Когда ничего не держит и больше некуда возвращаться, сорваться в дорогу легче легкого. Собрали какие-то вещи — фонарь, стопку книг, почтовый ящик как напоминание о навсегда оставленном доме — и поехали. Только куда ехать?
У героя FAR: Lone Sails нет ни имени, ни пола, ни предыстории, ни — теперь (с этого игра начинается) — близкого человека. Очевидно, это было последним, что держало его дома. Мы начинаем путь от могилы — под низким серым небом и под одиноким облетевшим деревом, тянущимся всем своим естеством вправо — в будущее. Начальная сцена как метафора всего путешествия: как и обещано в названии, одинокого, хмурого и совершенно четкого по направлению.
Нормандский берег стал тебе приютом ныне
Миниатюрный человечек в красном дождевике — самое яркое пятно в этом мире приглушенных красок — отдает последний долг перед могильным камнем и отправляется в путь. Сначала бегом — он не умеет передвигаться шагом — а затем уже на здоровенной машине, стоящей на приколе неподалеку. Верный спутник сам знает направление — останется только присматривать, чтобы он был «здоров», кормить его и постепенно совершенствовать.
Для швейцарской студии Okomotive стимпанк и постапокалипсис, возможно, и ценны сами по себе, но в данном случае обезлюдевший после неизвестной катастрофы мир воспринимается не как сцена для какой-то отдельной истории, а исключительно как метафора и способ оставить нашего героя наедине со своей машиной и самим собой.
В течение игры не будет сказано ни одного слова — остается удовлетворяться только проплывающими пейзажами со следами катастрофы, очевидно, техногенного происхождения и, изредка, баннерами с надписями. Они, впрочем, тоже не рассказывают историю, что произошло и как — просто следы минувших дней.
Здесь можно помечтать о белоснежной яхте
Стимпанк помимо того, что это просто красиво, необходим для реализации фактически единственной игровой механики: поддержании жизни и скорости в машине на паровой тяге. Только рубить для котла дрова или искать уголь не нужно — работает двигатель на всем, что вы найдете в пути: от ящиков и бочек с чем-то возможно горючим до плюшевых игрушек и настоящей взрывчатки. Закинув последнюю в топку, готовьтесь бегать по всем отсекам и тушить загоревшиеся механизмы, а потом чинить их при помощи портативного сварочного аппарата. Одна из немногих реальных задач, стоящих перед игроком.
Также по пути будут встречаться различные обломки прошлого — заводы, фермы, паромные переправы. Там придется покинуть парового друга и решить элементарные задачки, которые, как правило, сводятся к нажатию пары кнопок и наблюдению за тем, как циклопические механизмы приходят в движение: открывают ворота и устанавливают на машину паруса или, например, упомянутый выше сварочный агрегат.
Топливо разбросано по пути следования в избытке — поначалу необходимо останавливаться и делать паузу в путешествии для сбора ящиков и бочек, а затем и эта необходимость отпадает — корабль пустоши учится собирать их самостоятельно и мы можем спокойно отдаться во власть движения-потока, только изредка хлопоча внутри пыхтящего аппарата.
И хлопоты это приятные — физика и героя, и машины просчитана очень здорово: среди механизмов и отсеков не застреваешь, неловкости управления тряпичной куклой не чувствуешь, а дыхание и скорость нашего передвижного друга ощущается так, будто он живой и соединен с нами какой-то духовной связью. После каждой паузы возвращаться к движению — настоящее удовольствие, а игра, несмотря на свой аскетизм в плане механик, действительно захватывает.
Здесь можно уловить, став сверху, как на вахте, в дыхании ветров, в блаженстве вечерка…
Тем не менее, лучшие моменты FAR: Lone Sails — не решение задачек или суета в чреве машины, а паузы, когда мы идем под парусом и можем спокойно забраться на капитанский мостик и просто наблюдать за проплывающим пейзажем, выпустив на волю меланхолию. Именно она — главный герой игры, а вовсе не безымянная фигура в красном дождевике. У меланхолии здесь масса оттенков: от безысходной грусти и даже отчаяния до светлой печали с отчетливыми нотками надежды. Через настроение можно искать в происходящем смысл: пытаться построить картину прошлого, копать метафорические корни путешествия. Ну или не искать, а просто отпустить себя по его волнам.
FAR: Lone Sails можно много с чем сравнить из собратьев по миру инди-игр: от метафоричных платформеров INSIDE и Little Nightmares до Final Station — симулятора выживания на поезде, идущем через пустошь, — у которого «отсекли все лишнее». Но прямых аналогов как таковых у творения Okomotive нет. Если с чем и хочется сравнить FAR, то разве что с пейзажами Эндрю Уайета, холодными, ветреными, недружелюбными, но почему-то затягивающими внутрь себя.
В задумчивом порту, в зеленом окруженье, как в обрамленье пальм, — венец твоих надежд
С пейзажами великого художника FAR роднит не только врожденная меланхолия и внутренний холодок, но и необыкновенный визуальный стиль. Ожившими картинами сегодня уже не удивишь — игры, нарисованные акварелью от руки, появляются все чаще. Но еще достаточно редки, чтобы сердце замирало в моменты, когда парус, нарисованный несколькими порывистыми штрихами, вдруг затрепетал под густо наметанным небом. Это по-настоящему красивая игра, которая вдобавок здорово озвучена. Здесь никто не говорит, но машина пыхтит, паруса хлопают, ветер завывает, а сопровождается это очень уместной и любовно написанной музыкой.
***
FAR: Lone Sails — игра совсем не длинная, простая, но небольшая продолжительность и минималистичность ей очень идут — ритм идеально выдержан, а процесс затягивает; у игры легкое дыхание. Ее не только реально, но и хочется пройти за один сеанс. И, возможно, начать заново — новых граней она не раскроет и испытаний не предложит, но плыть по волнам меланхолии приятно. Как читать и затем перечитывать хорошее стихотворение.
Достоинства:
- превосходный ритм: и герой, и машина прекрасно чувствуются и управляются;
- изящный визуальный стиль;
- красивая музыка.
Недостатки:
- условный игровой процесс и небольшая продолжительность — впрочем, многим (как и мне) это тоже покажется плюсом.