20 лет назад увидел свет Grim Fandango — один из лучших квестов в истории. Он должен был стать новой вехой в развитии жанра, а оказался финансовым провалом. За что его полюбили и почему он обернулся катастрофой? Попробуем разобраться.
Одиссея в ритме джаза
Страшно представить, сколько за историю человечества было написано сюжетов в духе «Одиссеи». С одной стороны, это просто: придумай повод и отправь главного героя в дальние странствия, делов то. С другой — не каждый сумеет оригинально переосмыслить избитую драматургическую формулу.
Тиму Шейферу это удалось блестяще: Grim Fandango рассказывает одну из самых странных и обаятельных историй на все времена.
Главный герой — мрачный и остроумный неудачник Мэнни. Он работает турагентом, обманывает начальника, заигрывает с секретаршей босса и ненавидит свою жизнь. Вернее, ненавидит свою смерть. Вернее, ненавидит свою жизнь после смерти. Дело в том, что наш протагонист угрюм и задумчив не просто так: он давно умер и застрял в загробном мире, где отрабатывает долги, набранные ещё на грешной земле.
Мэнни работает в Департаменте смерти — колыбели бюрократии, куда попадает каждая душа после смерти бренной физической оболочки. Здесь свежим мертвецам продают билеты в Девятый загробный мир, конечный пункт посмертного путешествия. Вместо денег организация принимает что-то вроде очков кармы: праведники могут себе позволить круиз на люксовом лайнере, а отпетым мерзавцам достанется лишь трость с компасом и пачка шаблонных пожеланий счастливого пути, который занимает минимум четыре года.
Очередным будничным днём в кабинет Мэнни заходит очаровательная и безгрешная девушка Мече, заслужившая после смерти лучшего сервиса. Но из-за технических проблем и невнимательности турагента, этот ангелочек отправляется в страшный и тяжелый путь на своих двоих. Впервые испытав чувство вины, наш герой следует за ней, попутно влипая в безумные и опасные ситуации.
Мост огненных бобров. Не спрашивайте
В культовом квесте Шейфер блеснул литературным талантом: сочинил захватывающую историю, в которой есть и крутые сюжетные повороты, и занятные конфликты и даже философские рефлексии о ценности человеческой жизни.
Всё это приправлено тонким юмором, ядовитой сатирой и десятками типических, но очень ярких персонажей. По-детски наивный демон-здоровяк Глоттис, революционер с испанским акцентом Сальвадор Лимонес, нечистый на руку турагент Домино и пузатый босс криминального мира Гектор ЛеМанс.
К слову о персонажах. Мэнни давно признан одним из самых ярких протагонистов в истории индустрии. И это при том, что на протяжении всей игры мы ничего не узнаем о его прошлой жизни в миру. Всё благодаря кропотливо собранной вселенной и огромному множеству интересных деталей — именно за это любят жанр и работы Шейфера в частности. Всего за 10-15 минут игры, побродив по нескольким локациям и потыкав в окружающие предметы, мы понимаем личность и характер нашего героя, начинаем ему симпатизировать и сопереживать.
Как тяжко мертвецу среди людей...
Хорошие квесты любят за сюжет, юмор и диалоги. Но прежде всего — за атмосферу. Шедевры вроде The Longest Journey, Myst или Syberia — это маленькие вселенные, влюбляющие в себя обаятельностью, самобытностью и уютом. Фанаты любят их не за драматургию, а за дух и антураж. Именно поэтому Тим Шейфер с его безграничной фантазией стал легендой.
Но в «Мрачном Фанданго» он переплюнул сам себя, объединив несовместимые вещи: эстетику нуарных фильмов (мрачный герой, роковая женщина, ежесекундная опасность), мексиканский фольклор и мифологию ацтеков. Выглядят обитатели Grim Fandango как декоративные черепа «калавера», говорят с испанским и нью-йоркским акцентами и живут, как типичные американцы середины прошлого века.
Избитые ситуации и конфликты, позаимствованные из старого голливудского кино, в новом сеттинге смотрятся свежо и местами очень забавно. А чудаковатый мир, населенный диковинными существами вроде огромных пчёл и огненных бобров, не позволяет квесту перейти на слишком серьёзный тон.
Пробирает до костей
Визуальная составляющая прекрасна, но она и стала одной из главных причин финансового провала. Дело в том, что в середине девяностых было принято разрабатывать исключительно двухмерные квесты, фанаты скептически относились к попыткам перенести любимый жанр в три измерения.
Шейфер не только заменил плоские спрайты объёмными моделями, но и отказался от привычного формата «наведи и кликни». Управление героем и взаимодействие с окружением происходит при помощи клавиатуры, без мыши — привычного для квеста устройства. Несмотря на неплохую реализацию, адепты каноничного point’n’click нововведение не оценили, — «Мрачное Фанданго» стало катастрофой для LucasArts и последним чистокровным квестом в послужном списке Тима.
Невозможно обойти стороной и саундтрек, — он здесь великолепен. Штатный композитор LucasArts Питер МакКоннелл сумел органично соединить минималистичный мрачный джаз и сложные латиноамериканские аранжировки (в том числе Фанданго, конечно). Музыки здесь очень много — почти у каждой локации своя композиция, серьёзно прибавляющая к атмосфере и обаятельности.
Grim Fandango в очередной раз доказала, что качество не всегда пропорционально финансовому успеху.
Пока очередной халтурный «шутерок» рубит миллионы, подобные шедевры оборачиваются крахом для разработчика. Впрочем, это не мешает им становится культовыми и завоевывать сердца миллионов.
Если вы до сих пор не побывали в этом удивительном мире — зайдите на Steam, прикоснитесь к прекрасному и поблагодарите старину Тима за блестящую работу. Поверьте — вы не пожалеете.
Реально хорошая игра, пусть и провалилась финансово.
Великая игра,одна из любимейших.
Вот для этой игры надо делать ремейк под нынешнее поколение.
Не очень люблю квесты. Но Grim Fandango - это единственный который прошел.
У игры околошедевральный стиль, сюжет и атмосфера. Но сейчас ремастер показывает, насколько убоги были квесты тех лет с точки зрения логики и геймплея.