на главную
об игре

"Самая страшная игра?": Рецензия на "Layers of Fear"

Как-то раз в моём беззаботном детстве мне на руки попалось небезызвестное произведение Говарда Филлипса Лавкрафта под названием «Зов Ктулху». Книжка тогда произвела на меня неизгладимое впечатление: помню до сих пор, как после прочтения с ужасом прятался под одеяло. Кроме упомянутого автора ни один писатель за всю мою жизнь так и не смог напугать меня по-настоящему: чтобы шугался от домашнего скрипа, чтоб кровь леденела в жилах, а по коже ползали мурашки.

В своих произведениях Лавкрафта чаще всего используют уникальный элемент: психологический ужас неизведанного. Страх в понятии автора – это не что-то материальное, а как раз таки наоборот, нечто неосязаемое и необъяснимое. Вот и в «Layers of Fear» присутствуют те самые любимые нотки писателя: история переносит игрока в неизвестный дом девятнадцатого века, где главные герой – художник, который сталкивается с собственным помешательством. Такая завязка поначалу действительно пугает: ведь бороться с собственным разумом значит связаться с чем-то неизвестным. Однако так ли страшна игра в целом? Вопрос, конечно, спорный…

Итак, что же собой представляет «Layers of Fear»? Это гремучая смесь из культовой игры «Amnesia» и недавно вышедшей, но чуть ли не такой же культовой игры «P.T.», приправленная готической атмосферой позапрошлого века и дичайшим сюрреализмом.

Сюжет вкратце таков. Некий мастерский художник, растерявший собственный талант в результате семейных обстоятельств, решает вернуться в строй и нарисовать картину своей мечты. Чтобы завершить холст ему требуется человеческие детали, которые он должен отдать в жертву искусству для получения нового живописного шедевра.

Собственно, на этом весь сюжет заканчивается, додумывать его придется игроку, так как составлена фабула в виде записок и так называемых «говорящих предметов», которые по мере прохождения потихоньку прольют свет на прошлое героя и на его мотивацию рисовать картину.

Геймплей почти точь-в-точь копирует «P.T.»: всё, что нужно игроку, это открывать огромное количество дверей, блуждать по странному и таинственному дому, комнаты которого постепенно меняются и превращаются в ужасный кошмар главного героя. Периодически игроку нужно взаимодействовать с окружением (что было позаимствовано из «Амнезии») и встречаться с опасными препятствиями (например, со злой женщиной, прямиком сбежавшей в игру из «P.T.).

С одной стороны можно упрекнуть разработчиков за такое откровенное заимствование, но с другой стороны этот геймплей действительно работает. Кто бы мог подумать, но сочетание двух различных игр, которые разделяются друг от друга годами и отличающимися стилями, помогают создать новое приключение, в котором есть своя изюминка. По мере прохождения у меня не возникали чувства, что разработчики выпустили на свет плагиат, а лишь проработанную версию предшественников, в которой тонкостей и деталей намного больше, чем в «Амнезии» или в «P.T.».

Плюсов у игры много. Хорошая графика, геймплей, музыка, история, дизайн уровней, детализация, стиль повествования, позаимствованный у Лавкрафта – всё это создает качественную готическую атмосферу отличного ужастика. Однако является ли «Layers of Fear» ужастиком как таковым? И тут можно переходить к ответу на вопрос, заданный в начале рецензии.

Дело в том, что у игры присутствует один единственный жирный минус, который портит впечатление от прохождения. Его можно охарактеризовать словом «перебор».

Именно, перебор! И перебор надо сказать во всём: в жестокости истории, в фантазии разработчиков, в дизайне, который я так похвалил, а самое главное – в сюрреализме. Понимаете, всё вышеперечисленное я люблю, но от всего этого ближе к концу начинает болеть голова.

Ладно, жесткость истории оправдана самим сюжетом, но к чему такой огромный наплыв сюрреализма в конце? Не знаю как для других, но лично меня сюрреализм не пугает в принципе. Поначалу это вызывает некоторое бурление крови по венам, но потом все эти искажения реальности начинают уже раздражать. В один момент думаешь, что игра вот-вот закончиться, и ты наконец-то сможешь отдохнуть от психоделии, но разработчики подумали и решили добавить в неё финальную комнату, которая абсолютно не имеет смысла и от которой тебе хочется очистить желудок.

Притом они не умудрились добавить в игру действительно реальную опасность. Сами подумайте, никто в игре вас убить не может, кроме той злой бабы из «P.T.», но и она по большей части выполняют функцию Fast Travel`а на другую локацию. Из-за этого во время повторного прохождения те моменты, которые вызывали у меня восхищение и даже пугали, не работают должным образом.

Итог: если рассматривать игру как приключение с элементами мистики, то оно безусловно удалось, но если рассматривать ёё как хоррор, то спешу заверить, что существует представители в жанре и получше. 

Комментарии: 18
Ваш комментарий

Такой классный дизайн и стилистика,и опять по шкафчикам сидеть.

7

Не жди много лайков. Тут слишком много "букаф", а большому кол-ву пользователей нравятся сиськи, а не текст в блогах.

6

Очень грамотная рецензия! Гоша учись!

5

Не самая страшная, но интересная.

4

Хорошая игра. Прошёл на одном дыхании. У игры несколько концовок.

4

Игрушка норм , играл ночью , на мощной 5.1 системе , некоторые моменты пугали до усрачки =)) , но это игрушка на один раз , пробовал второй раз проходить (посмотреть др. концовки) атмосфера уже не чувствуется и это (ИМХО) главный минус данной игрули...

2

Игра хороша, однако, но то такое. Все уже приелось, что ли... Ничего не вызывает того страха, который вызывали хорроры раньше.

1

Так себе. Последние легкие эмоции напряженности я смог испытать только в Outlast, все остальные ужастики вызывают зевоту и усмешки из-за своей наивности и простоты.

0

Неплохой обзор. Всего в меру.

0
K0nsul написал: Так себе. Последние легкие эмоции напряженности я смог испытать только в Outlast, все остальные ужастики вызывают зевоту и усмешки из-за своей наивности и простоты.

У меня Outlast вызывал зевоту. Слишком предсказуемый

0

Самая страшная игра это Amnesia 2.

-8

Frost_47 Ты про "Машину для свиней"? У игравшего в первую "Амнезию" эта игра не может вызвать даже чувства тревоги, не говоря уже о страхе. И даже не поиграв в оригинал, едва ли чего-то можно испугаться в "Машине для свиней".

3

Tiger Goose Вторая часть намного атмосферней и лучше первой части! Я знаю большинству она не понравилась, наверно потому что они дебилы и тупое стадо которое повелось на негативные коментарии от школоты. Играть нужно в хороших наушниках и ночью, звук в игре шикарный, особенно когда встретишь свинку)) Ну а визуально вторая часть так вообще великолепна, лавкравтавская атмосфера просто шикарна! Кто в играх действительно разбирается это понимает и он никогда не ведётся на чужое мнение!

1

Frost_47 Причём тут, какая из себя игра? Игра хорошая, но я писал именно про хоррор-составляющую. В этом плане вторая часть "Амнезии" в сравнении с оригиналом ничего нового предложить не может, она даже проигрывает по этой части. То есть: игравший в первую часть прекрасно знает, что нужно просто отсидеться с полминуты в тёмном уголке, и враг надолго исчезнет. И здесь даже нет галюнов, как в первой "Амнезии" ("не смотри на чудище", "не оставайся долго в темноте").

0

Tiger Goose Чтобы это понять, тогда наверно нужно было не играть в первую.

0

Frost_47 Понять что? Ещё раз повторяю: я изначально вёл разговор именно о хоррор-составляющей. Не об атмосфере, сюжете, персонажах, геймдизайне, звуке, графике или о чём-то ещё, а именно о хоррор-составляющей. Если рассуждать объективно, то нельзя не признать, что в этом компоненте "Машина для свиней" хуже первой "Амнезии".

0