Тамплиеры. Храмовники или Орден бедных рыцарей Христа. Современным геймерам они более известны как извечные противники добрых и праведных борцов в капюшонах за равенство и справедливость именуемых Ассасинами. История реального ордена не то, чтобы сильно связана с орденом легендарных убийц, но таинственности ей не занимать.
Эта организация стала вторым военно-религиозным орденом, после Госпитальеров, и был он основан в 1119 году довольно колоритной личностью Гуго де Пейном (запомните это имя) после Первого Крестового Похода. В 12-13 веках орден разросся из маленькой группы рыцарей до внушительного и довольного богатого, несмотря на одно из своих названий, военного и политического игрока. Впрочем, в обсуждаемой игре пойдёт речь о более позднем этапе существования загадочного ордена. Точнее о его бесславном конце.
В серии Assassin’s Creedтамплиеры не особо пострадали в результате облавы в 1308 году. Даже наоборот – обрели могущество и смогли, затаившись в тени, управлять судьбой мира. Многие политические режимы и правители стали марионетками в их руках на протяжении столетий.
История падения реального ордена храмовников куда прозаичнее. Но наполнена политическими интригами, драмой и предательством. Папа Римский не смог противостоять Филиппу 4, так как в некотором роде зависел от него, и решил, что раз не может пресечь гонения тамплиеров – возглавит их и объявил орден еретическим. Единственный человек, которому тамплиеры были верны вонзил отравленный кинжал в спину, пробив насквозь сердце. Инквизиция плела интриги за спиной и с особой жестокостью и радостью нечеловечески пытала рыцарей Христа, которые мгновенье назад ни в чём им не уступали и проливали свою кровь в битвах против мусульман с криками Deus Vult! Во всём католическом мире не нашлось тех, кто серьёзно бы воспротивился этому гнусному предательству. Всё, что смог английский монарх, который вырос среди этих рыцарей, лишь немного облегчить их участь, заранее предупредив тех, кто были в его королевстве и долгое время запрещая Инквизиции применять пытки.
В 2011 году студии Haemimont Games надоело клепать стратегии. Если вы не в курсе, то эти ребята создали Tropico и на момент выхода The First Templar последней их игрой стала третья часть стратегических похождений Эль Президенте. Получилось ли у них что-то достойное? Скорее да, чем нет. Это крепкий среднячок, не хватающий с неба звёзд.
Простой и незамысловатый сюжет?
Скажем так, я прочитал несколько рецензий на эту игру. В некоторых не давали однозначного ответа о том, простой сюжет или же нет. А другие наоборот ставят его в ряд незамысловатых и простых. Я бы не назвал его таким. Вначале он показался мне раскроенным. Но скажу честно, этой игре просто не хватает открытого мира, вот там бы он развернулся. А в жанре слэшера нас бросает из одной локации в другую, рассказывая новую арку так часто, что не успеваешь вовремя разобрать что произошло в предыдущей арке. Он очень интересный, если разобрать его.
The First Templar – это история не просто о поисках Святого Грааля, а скорее огромного предательства всего ордена, которая неразрывно связана с более мелкими предательствами. Мы играем за двух рыцарей Селивана и Роланда, которые за время службы в ордене стали действительно побратимами, готовыми подставить друг другу своё плечо и не задумываясь пожертвовать собой. В то же время Роланд более жестковат и ставит достижение цели превыше всего, а Селиван прожжённый в боях ветеран, который не лишился человечности и смотрит на многие ситуации через призму опыта. Готов всегда помочь нуждающемуся и не хочет никого бросать. Даже когда Роланд жертвует собой (нет) ради него и Мари сам Селиван несколько раз будет пытаться вернуться туда и помочь другу. Но здравый смысл и женщина подсказывают ему, что его не спасти (нет). В конце концов он просто смирился. А зря. Роланд попал в лапы инквизиции, его пытали и над ним издевались как могли. Всё это время он ждал, надеялся и верил, что братья-тамплиеры его не бросят и попытаются спасти. Но Великий магистр Ордена просто поставил стопку и накрыл её хлебушком, чтобы особо не парится. Хотя вполне мог отправить рыцарей узнать больше деталей смерти своего человека и найти его тело, чтобы похоронить по-человечески. Роланда фактически предали. И он принял единственное решение, на которое его подталкивала советница Филиппа 4 Изабелла – стал членом Инквизиции. Но он не забыл своего друга и совершенно не держал на него обиду, поэтому спас и Селивана, и объявленную еретичкой Мари.
Потом сам Орден был предан теми, кого считал своими союзниками.
А затем предали Селивана, который узнал правду о себе, Ордене и Граале. Теми, кого он считал своими братьями. Великий Магистр объявил его предателем, потому что он стал ношей. И Селиван, который был верен идеал ордена, помогал беззащитным и спасал нуждающихся, был вынужден обнажить ножны против своих сопартийцев. Теперь уже бывших. Против него выступала целая французская армия, инквизиция и даже сам почти уничтоженный орден тамплиеров. А единственным его союзником стала девушка Мари, которую он с Роландом вызволял из подвалов Инквизиции в начале.
Мари, конечно, не простая девушка. Дочь дворян и единственная наследница французского дворянского рода д’Ибелинов, которые веками были связаны с тамплиерами. Селиван знал, что их род что-то знает о Граале и поэтому спас Мари, но, увы, её отец не успел поведать тайну рода, так как скоропостижно скончался от рук сарацинов. На удивление, у девушки крайне редкий талант умело рубить врагов на куски кинжалами. Поэтому в компании Селивана чувствовала себя довольно уверено. Кстати говоря, в родословной реальных Ибелинов действительно был Ги І Ибелин, у которого была дочь Мария, и который умер в 1304 году. Но история не оставила сведений участвовала ли реальная Мария в противостоянии тамплиеров и французов.
Отношения Селивана и Мари похожи в некотором роде на учителя и юного падавана. Она видит ситуации, анализирует их, предлагает варианты решения, но не до конца. Она не всегда видит суть. Тут то и выступает более опытный Селиван, который дает ей напутствия, объясняет и подаёт пример. А она зачастую отшучивается. Причём делает это так часто, что даже когда она искренне восхищается рыцарем – он принимает это за шутку. Ближе к концу игры Мари становится опытнее и наблюдается некий личностный рост. Не скажу, что он прям лучший из всех, что я видел. Он скорее, даже тухленький.
Между делом я натыкался на сведения, что в игре есть романтическая линия между Селианом и Мари. Нет, её не существует. Их отношения так и остаются на уровне учителя и ученицы. Ни больше, ни меньше. И от этого комично было читать, что благородный рыцарь обратил свой меч против Ордена из-за силы любви, которой нет.
И в конечном итоге – финал. Слитый финал. Всю игру мы искали, бегали и тряслись за этот чёртов Грааль. Находим его и решаем его судьбу. В любом случае, Орден будет уничтожен. А Великого Магистра, которого Селиан убил в комнате с Граалем в любом случае сожгут через пару лет после роспуска тамплиеров в 1312 году. Да, такой неожиданный и нелепый косяк сценаристов. Но сами концовки отличаются парой строк в заключительном ролике. И всё. Это слегка разочаровывает. Нам даже не расскажут, что же случилось с героями в итоге. Сожгли Мари как ведьму инквизиторы? Арестовали ли Селиана? Что делает Роланд теперь? Это интересно узнать, но нам об этом не скажут. Видимо, уже никогда.
Геймплейная импотенция
Ну, и пару слов о том, что действительно незамысловатое в этой игре. Геймплей. Боёвка – это в основном рубилово сотни, тысяч, миллионов солдат. Сарацинов, ассасинов, французов, тамплиеров. Всех, кого только можно. Но иногда в игре появляется мотив стэлса. И, чёрт, возьми, лучше бы он никогда не появлялся. Есть одна миссия, где нужно действовать только стэлсом. И она просто показывает насколько он ущербен. Враги то засекали меня сквозь стену, то в упор не видели перед собой, а само бесшумное передвижение очень громко выдавали лязги снаряжения, которое не замечалось врагами. Ну, подумаешь, доспехами кто-то в сантиметре от тебя, сзади, трясёт. Обыденная ситуация.
Я не заглядывал в кошелёк и бюджетные сметы, но стоит отметить, что трудно пропустить мимо глаз бюджетность разработки и неопытность девелоперов. Графика не отталкивающая, но в 2012 году выходили проекты и с более красивыми видами и анимацией, хотя сами виды иногда довольно захватывающие и их так много, что просто респект. Ещё бы не кидало нас из одной сотни локаций в другую меньше, чем за час – вообще цены не было бы. А так, мы за 10 часов игры, грубо говоря, побываем на Кипре, в нескольких лесах, Акре, других арабских локациях, Франции, горах и в куче разных подземелий. Н у да ладно, бывает. Другой важный аспект – это головоломки. Их сюда добавили, но всё к чему они сводятся – это нажимать на рычаги. И этих чёртовых рычагов в игре не меньше миллиона. За всё время игры, а это в районе 13 часов, они мне настолько приелись, что я просто ненавижу теперь рычаги.
И да, нельзя не отметить, что игра затачивалась под кооператив. Я не играл с другом, пришлось довольствоваться компьютерным интеллектом. И мой напарник вполне мог о себе позаботится и даже лучше меня проходил ловушки, не всегда, но в основном.
Вывод
Для первой игры в незнакомом жанре – очень неплохо. Н о это не отменяет факт того, что у игры были недостатки, причём иногда серьёзные. Куча рычагов, которые пытались выдать за головоломки, ужасный стэлс, быстрая смена локаций и повествования, метания в жанрах: от слешера до потуг в РПГ, слитый финал. Но что-то в ней есть, определённо.
Игра без кодов
comendant они ей и не нужны) Разве что код на избавление от нажимания рычагов)