на главную
об игре

Как захватить планету: история глобальных стратегий Paradox

За что мы любим игры про управление целыми государствами

В 2024 году студии Paradox, подарившей миру огромное количество глобальных стратегий, исполняется 25 лет. Это отличный повод совершить экскурсию в прошлое и посмотреть, как возникла, росла и развивалась компания, сегодня известная на весь мир.

От настолок к видеоиграм

В далеких 80-х швед Фредрик Мальмберг решил продавать американские настолки на своей родине и основал компанию Adventure Games. Просто продавать чужие игры ему было мало, и он адаптировал ролевую систему Dungeons & Dragons, создав на ее основе собственную — Drakar och Demoner («Драконы и демоны»). Она издается до сих пор.

В 1996 году издательство Мальмберга выпускает Svea Rike («Шведское королевство») — настольную игру, основанную на реальной истории Швеции XVI-XIX веков. Спустя год она была перенесена на ПК в виде пошаговой стратегии, а уже в 1998-м вышла Svea Rike 2.

Основные задачи игрока в этих стратегиях — управление династией, соперничество с конкурентами и налаживание связей с другими государствами. Из настольной версии в компьютерную перекочевала и система событий, которая впоследствии станет фирменной фишкой всех хитов Paradox. Во многом дилогия Svea Rike стала прообразом серии Crusader King.

Несмотря на некоторый успех, в 1999 году компания, к тому моменту переименованная в Target Games, обанкротилась и закрылась. Но Мальмберг и его коллега Нильс Гуликсон сохранили права на все, что было связано с компьютерными играми издательства. И основали студию Paradox Entertainment.

Рождение легенды

Под знамена новой команды слетелись и другие бывшие сотрудники Target Games. Попутно были выкуплены многие собственные бренды компании. Но первый большой успех был связан с адаптацией невероятно сложной исторической настольной игры Филиппа Тибо — Europa Universalis.

Первые две попытки перенести систему на ПК предпринимала еще Target Games, но ни одна из сторонних студий не справилась с задачей. Взявшись за адаптацию самостоятельно, Paradox первым делом радикально перестроила геймплей. В этом помог гейм-дизайнер Юхан Андерссон — большой фанат оригинала. Он до сих пор работает в компании над компьютерной версией Europa Universalis.

Сложнее всего было отказаться от пошагового формата в пользу процесса в реальном времени с активной паузой. В будущем стало ясно, что это решение было верным — вышедшая в 2000 году глобальная стратегия Europa Universalis мгновенно стала хитом. Игрок мог провести выбранную страну через триста лет истории — с 1492 по 1792 годы, — развивая экономику, налаживая дипломатические связи с другими государствами и воюя с ними при необходимости.

Без критики не обошлось. Особенно геймеры критиковали почти полное отсутствие обучения в настолько сложной стратегии. К тому же без ручного редактирования файлов играть разрешалось только за самые известные страны вроде Франции, России или Великобритании. Вероятно, на ограничениях, перекочевавших прямиком из настолки, настаивал сам Тибо, сотрудничавший с Paradox.

Студия изменила подход, выпустив в 2001 году Europa Universalis 2 — с десятками доступных для управления государств. Можно было подчинить весь мир Баварии. Построить колониальную империю под флагом Шотландии. Превратить Конго в одну из великих мировых держав. Или возглавить отразить нападение конкистадоров на земли Инков.

Уже в первой части была масса нюансов вроде влияния рельефа на передвижение и боевые показатели армий. А с выходом сиквела сообщество принялось расширять базовые механики модификациями вроде отечественной EEP RW со множеством новых событий и возможностью переписать историю благодаря различным вариантам выбора.

Больше стратегий, хороших и разных

В последующие годы Paradox постоянно пробовала новое и почти всегда добивалась успеха. В 2002-м вышла Hearts of Iron, заложившая основы популярной серии о Второй мировой войне. Игрок все так же управлял страной, но одержать победу в одиночку не мог — для этого было необходимо вступить в альянс. Всего их три: Ось, Западные союзники и Коминтерн.

Но можно было поставить альтернативную цель. Например, отказаться от участия в глобальном конфликте, захватить парочку соседей — и спокойно смотреть, чем закончится мировая бойня. Как и во всех стратегиях Paradox, игрок контролировал экономику, внутреннюю политику, дипломатию, исследования и, конечно же, армию выбранной страны. Можно было даже применить ядерную бомбу.

В 2003-м на рынке появилась Victoria. Она заполнила исторический промежуток между Europa Universalis и Hearts of Iron, заодно предложив одну из самых продуманных и комплексных систем экономики в жанре. Сложность отпугнула часть аудитории и привела к негативным оценкам журналистов. Хотя стоило проявить терпение и понять механики, и можно было привести к успеху даже самую отсталую страну.

В 2004-м вышла первая часть Crusader Kings. События разворачивались с XI по XV век — раньше, чем в Europa Universalis. Акцент сместился на развитие династии, управляющей одним из государств Старого света. Путем интриг, удачных браков и войн королевская семья могла возвыситься и превратить родное графство в настоящую империю.

Чуть раньше, в 2003 году, Paradox выпустила не получившую должного признания стратегию Chariots of War. В России она известна как «История империй» и посвящена древним царствам Ближнего Востока и Северной Африки. Также студия пробовала себя в других жанрах. В 2002-м вышла и провалилась Valhalla Chronicles — неудачный клон Diablo. Также в разработке находился некий шутер, который был отменен еще до анонса.

Мы пойдем своим путем!

Компания пыталась вырасти из разработчика в издателя еще в ранние годы своего существования. Были даже приобретены лицензии на несколько популярных франшиз, включая Конана-варвара. В итоге компания разделилась на издательство Paradox Entertainment и студию Paradox Interactive, которую не ограничивали в ресурсах и не заставляли делать игры по чужим вселенным.

В 2005 году вышла Hearts of Iron 2. А к 2007 году студия завершила разработку собственного движка и перенесла свои игры в 3D, начиная с третьей части Europa Universalis.

По одной из версий, переход в 3D был необходим для завоевания рынка США, где не хотели покупать «устаревшие внешне» стратегии. Старые поклонники Paradox, напротив, были недовольны криво сделанными моделями, но постепенно привыкли. Ведь суть игры не пострадала.

Параллельно студия осваивала выпуск DLC. Для Hearts of Iron 2 вышло их всего два. А для Europa Universalis 3 – уже четыре. С каждой игрой дополнений становилось все больше, они приносили все больше денег (и негатива от фанатов, хватавшихся за голову при виде цены за набор DLC). Например, летом 2024 года полный комплект Europa Universalis 4 обойдется в 16 тыс. рублей.

Не обошлось и без неудач. В Europa Universalis: Rome (2008) авторы обратились к Древнему Риму и ввели новые элементы вроде варварских племен, способных занять территорию и превратиться в государство. То ли геймерам не понравились недоработанные механики, то ли не заинтересовал исторический период, но Rome провалилась, а эксперименты с сеттингами временно прекратились.

В Hearts of Iron 3 (2009) движок обновился и уже смотрелся вполне пристойно. Заодно изменился и геймплей. Например, можно было поручить ИИ управлять передвижением армий и сосредоточиться на экономике. Мир игры стал в разы больше — при ручном управлении огромными войсками прохождение чрезмерно затягивалось.

Увы, игра была жутко забагована. Пришлось расширять команду, организовывать обратную связь с сообществом, выпускать «Дневники разработчиков» с обещаниями все исправить. И исправлять.

У Victoria 2 (2010) дела обстояли чуть лучше, хотя проблем тоже хватало. И без того перегруженные экономика и внутренняя политика в сиквеле стали еще сложнее. Вероятно, именно поэтому серия так и осталась наименее популярной среди главных франшиз Paradox.

На пути к современности

В 2012 году Paradox выпустила одну из самых успешных своих игр — Crusader Kings II. А потом еще полтора десятка крупных DLC для нее. И еще больше мелких — с новыми моделями юнитов или музыкой. Фанаты тоже не отставали, создав сотни модов самой разной направленности – от фэнтези-сеттинга до контента «18+».

После релиза всех дополнений исторические рамки расширились до почти семи столетий. На карте появилась Индия, а извне в политику могли вмешаться даже американские индейцы, хотя Нового света на карте и не было. Игрок мог создать собственного правителя и выбрать подходящие перки. Некоторые играют в Crusader Kings II до сих пор — третья часть все еще уступает второй по обилию контента.

В тот же период Paradox вновь была реорганизована. Под брендом Interactive стала значиться компания-издатель. А разработчиков переименовали в Paradox Development Studio.

В 2013-м вышла Europa Universalis 4. А позже появилось и более двадцати крупных DLC. The Cossacks, например, добавило не только казаков, но и систему областей, объединяющих провинции. А The Third Rome дало России новые механики, позволяя быстрее расширяться.

В 2016 году компания выпустила сразу две игры. Первую давно просили фанаты — и она стремительно обрела успех. Stellaris не обращалась к земной истории, а предлагала исследовать далекий космос, возглавив одну из причудливых инопланетных рас или создав собственную. Полем битвы теперь стала целая галактика.

С тех пор игра получила множество дополнений. Не только улучшающих экономику, шпионаж и другие механики, но и добавляющих уникальные цивилизации вроде разумных грибов. Для многих рас написаны уникальные цепочки квестов, превращающих стратегию в увлекательное приключение.

Вторая игра — Hearts of Iron 4, в которой Вторая мировая война стала еще масштабнее. Не обошлось и без нововведений вроде создания собственных шаблонов дивизий или квестов, открывающих дополнительные возможности. По количеству DLC эта стратегия уступила одногодке в два раза. Возможно, потому что Stellaris на старте продавалась в 14 раз лучше.

Увлекшись дополнениями, следующую игру Paradox представила лишь в 2019-м. И снова прокололась на Античности. Imperator: Rome, даже предложив несколько оригинальных идей, оказалась скучной, а дисбаланс механик превращал виртуальную историю в абсурд. Зато через год авторы отыгрались и выпустили успешную Crusader Kings 3, которая не только стала красивее и многограннее, но и порадовала толковым обучением. Вдобавок она еще больше приблизила серию к RPG.

Связь Сrusader Kings 3 с этим жанром станет еще теснее с выходом дополнения Roads to Power в сентябре 2024 года. Игроки возьмут под контроль безземельного дворянина. Он путешествует по миру и мечтает прикарманить какое-нибудь бесхозное баронство.

С 19 августа на VK Play появился новый сервис — владельцы российских рублевых карт могут безопасно пополнить баланс электронного кошелька Steam. Комиссия за конвертацию составит до 12%. Пополнение баланса доступно пользователям следующих стран: Россия, Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан.

Куда идешь ты, Paradox?

К 2021 году внутри студии сложилось пять подразделений, отвечающих за ключевые серии. Одно из них в 2022-м выпустило спорную Victoria 3. Часть проблем авторы уже исправили, а часть оставили на потом.

Гораздо меньше негатива вызвало появление подписки, благодаря которой можно не покупать весь набор DLC, а получить доступ к ним за ежемесячную плату. Это в десятки раз сокращает расходы на дополнения, тем более, что подписку можно отменить, наигравшись. Хорошо, что ее все-таки реализовали.

Какая игра станет следующей? Скорее всего, Europa Universalis 5. Похоже, именно она скрывается под проектом с кодовым названием «Цезарь».

О проекте уже известно немало. Например, что временные рамки будут расширены. Появятся группы населения, как в серии Victoria. Зданий станет в разы больше, экономику улучшат. Сложнее и интереснее станут войны и дипломатия. Увы, дата выхода держится в секрете — официально игра еще не анонсирована.

У каждой из пяти главных игр студии есть свои фанаты. Кому-то больше по душе XX век и история Второй мировой войны. Другому нравится продвигать интересы своей династии феодалов. Третий любит развивать экономику и заботиться о населении. Четвертый с головой уходит в исследование галактики. А пятый обожает Europa Universalis. О которой мы, надеюсь, еще поговорим, когда выйдет новая часть.

Комментарии: 0
Ваш комментарий