вроде не играл...
западноориентированное псевдоисторическое вольноинтерпретирование реальности. Хотите реализъма -- играйте в Combat Mission2:Barbarossa to Berlin. Там хоть танки на реальных дистанциях сражаются, а не на 10-20 метрах.
Дальность стрельбы танка напрямую зависит от его местности. Будучи стояв в канаве, он никаким макаром не сможет уничтожить дальнобойную пашку, стоящую и в 5 метрах на бугре.
Хотя в целом оцениваю игру положительно есть пару существенных на мой взгляд недостатков.
Бросается в глаза сильно это сами описания миссий..
Намного сильней было бы показывать какие то кадры хроник черно-белый и голосом аля Левитан сообщять начальное описания миссий.
Ну заставка тоже не очень..
Затем опять же нагрождения и новые звания..перед строем было бы намного сильней..
Хотя в целом качество игры "западное" в хорошом смысле
Игра просто супер
Точно, супер
По поводу расстояний. Тезис - для удобства среднего пользователя, война должна быть на одном экране.
Решение - логарифмическая шкала по дальности.
Привет всем! Как-то купил "Блицкриг". Уже обрадовался и предвкушал масштабные сражения Второй мировой войны. В демку я уже играл и представление об игре имел. И что ж вы думаете? Начинаю устанавливать игру и уже на восьми процентах дисковод перестает жужать и мигать. Создается впечатление, что комп завис, если бы не одно но, а именно мышка медленно двигается и комбинация ALT+ TAB возвращает тебя на рабочий стол операционки. Но через полчаса диск снова начинает грузиться дальше. Всатвляю второй диск и он продолжает устанавливать игру. И уже на 85% опять таже ситуация. Только на этот раз он так и не соизволил дальше грузить. Мышка еле-еле двигалась. Я оставил на вю ночь устанавливаться игру и ничего не добился. Пошел обменял на такой же диск и тот же результат! Причем пришлось перезагузить комп. После этого компьютер считает, что игра установлена и не хочет переустанавливаться. Ну не издевательство ли это над человеком, который столько ждал эту игру? Кстати игра перед инстиляцией сообщает что игра занимает около 2,52 GB, а у меня на винте около 3 GB. (кстати мне при обмене мне дали диск которым играли в клубе). У кого какие идеи по поводу этого безобразия?
2 Андрей:
Это скорее всего винда. У меня бывала таже проблема, но я снёс всё в анус и поставил. Ещё смотря какая у тебя версия??? Если лицензия, то должна работать. У меня в Боксе, и пашет отлично. Занимает 2.56 Г. Если будет ворпос, то моя ICQ-177653240
На мой взгляд, Блицкриг может понравиться детям. После Противостояния его единственный шанс - понравиться детям. В этой игре нет ни стратегии ни тактики, и дети смогут наконец оттянуться,- Противостояние, для них сложновато. Мое мнение, интереснее гонять танчики гонять в песочнице, чем в тратить время на эту шнягу
по-моему очень неплохая игра, куда мощней противостояния. по поводу установки, мне пршлось очистить на диске около 8гб, прежде чем поставил, хотя на винте она занимает всего 2,6.
Очень интересная игра, очень увлекательная. Правда немного смущают частично сказочные характеристики советской техники. У Т-34 образца 1939 года в игре лобовая броня 80 мм (реально 47 мм), с КВ ситуация та же, хотя и с меньшим преувеличением. В руководстве к игре при этом указано, что углы наклона не учитываются. Блин, уж если делать реализм так делать.
Да, ещё прикол с определением уровня сложности генерируемых миссий. Может быть указан высокий уровень, а реально прохождение лёгкое. Может быть написано, что сложность низкая, а на деле с первых же минут начинается жуткая мясорубка, последний форпост противника берут остатки пехоты с пополнением из авиадесанта (танков уже давно нет).
Блицкриг рулит.
Здорово а я не знал что есть ещё игрухи типа "Карибского кризиса", и этого разработчика надо строго купить. Узнал случайно о 3 части посмотрел превью и вот заинтересовался. Спасибо!
Противостояние игра для даунов
Отстой этот Блицкриг!!!