Как-то раз в моём беззаботном детстве мне на руки попалось небезызвестное произведение Говарда Филлипса Лавкрафта под названием «Зов Ктулху». Книжка тогда произвела на меня неизгладимое впечатление: помню до сих пор, как после прочтения с ужасом прятался под одеяло. Кроме упомянутого автора ни один писатель за всю мою жизнь так и не смог напугать меня по-настоящему: чтобы шугался от домашнего скрипа, чтоб кровь леденела в жилах, а по коже ползали мурашки.
В своих произведениях Лавкрафта чаще всего используют уникальный элемент: психологический ужас неизведанного. Страх в понятии автора – это не что-то материальное, а как раз таки наоборот, нечто неосязаемое и необъяснимое. Вот и в «Layers of Fear» присутствуют те самые любимые нотки писателя: история переносит игрока в неизвестный дом девятнадцатого века, где главные герой – художник, который сталкивается с собственным помешательством. Такая завязка поначалу действительно пугает: ведь бороться с собственным разумом значит связаться с чем-то неизвестным. Однако так ли страшна игра в целом? Вопрос, конечно, спорный…
Итак, что же собой представляет «Layers of Fear»? Это гремучая смесь из культовой игры «Amnesia» и недавно вышедшей, но чуть ли не такой же культовой игры «P.T.», приправленная готической атмосферой позапрошлого века и дичайшим сюрреализмом.
Сюжет вкратце таков. Некий мастерский художник, растерявший собственный талант в результате семейных обстоятельств, решает вернуться в строй и нарисовать картину своей мечты. Чтобы завершить холст ему требуется человеческие детали, которые он должен отдать в жертву искусству для получения нового живописного шедевра.
Собственно, на этом весь сюжет заканчивается, додумывать его придется игроку, так как составлена фабула в виде записок и так называемых «говорящих предметов», которые по мере прохождения потихоньку прольют свет на прошлое героя и на его мотивацию рисовать картину.
Геймплей почти точь-в-точь копирует «P.T.»: всё, что нужно игроку, это открывать огромное количество дверей, блуждать по странному и таинственному дому, комнаты которого постепенно меняются и превращаются в ужасный кошмар главного героя. Периодически игроку нужно взаимодействовать с окружением (что было позаимствовано из «Амнезии») и встречаться с опасными препятствиями (например, со злой женщиной, прямиком сбежавшей в игру из «P.T.).
С одной стороны можно упрекнуть разработчиков за такое откровенное заимствование, но с другой стороны этот геймплей действительно работает. Кто бы мог подумать, но сочетание двух различных игр, которые разделяются друг от друга годами и отличающимися стилями, помогают создать новое приключение, в котором есть своя изюминка. По мере прохождения у меня не возникали чувства, что разработчики выпустили на свет плагиат, а лишь проработанную версию предшественников, в которой тонкостей и деталей намного больше, чем в «Амнезии» или в «P.T.».
Плюсов у игры много. Хорошая графика, геймплей, музыка, история, дизайн уровней, детализация, стиль повествования, позаимствованный у Лавкрафта – всё это создает качественную готическую атмосферу отличного ужастика. Однако является ли «Layers of Fear» ужастиком как таковым? И тут можно переходить к ответу на вопрос, заданный в начале рецензии.
Дело в том, что у игры присутствует один единственный жирный минус, который портит впечатление от прохождения. Его можно охарактеризовать словом «перебор».
Именно, перебор! И перебор надо сказать во всём: в жестокости истории, в фантазии разработчиков, в дизайне, который я так похвалил, а самое главное – в сюрреализме. Понимаете, всё вышеперечисленное я люблю, но от всего этого ближе к концу начинает болеть голова.
Ладно, жесткость истории оправдана самим сюжетом, но к чему такой огромный наплыв сюрреализма в конце? Не знаю как для других, но лично меня сюрреализм не пугает в принципе. Поначалу это вызывает некоторое бурление крови по венам, но потом все эти искажения реальности начинают уже раздражать. В один момент думаешь, что игра вот-вот закончиться, и ты наконец-то сможешь отдохнуть от психоделии, но разработчики подумали и решили добавить в неё финальную комнату, которая абсолютно не имеет смысла и от которой тебе хочется очистить желудок.
Притом они не умудрились добавить в игру действительно реальную опасность. Сами подумайте, никто в игре вас убить не может, кроме той злой бабы из «P.T.», но и она по большей части выполняют функцию Fast Travel`а на другую локацию. Из-за этого во время повторного прохождения те моменты, которые вызывали у меня восхищение и даже пугали, не работают должным образом.
Итог: если рассматривать игру как приключение с элементами мистики, то оно безусловно удалось, но если рассматривать ёё как хоррор, то спешу заверить, что существует представители в жанре и получше.
Такой классный дизайн и стилистика,и опять по шкафчикам сидеть.
Не жди много лайков. Тут слишком много "букаф", а большому кол-ву пользователей нравятся сиськи, а не текст в блогах.
Очень грамотная рецензия! Гоша учись!
Стасон71 LOL) Спасибо.
Не самая страшная, но интересная.
Хорошая игра. Прошёл на одном дыхании. У игры несколько концовок.
Игрушка норм , играл ночью , на мощной 5.1 системе , некоторые моменты пугали до усрачки =)) , но это игрушка на один раз , пробовал второй раз проходить (посмотреть др. концовки) атмосфера уже не чувствуется и это (ИМХО) главный минус данной игрули...
Игра хороша, однако, но то такое. Все уже приелось, что ли... Ничего не вызывает того страха, который вызывали хорроры раньше.
Так себе. Последние легкие эмоции напряженности я смог испытать только в Outlast, все остальные ужастики вызывают зевоту и усмешки из-за своей наивности и простоты.
Неплохой обзор. Всего в меру.
У меня Outlast вызывал зевоту. Слишком предсказуемый
Самая страшная игра это Amnesia 2.
Frost_47 Ты про "Машину для свиней"? У игравшего в первую "Амнезию" эта игра не может вызвать даже чувства тревоги, не говоря уже о страхе. И даже не поиграв в оригинал, едва ли чего-то можно испугаться в "Машине для свиней".
Tiger Goose Вторая часть намного атмосферней и лучше первой части! Я знаю большинству она не понравилась, наверно потому что они дебилы и тупое стадо которое повелось на негативные коментарии от школоты. Играть нужно в хороших наушниках и ночью, звук в игре шикарный, особенно когда встретишь свинку)) Ну а визуально вторая часть так вообще великолепна, лавкравтавская атмосфера просто шикарна! Кто в играх действительно разбирается это понимает и он никогда не ведётся на чужое мнение!
Frost_47 Причём тут, какая из себя игра? Игра хорошая, но я писал именно про хоррор-составляющую. В этом плане вторая часть "Амнезии" в сравнении с оригиналом ничего нового предложить не может, она даже проигрывает по этой части. То есть: игравший в первую часть прекрасно знает, что нужно просто отсидеться с полминуты в тёмном уголке, и враг надолго исчезнет. И здесь даже нет галюнов, как в первой "Амнезии" ("не смотри на чудище", "не оставайся долго в темноте").
Tiger Goose Чтобы это понять, тогда наверно нужно было не играть в первую.
Frost_47 Понять что? Ещё раз повторяю: я изначально вёл разговор именно о хоррор-составляющей. Не об атмосфере, сюжете, персонажах, геймдизайне, звуке, графике или о чём-то ещё, а именно о хоррор-составляющей. Если рассуждать объективно, то нельзя не признать, что в этом компоненте "Машина для свиней" хуже первой "Амнезии".