Headlander – самая приятная игра Double Fine последних лет, хотя и в этот раз новинку сложно назвать оригинальной. Главный герой – человеческая голова. Нет, даже – Голова! В специальном летающем шлеме. Других людей в этом мире не осталось, но голос за кадром советует собираться в путь. Нам предстоит продираться сквозь залы и коридоры космических станций, битком набитых роботами, многие из которых очень сильно ненавидят маленькую летающую человеческую голову.
Несмотря на кажущуюся беззащитность, шлем Головы выдерживает несколько попаданий из лазерного оружия и умеет подключаться к различным разъемам, что позволяет ему улучшать свои характеристики и включать необходимые устройства. Более того, он может прицепиться к туловищу любого робота – от маленького сервисного бота до огромных, вооруженных до зубов паукообразных патрульных. Естественно, для начала нужное тело необходимо подготовить, но наш «скафандр» умеет в буквальном смысле высасывать многие объекты, в том числе и вражеские головы.
На этом и строится вся Headlander: есть огромный уровень со множеством дверей, многие двери окрашены в какой-то цвет, сигнализирующий о том, какие модели роботов могут пройти дальше. Наша задача – найти нужную железяку, прицепить к ней Голову, дойти до следующей двери. Все это очень сильно напоминает старинную Paradroid и культовую Messiah.
Новинка, однако, сработана намного грубее хита 2000-ого года, ведь созданный разработчиками мир по большому счету мертв. Пусть иногда нам подбрасывают побочные задания вроде поиска робособачки для ее безутешной робохозяйки, Headlander большую часть времени выглядит как набор статичных локаций, фоном для которых работают мирные, но бестолковые дроиды.
Боевые зоны еще хуже, так как стрельба в игре реализована не особенно хорошо, но разработчики постоянно закрывают нас на 2D-аренах с толпами однотипных противников. В таких ситуациях неплохо работает тривиальная тактика «подлетел – оторвал голову – полетел дальше». Разнообразить процесс позволяет прокачка: так, например, Голова может научиться перепрограммировать врагов в союзников. Но, как показывает практика, самая простая тактика – лучшая.
Некоторые способности героя открываются лишь по ходу сюжета – это, очевидно, реверанс в сторону Metroid, хотя в Headlander не возникает особого желания возвращаться назад, чтобы получить новый сегмент в полоске здоровья. Большая часть «секретов» трудно назвать таковыми, ведь все входы-выходы из очередной комнаты четко помечаются на карте.
В общем, Headlander – не особенно сложное, стильное (ретрофутуризм в духе 70-х!), явно вдохновленное чем-то вроде Bioshock (сюжетно) и Messiah (в плане игрового процесса) приключение. Если бы не два «но».
Во-первых, игра в принципе не может похвастаться разнообразием, но отдельные ее эпизоды отличаются откровенно завышенной продолжительностью. Больше всего мне запомнился момент, когда надо было бегать от одного лифта к другому, чтобы в итоге спуститься в самый низ уровня – вряд ли этот отрезок игры занял более часа-полутора, но для 5-6-часовой Headlander этого более чем достаточно. Изучение однообразных комнат, чередующихся с огромными вертикальными шахтами, в которых постоянно нарождаются враги – мягко говоря, не самое интересное времяпрепровождение.
Во-вторых, игра обожает заваливать толпами механических болванов, даром что в редких случаях от них можно просто улететь. Перескакивать с одного дроида на другого очень просто (с игрой легко управиться с помощью геймпада), полеты, применение способностей – почти все тут сделано очень удобно, но на «мясной» боевик Headlander откровенно не тянет.
С этим связан еще один раздражающий эпизод – некая битва «шахматных» фигур, в центре которой оказывается наша Голова, вынужденная вселяться то в пешек, то в короля, то еще бог знает во что. Не то, чтобы это было особенно сложно, но и захватывающим это побоище не назвать. Такое ощущение, что у авторов быстро закончились идеи для пазлов (лазеры? Есть. Пол под напряжением? Есть. Нечто, что нужно отключить в соседней комнате? Есть. Хм…), поэтому в ход пошли (иногда) бесконечные толпы врагов.
Как тут не упомянуть двух «многоэтапных» боссов, малейшая ошибка в битвах с которыми отправляет к началу схватки? И если первый бой достаточно прост (в том числе благодаря откровенному промаху дизайнеров), то второй – не столько труден, сколько зануден. Ну а заканчивается все совсем уж неприлично: «мы так и не поняли хода мыслей главного злодея, но хорошо, что его больше нет! А теперь можешь полетать по уровням и собрать недостающие улучшения!» Зачем?
Самые лучшие минуты этой игры приходятся на ее начало, когда Headlander еще есть чем удивлять. Но вскоре выясняется, что дальше серии залов с разноцветными дверьми да (вентиляционных?) тоннелей с прессами (хм…) дело так и не пойдет. В итоге, получившееся и с Messiah тягаться не может, и среди многочисленных «метроидваний» смотрится довольно блекло. Да и сюжет (скажем так, связанный с тематикой трансгуманизма) так толком и не раскрывается. За шутками да прибаутками основная идея потенциально глубокой истории уходит на дальний план. Там и теряется.
ВЕРДИКТ
Headlander – стильное, симпатичное приключение, приправленное фирменным юмором команды Шейфера. К сожалению, слишком простое и однообразное. В целом у Double Fine получилась неплохая компиляция чужих идей, которая способна увлечь на пару-тройку вечеров. Но не более того.
+ слабенькая игрушка. можно было экшн не таким примитивным сделать и задания разнообразней, но пипл и так схавает