на главную
об игре

Почему Control - красивая, но посредственная игра с точки зрения геймдизайна (часть 2)

Продолжаю серию статей про недавно вышедшую игру Control. Если вы начали читать с этой части, то лучше прочтите и первую – так станет понятнее, что я анализирую игру не с точки зрения эмоций и ожиданий, а с точки зрения геймдизайна. Ну и на всякий случай напомню тут, что левелдизайн и геймдизайн – разные вещи. Первое в Контроле сделано добротно, второе в целом "проседает".

В этой части поговорим про второстепенных персонажей в игре – Ииссов, Полярис, Тренча. Приятного чтения!

Итак, кроме главной героини Джесси Фейден есть второстепенные персонажи. О брате Джесси я отчасти писал в прошлой части, но в целом он не представляет интереса. Интересны другие персонажи – например, бывший директор Тренч.

Возможно, я что-то пропустил, но я так и не понял – с чего вдруг он застрелился? Или его застрелили? Объясните в комментах, мне правда интересно. Я понял, что они готовили нового директора, и только один Дилан подавал надежды, но потом все пошло не так, и…? И что? С мотивацией у всех героев какая-то беда, ведь он как диреткор должен был навести порядок. Или с чего тогда Джесси вдруг должна его навести? Потому что Тренч с того света ей сказал?

Еще один собирательный второстепенный персонаж - Ииссы

Как их только не называли в обзорах – внеземные, сверхъестественные, инопланетные… Так все-таки какие они? Игра не дает нам на это прямого ответа. Можно сказать, что знать это необязательно, поэтому разработчики оставляют этот вопрос открытым, но геймдизайн слегка выдает эту аляповатость.

Во-первых, главная героиня сама называет этих непонятных тварей Ииссами. И сама удивляется названию, и все остальные герои тоже удивляются, но как бы принимают такое название. То есть с точки зрения геймдизайна это название должно было быть дано по какому-то признаку (Hiss – "шипящие"… с чего вдруг?), либо его должны были "рассказать" игроку другие персонажи, которые с ним уже столкнулись и могли сами как-нибудь назвать.

Более того Джесси в одном из первых диалогов с Эмили может спросить – что такое ииссы? И не получит понятного ответа. И, казалось бы, необязательно объяснять, что это за враг – ведь так останется больше тайны, больше жути. Как бы да, но как бы это не вписывается в логику самих разработчиков. Они в самом начале говорят о комнате с постером на стене, но без понимания ииссов, говоря их метафорой, получается, что есть просто комната, а что на постере изображено – да кому вообще какая разница? Просто удобно, что сотрудники "заболели" и теперь могут появляться из воздуха и стрелять по главному герою.

Сравните, например, с HL2 – там у всего есть история и объяснение. Кто такие комбайны, жуки, хедкрабы, вортигонты и так далее. Единственная загадка – это так называемый G-man, который периодически появляется и направляет сюжетную линию. Но он не главный противник игрока, он что-то вроде рассказчика, о котором все знать не обязательно. Кто такие ииссы – главные враги игрока, мы должны знать о них хоть что-то, но игра не дает внятных ответов. Самое же забавное, что если вы хотите побольше о них узнать, про их "пение", состояния и прочее, то вам нужно читать документы, расспрашивать других персонажей. Это как бы должно погружать игрока в игру, это, как пишут фанаты, раскрывает весь лор игры. Но в этом-то и штука, что если разработчики не могут сами рассказать пользователю игровыми методами что-то важное, суют это в документы и второстепенные диалоговые ветки, то это геймдизайнерский провал. Игроку как бы дают выбор, узнавать хоть что-нибудь о сюжетообразующем элементе или нет? И даже если игрок хочет узнать, то все равно не получит внятного ответа.

Наконец, главная загадка – Полярис.

Как сказала Джесси Фейден, Полярис – она так зовет нечто в ее голове, что ведет ее, как путеводная звезда. Джесси к ней постоянно обращается, и можно понять, что Полярис – это, вроде как, и есть игрок, но опять же зачем это делать так навязчиво и просто постоянно? Даже если Полярис – это не игрок, Джесси постоянно с ней говорит. Уверен, разработчики пытались таким образом "сломать четвертую стену", которая по правилам жанра отделяет зрителя от происходящего, но это сделано слишком приторно и нарочито. Сравните с тем же Максом Пейном, когда он только в самом конце игры обращается напрямую к игроку – мол, это мы с тобой сделали. Вот это – слом "четвертой стены", тогда и Remedy, и Сэм Лэйк были молодцы. А постоянные вопросы Джесси Фейден – это просто высосанная из пальца "фишечка".

Комментарии: 2
Ваш комментарий

Смари, игра сделана таким образом, что записки и видосы нужно смотреть для понимания сюжета. В этом и кроется весь минус сюжета игры. Ответы на все вопросы выше, в записках и видосах есть, какие-то ответы кривые, какие-то очень даже доскональные.

Спойлер

Например Тренч застрелился потому что ему в голову залезли иисы, это говорится в конце игры. А теперь вопрос касающийся иисов. Иисы - это резонанс, который находился в мире из картинки, и в который можно попасть с помощью диапроектора. В том же мире находился другой резонанс - резонанс Гедрона, который излучал Гедрон - устройство, которое можно найти в конце игры. Этот резонанс перекрывал резонанс иисов и таким образом защищал тот мир из картинки от иисов. Однако, когда Дарлинг перенёс Гедрон в бюро, то резонанс иисов начал распространяться, и Тренч, который тоже решил пойти в экспидицию в тот мир, уловил резонанс иисов и те ему приказали включить диапроектор чтобы вырваться на свободу в наш мир, что вообщем и произошло. Джесси же в детстве подверглась влиянию резонанса Гедрона, и Полярис и есть этот резонанс, который находился с детства в её голове. И именно поэтому у неё был иммунитет к резонансу иисов.

4
Комментарий удален

JetFIRE13 Если кто-то до сих пор что-то пишет про "мыло", это означает, что он спёр игру торрентом. На трекерах нет пропатченных версий. Так называемое мыло иногда появлялось до патча, и означало это, что медленно подгружаются текстуры. Патч это всё и ещё кое-что полностью исправил. И теперь если кто балаболит про "мыло", то он выглядит смешно. И вот ещё что - стащил игру с трекера и ещё чем то возмущаешься.

0