на главную
об игре

DOOM 3 - 15 лет: трудное дитя переходного периода

Серию DOOM знают прежде всего по первым двум частям и перезапуску в 2016-м, ведь там гитарные запилы и много-много демонов. DOOM 3 в этом ряду стоит особняком: уж очень шутер не похож на своих собратьев — отношение к нему до сих пор особое. К 15-летию триквела и в преддверии DOOM Eternal разбираемся, почему так.

Команда id Software встретила 90-е на коне: Wolfenstein, DOOM и Quake заложили основы жанра, популярного по сей день. Но триумф был не вечен: в новом тысячелетии компания внезапно оказалась в догоняющих. Ключевые сотрудники вроде Джона Ромеро и Американа МакГи, разочаровавшись в id, ушли искать счастья в других местах. Оставшихся начали раздирать противоречия и накопившаяся за долгие годы неприязнь, а ссоры между ними вошли в привычку. Увы, глава студии Джон Кармак хотел лишь одного: спокойно кодить в одиночестве, а не улаживать конфликты.

Конкуренты тем временем не дремали: то Epic Games выпустит очередную Unreal, то новички из Valve поразят всех Half-Life.

Пока другие экспериментировали, id будто топталась на месте. За первой Quake последовали вторая и третья, состоявшая исключительно из мультиплеера. Кармака это устраивало: в каждой из игр он достигал своих целей, добиваясь всё более совершенного движка и впечатляющей картинки. А какое название стояло на обложке, без разницы. Но коллеги-то стремились к новому. Им хотелось рассказывать истории c запоминающимися героями и неожиданными сюжетными поворотами.

Так и появился DOOM 3 — по сути, ремейк первой игры, но теперь с сюжетом, иной атмосферой и на новом движке id Tech 4.

Движком Джон Кармак особенно гордился. Тот создавал куда более реалистичное, полностью динамичное попиксельное освещение. До этого световые эффекты были предварительно рассчитанными или основывались на так называемых картах освещения с уже заложенной в них информацией. Творение же Кармака позволяло добиться невиданной до того игры света и тени. Но чтобы технология раскрылась во всей красе, DOOM должен был измениться. Причём радикально.

Вместо бодрого шутера о десантнике, косящем демонов пачками — нервный хоррор о захвате космической станции силами зла. Вместо хэви-метала на заднем плане — мрачный индастриал от Трента Резнора пополам с бесконечными аудиологами, вводящими в курс сюжета. Вместо арен — тёмные коридоры, где поджидает всякая жуть. Всё переделали ради возможности показать id Tech 4 и напугать геймера. Даже специально заставили выбирать между фонариком и огнестрелом: либо освещай себе путь, либо вглядывайся с ружьём наперевес в густую темноту, пытаясь разглядеть скрывающегося за поворотом монстра. И хотя сюжет в целом не сильно отличался от завязки оригинального шутера 1993 года, игра получилась настолько другой, что даже в самой id это не всем понравилось.

Адриан Кармак, уставший от самоповторов, переделывать DOOM не хотел. Кевин Клауд, один из владельцев студии, его поддержал. Но Джон стоял на своём, и без открытого конфликта не обошлось. В итоге, не рассчитав силы, проект покинули Трент Резнор и Пол Стид — один из художников. Подложил свинью интернет: в 2002-м году рабочую версию слили в сеть. Да и в целом производство шло не так гладко, как хотелось. Обычно крупные релизы стараются выпустить ближе к сезону рождественских покупок, но к ноябрю 2003-го доделать DOOM 3 не успевали. Пришлось задержаться аж до августа следующего года. А насладиться триквелом смогли не все: новинка требовала мощной видеокарты, совместимой с Direct X 9.0b.

Первая DOOM взорвала рынок. Вторая — закрепила успех. В третий раз триумф не был столь однозначным.

Часть фанатов жаждала смачных убийств орд демонов из дробовика и адреналина. А получив что-то совсем другое, откровенно разочаровалась. Прочие чесали затылок от необходимости постоянно включать и выключать фонарь: на Марсе что, изоленты нет? Третьи посмеивались над наивными аудиологами и страшилками, приводя их как пример неправильной передачи атмосферы, обвиняя id Software в попытке скопировать Half-Life. Четвёртые просто жаловались на одинаковые коридоры, смазанный босс-файт в финале и отсутствие нормального дробовика.

Но громкое имя DOOM продолжало творить чудеса: шутер разошёлся тиражом в три с половиной миллиона копий.

15 лет — достаточный срок, чтобы прийти к консенсусу. А DOOM 3 по-прежнему вызывает споры: уж слишком она другая по сравнению с предыдущими частями и всем каталогом id Software сразу. За инаковость её называют то незамеченным шедевром, то неудачей. Неплохой шутер, наивный хоррор, сомнительный DOOM. Так что же, с глаз долой — из сердца вон? Наоборот, чем больше времени проходит, тем интереснее кажется это произведение.

DOOM 3 — честная попытка сделать что-то действительно новое, выйти из привычной для id Software зоны комфорта. Неудивительно, что и получилось спорно: на новой территории разработчики не всегда чувствовали себя уютно. Но в своей попытке сотворить напряжённый хоррор с сюжетом они были искренними. Именно поэтому триквел подкупает: в резиновых лицах героев, в скримерах на каждом шагу, в нарочитой темноте есть что-то очаровательное. Напоминание о той эпохе, когда индустрия открывала для себя сложные сюжеты, а разработчики пытались угадать, что будет интереснее геймеру.

Говорят, что на ошибках учатся — и их в триквеле оказалось достаточно. Но без них, возможно, не было бы и триумфального возвращения серии в 2016-м. С тем самым хэви-металом, аренами и полчищами демонов. Всем тем, что помнят и безоговорочно любят миллионы фанатов. Благодарить DOOM 3 стоит хотя бы за это.
Комментарии: 6
Ваш комментарий

а мне нравится 3я часть, я с удовольствием бы поиграл в подобное (по атмосфере) продолжение, было бы кому его сделать параллельно doom eternal

6
Blackmore1014 написал: Лично для меня, как думеру с 95го года, Doom 3 является идеальным, Таким он и остается.

Поддерживаю всеми руками и хвостом!

3

Моя стена текста в честь юбилея Doom 3. Doom 3 - это не BFG Edition. Поделка которая наспех была сделана для новых игроков с минимальными потребностями от игры, лишь скоротать вечерочек и бездумно пострелять. Постыдная попытка Bethesda сломать оригинальный Doom 3 со своим уникальным лицом и выправить его на рельсы классического шутана в духе первых двух частей. В итоге все стало только хуже - атмосфера и саспенс уничтожены, игра стала легче потому что патронов больше а врагов меньше, отсутствие той самой идеологической дилеммы фонарик или оружие, неспешность и размеренность повествования искуственно подавлена в попытке улучшить экшн-составляющую, которая осталась прежней и только лишь игрока заставляют двигаться быстрее вперед, техническая деградация и косяки по сравнению с оригиналом который выглядит лучше этого богомерзкого переиздания. Поэтому Doom 3 - это только оригинал 2004 года. Doom 3 - это наша одна из лучших и безупречных локализаций от 1С. По праву должна входить в зал славы наших локализаций. Редчайший случай когда русская версия абсолютно полностью превосходит оригинальную английскую версию. Достаточно просто послушать оригинальную озвучку и удивиться насколько в ней актеры невыразительны и скупы на эмоции, говорят хрипящим голосом зачитывая текст. А потом слушаешь нашу русскую версию. Актеры говорят с выражением, вжившись в свои роли, передавая те самые эмоции персонажей которые и должны быть в конкретной ситуации. Если это Эллиот Суонн, то он сразу понятно что это высокопоставленная шишка который прибыл на базу чтобы разобраться с проблемами творящиеся на базе. Если это Бетругер, то даже в его интонациях несет коварством и ложью. Если это Сержант Келли, то это самый настоящий сержант и твой командир, грубо отдающий приказы и таким же образом разговаривающий с тобой как с рядовым, а когда вы вышли на связь друг с другом в комплексе Дельта, то чувствуешь как твой командир восхищается твоей стойкостью и ждет вашей встречи чтобы бороться плечом к плечу. Тоже самое касается и других второстепенных персонажей, а также аудиозаписей в КПК - наши актеры выложились на 100% и подарили нам просто восхитительнейшую локализацию. Doom 3 - это искренняя попытка сделать что-то действительное новое, вырваться за пределы рамок односложного спинномозгового боевика по отстрелу монстров, расширить границы своего контекста. Сделать по-настоящему тяжеловесное произведение в своей реалистичной осмысленности, проработанном сюжете и осязаемой вселенной игры. Doom 3 - это смелый и амбициозный проект, технологический титан своего времени от той самой легендарной id software и Джона Кармака. Настоящий флагман технологий который просто хватал за шкирку игровой бизнес и сообщество с выпученными глазами и летел вперед. Он был не идеален, квадратные головы персонажей граничили с высочайшей детализацией текстур, а безупречный звуковой арт-дизайн и по сей день восхитителен и уж точно превосходит тот что в Doom 2016. Но тем не менее, даже несмотря на минусы это был смелый проект. У него были свои стальные яйца и даже несмотря на ожидаемую критику со стороны даже преданных фанатов он продолжал придержиться своей идеи в которую верил - стать чем-то новым и более осмысленным. Игра, на момент выхода которой просто не существовало компьютера который мог бы потянуть ее на сверхвысоких настройках. Doom 3 - это самая бескомпромиссная игра по отношению к игроку из всей серии. Ты либо принимаешь ее правила и получаешь удовольствие на ее условиях, либо отвеграешь это и становишься хейтером. Но Doom 3 имеет стальные яйца, поэтому и пережил весь хейт и все же став классикой именно таким какой он есть. Doom 3 - это главенство технологий, которые являются основополагающими в этой игре и вокруг которых строится абсолютно все. Джон Кармак создал свой движок который раскрывается на всю мощь именно в замкнутых темных помещениях. Так скажите, мог ли быть Doom 3 другим когда сам его создатель уготовил для него такую судьбу? Одно из значений слов Doom - судьба. То то же. Doom 3 - это игра которую можно настроить на свой вкус. Тебе не хватает сложности? Открой консоль и при помощи команды выставь множитель урона хоть 10-кратный, а эффективность брони сделай выше. Хочешь чтобы герой отбрасывал тень? Просто включи ее при помощи команды и тогда игра станет еще атмосфернее и эффект присутствия будет еще выше. Когда в пылу сражения ты уклоняешься от огненного шара, от рядов взрывается освещая на долю секунды комнаты и ты видишь как герой отбрасывает на мгновение свою тень. Надоело играть от первого лица? Не проблема. Просто включи команду в консоли и играй с видом от третьего лица, можно даже настроить из-за плеча (для этого нужно просто настроить угол обзора и положение камеры). А теперь назовите мне любой другой шутер который может похвастаться такой гибкостью и чем-то подобным? Doom 3 - это напряженный мистический научно-фантастический экшен-триллер, который пришел на место одномерного ураганного боевика. Сражения стали более локальными, но и более акцентированные на битвах даже против одного исчадья ада. Которое не является всего лишь одной единицей в твоем счетчике, а стычки с ним в той или ином месте запоминается его вступлением, поведением и расправой. Doom 3 - это культ мрака и беспросветной тьмы. Она имеет фундаментальное значение для сюжета, которой прониклись как мне кажется и авторы во время создания. Когда герой борется с темнотой вокруг, делая передышки в местах с тусклым светом которые являются чуть ли не островком спасения посреди бесконечной тьмы. При этом герой ведет борьбу не только с обычной темнотой, сквозь нее он сражается с другой, вековечной, древнейшей, великой Тьмой - то есть с Адом. Doom 3 - это шедевральная мрачная атмосфера тревоги, беспомощности, страха, безнадеги и одиночества. Безупречно поставленная и в мельчайших деталях играющая на всем протяжении игры. Doom 3 - это история борьбы отважного главного героя, морпеха, солдата, новоприбывшего рядового для несения службы на Марсе и попавший в заварушку и настоящий ад. Вы безупречный солдат, мастерски владеющий оружием, в отличной физической форме, со здоровенной бицухой... Но тебя это не спасет от слуг Дьявола. Вся твоя подготовка вряд ли поможет одолеть тебе темные силы которые существуют за пределами нашего понимания. Ты боришься со своим животным страхом, прячась в тенях... а потом после страха приходит время борьбы. Бравый морпех превратившись снова перепуганным новобранцем во время вторжения, на своем пути он закаляется в смертельных битвах с силами Зла, преображаясь в настоящую грозу демонов, не по своей воле ставший последней надеждой человечества, той самой гранью которая и стоит между Адом и Землей. А в заключительной части своего пути заполучив Душекуб и вовсе ставший новым избранным воителем древней цивилизации Марса против сил Ада. Скажите, в Doom 2016 есть хоть какие-то подобные ощущения игры за главного героя кроме фабулы "ты убийца демонов и они тебя бояться"? В Doom 3 же мы играем за настоящего человека, который превозмогая свой страх, потом и кровью дал отпор самому Аду и спас Землю от легионов демонов. Doom 3 - это настоящее измеренение истинного Зла и всех его проявлений. Сатанизма, дьявольщины, богохульства, грехов и человеческих пороков. В Doom 3 нам показан по-настоящему страшный, жуткий, чудовищный в своей абсолютной злобе ко всему сущему Ад - настоящий христианский Ад. Это касается и демонов, некоторые из которых пугают всем своим отвратительным видом. Например человеческий младенец наполовину как насекомое, издающий жуткие звуки, пархая крыльями, зовя свою маму и желающий вас разорвать. И только одному Сатане известно как выглядит их мама. Это действительно буквально пришло из самых жутких кошмаров. И Ад пугает не только когда лезут демоны, но когда и ничего рядом нет. Это раскрывается в записях КПК и аудиозаписях. Когда оказывается что чем больше люди пытались изучить технологии телепортации и измерение Ада, еще не подозревая чем это является, на базе UAC начали происходить странные события. И чем дальше, тем хуже. Потусторонние сущности которые все больше проникали в наш мир начали играть с людьми, пугать и сводить их с ума. Несчастные случаи, шизофрения и психические расстройства в буквальном смысле захватили базу, Doom 3 - это проработанная футуристическая история в котором даже каждое оружие выглядит с поправкой на 22 век от рождества Христова. А каждое устройство, прибор или другие элементы отвечают почему, зачем и как это работает. Это мрачное будущее где миром правят передовые технологии способные изменить человечество до неузнаваемоемости ради выживания, процветания, прогресса и движения вперед. Doom 3 - это по-настоящему интересный и проработанный сюжет. В котором мы видим как непомерные амбиции корпорации UAC, технологический прогресс и наука может настолько много, что способны распахнуть врата в Ад. Мы узнаем как все это происходило, к чему это привело и узнаем с чего все началось много тысячилетий назад. Когда Марс населяла древняя цивилизация Прементор, которые изобрели телепортаторы и демоны полезли из них. Древние создали Душекуб, чтобы остановить демонов и загнать их обратно в Ад. Они вложили его в руки своего сильнейшего марсианского воина и он навсегда смог остановить вторжение. После чего выжившие представители цивилизации телепортировались с Марса на Землю. И в итоге выясняется что мы люди являемся потомками этой расы, что мы изучаем собственную историю. Они оставили свое оружие, если демоны прийдут опять. Ученые не могли его активировать потому что артефакт был вместилищем душ древних и он ждал своего избранного... И когда теперь все повторяется опять, наш главный герой пройдя все круги ада находит Душекуб и становится новым избранником Древней цивилизации, который обязан остановить демонов и запечатать адскую дыру глубоко в недрах Марса. Именно поэтому я считаю Doom 3 - это идеальное переложение классики в реалистичном видении в новом поколении. Doom 2016 как бы хорош он не был, но в моих глазах это регресс и топтание на месте. Doom 3 же это пускай не идеальный и где-то противоречивый, но амбициозный, смелый, выдающийся, бескомпромиссный, технологичный, осмысленный, невероятно атмосферный и жуткий, напряженный мистический научно-фантастический хоррор и экшен-триллер. Лично для меня, как думеру с 95го года, Doom 3 является идеальным, Таким он и остается.

2

Ну, DooM 3 будет интересен для тех кого пугает, заставляет вжиматься в кресло во время игры, но если игра не пугает, то покажется довольно скучной и однообразной, лишь разнообразие демонов которых реально много, выглядят они круто и представлены хорошо и хороший арсенал вытаскивают игру, потому что без этого, одни однообразные коридоры, которые к тому же повторяются и глупые попытки напугать игрока выходящим из-за угла зомби. Ну и конечно игра наверняка нравится тем кто любит современные шутеры, а не классические, где медленно ходишь, не так много убиваешь и убивают достаточно быстро, ибо DooM 3 ближе именно к ним, чем к классике с быстрым бегом и армией врагов на экране.

-1

DragonCommander56 дум 3 мне очень понравился, а вот новый дум, наоборот, за пару миссий наскучил до смерти. Только графон мне там запомнился.

2