на главную
об игре

Grim Fandango Remastered Рецензия

Мануэль Калавера приходит к своим клиентам в балахоне и с косой, но им не стоит его бояться: он их друг. Мэнни – агент по продажам путевок в девятый мир. Кто при жизни был праведником и платил налоги (если была такая возможность!), тот домчит до него на скоростном экспрессе всего за четыре минуты. Плохишам предстоит долгий и утомительный пеший переход – целых четыре года опаснейших странствий. Самому Мануэлю не повезло: он отрабатывает долги своих «толстых» времен, так что пока ему путь в лучший мир заказан, ведь всех состоятельных клиентов постоянно забирает другой агент, а значит, щедрой комиссии Калавере не видать как своих ушей. Да и носа. Но когда кристальной честности (и невероятной красоты, даром, что костлявая) Мерседес будет приговорена к многолетним мытарствам на своих двоих, даже Мэнни поймет, что что-то тут не так.

Старая версия... ...и новая версия. Разница не особенно велика.

 

Каждый уважающий себя фанат приключенческого жанра должен знать, что Grim Fandango – эталон этого самого жанра, один из лучших квестов всех времен. Кратко напомню, почему. Нет, конечно, всегда найдутся люди, охотно оперирующие понятием «устаревшая», но если история Мэнни устарела, то обо всех – без исключения – современных адвенчурах, к сожалению, тогда вообще страшно вспоминать. Стильная эклектика – ацтекско-мексиканские верования вкупе с нуарной эстетикой начала XX века и потрясающим джазовым саундтреком – необычная, но прекрасная экспозиция для продолжительной, увлекательной и богатой на события истории.

Я не играл в Grim Fandango с 1999 года, но современная ее версия по-прежнему кажется мне актуальной. Ее нельзя пробежать, щелкая по строчкам в диалогах (ох, Broken Age, эх, Walking Dead), но в ней нет нелогичных головоломок. LucasArts и молодой Тим Шейфер избегали загадок, которые можно было бы решить долгим перебором бесконечных комбинаций. Никаких «пятнашек» или нелепых лабиринтов: во многих смыслах Grim Fandango намного современнее своих, извините, современных последователей.

Гениальная сцена с динамически меняющимися вариантами ответа.

 

И Шейфер не был бы Шейфером, если бы в Grim Fandango не было таких прекрасных персонажей. Чего стоит один только оранжевый демон Глоттис! Он работал механиком в организации Мэнни, но истинная его страсть – вождение. Забавный увалень станет верным спутником Калаверы, если тот, конечно, сможет его убедить, что это не Глоттис толстый, а просто все машины – маленькие. На примере этого демона можно легко понять, как должен выглядеть по-настоящему хорошо прописанный персонаж, ведь страсть к гонкам – не единственная слабость Глоттиса. А шутки и веселье – не единственное, что есть в Grim Fandango: тут нашлось место и для страшных тайн, и для детективных историй, и для вероломного предательства. В Grim Fandango просто интересно ходить по локациям и общаться с обитателями этого диковинного мирка – одно это уже многого стоит.

www.youtube.com/watch?feature=player_detailpage&..

Главная проблема старой версии Grim Fandango заключалась в том, что в нее было очень сложно поиграть. Она никогда не продавалась в цифровых магазинах и многие годы была доступна лишь в виде коробки с дисками на зарубежных торговых площадках. Более того, недостаточно лишь купить саму игру (представим, что все фанаты Grim Fandango именно покупали ее): саму по себе ее очень сложно запустить на современных системах, на 64-битных Windows Grim Fandango начнет вылетать уже на этапе установки. Без специальных инсталляторов, патчей и загрузчика в Grim Fandango, увы, практически недоступна.

Новая схема управления. На мой взгляд, она не особенно нужна. Как минимум – на PSV.

 

Нельзя сказать, что Double Fine проделала какую-то невероятную работу. Главная заслуга команды Шейфера (и, чего уж там, всех ее партнеров – в том числе и Sony) в том, что Grim Fandango теперь можно спокойно и без лишних телодвижений запустить на современных PC, PS4 и PS Vita. Чисто визуально игра практически не изменилась: минимальной переработке подверглись лишь трехмерные модели персонажей и активных объектов, плоские декорации и ролики остались практически те же самые. Double Fine даже не сделала нормальный широкоформатный режим: либо растягивайте картинку, либо играйте с полосами по бокам экрана. Нет, закадровые комментарии Шейфера – это прекрасно, но не совсем то, о чем мечтали фанаты жанра, глядя на глубоко переработанную Monkey Island.

И почему же такое издание заслуживает наивысшей похвалы? Я уверен, что оценивать надо не затраченные Double Fine усилия, но целесообразность покупки этого издания. Дело в том, что я проходил Grim Fandango Remastered на PS Vita. На маленьком экране портативной консоли огрехи графики в глаза не бросаются (если бы Double Fine еще и пару незначительных багов исправила – было бы вообще прекрасно) и кажется, что Grim Fandango просто создана для PSV.

Кроме привычного кнопочного («танкового») управления в версиях для PSV и PC есть и point’n’click-опция, хотя дополнительные иконки на экране, на мой взгляд, этой игре лишь мешают. В конце 90-х, вероятно, было непривычно играть в point’n’click-приключение без мыши, но ведь Grim Fandango изначально создавалась под такой способ управления. Прошло без малого 17 лет и эта схема по-прежнему не вызывает вопросов: пусть в игре нет классической системы подсказок, Мэнни сам поворачивает голову в сторону объекта, с которым можно взаимодействовать. Весьма изящное решение.

Вердикт

Пусть Double Fine не наработала на исключительно высокий балл, Grim Fandango слишком хороша, чтобы пропускать ее. На мой взгляд, особенно удалась версия для PS Vita, хотя и на PC с PS4 (не забывайте про cross-buy с PSV) Grim Fandango Remastered смотрится достаточно симпатично. Очевидно, что это заслуга исходного материала, выбранной без малого двадцать лет назад стилистики игры. Что, в общем-то, в очередной раз подтверждает тезис о том, что некоторые игры не стареют. Grim Fandango – как раз одна из них.

Комментарии: 2
Ваш комментарий

Обожаю квесты, обязательно в нее поиграю. пс: жаль на пс4 дорого стоит.

2

Некоторые головоломки могут показаться нелогичными, если забыть, что главные герои уже не жильцы (например, побег из порта с перерезанием корабля) - это добавляет интереса к их решению С большим удовольствием перепрошёл ремастер

0