Dolphin — это простой, но крайне работоспособный эмулятор классических консолей Nintendo. Программа имеет многолетнюю историю разработки, благодаря чему поддерживает огромную библиотеку игры с Nintendo: GameCube и Wii. Эмулятор позволяет запускать культовые игры на ПК в высоком разрешении full HD (1080p) с различными улучшениями: совместимость со всеми ПК-контроллерами, повышение скорости, сетевой мультиплеер и многое другое!
Dolphin поддерживает запуск игр, образы которых созданы в следующих форматах:
- GCM/ISO (несжатые образы, должны иметь размер 1.4 Гб и 4.7 Гб для игр GameCube и Wii соответственно)
- GCZ (Dolphin может быть использован, чтобы сжать ваши образы в этот формат)
- CISO
- WBFS (не поддерживается в Dolphin 3.0 и ниже)
Учтите, что WBFS и CISO используют сжатие с потерей данных: в них удалена некоторая неиспользуемая информация, находящаяся на дисках, чтобы сделать файлы меньше. Так что мы рекомендуем вам попробовать сделать образ в GCM/ISO, если вы испытываете проблемы при использовании WBFS образа.
Системные требования
Dolphin - это кроссплатформенный эмулятор, который работает под Windows (10 и новее), Linux, macOS (10.15 Catalina и выше) и Android (5.0 и выше). Другие Unix-подобные системы (например, FreeBSD) могут работать, но официально не поддерживаются. Для работы Dolphin требуется 64-битная операционная система.
Dolphin - это двухъядерное приложение, производительность которого зависит от IPC (Instructions Per Clock) и тактовой частоты. Дополнительные ядра не заставят Dolphin работать быстрее, хотя "лишнее" ядро, которое Dolphin не использует, может немного помочь, не позволяя фоновым задачам использовать те же ядра, что и Dolphin.
Соответственно, идеальный процессор для Dolphin имеет высокий IPC, высокую тактовую частоту и четыре ядра или больше. При наличии четырех ядер у Dolphin есть два ядра для основных потоков эмуляции, третье ядро для других задач и еще одно ядро для операционной системы и фоновых задач, чтобы они могли работать, не отнимая ресурсы у эмулятора.
Новые процессоры, как правило, лучше старых, благодаря более высокой IPC, которая обеспечивается новыми архитектурами.
- Intel: В рамках одного поколения процессоров разница между i5 и i7 (гиперпоточность/дополнительное количество ядер) не сильно влияет на Dolphin. Более новые поколения обеспечивают более высокую производительность за такт, а процессоры серии K позволяют разгонять процессор для получения дополнительной производительности. Опасайтесь процессоров серий U и Y, так как их пониженные тактовые частоты часто не справляются с нагрузкой Dolphin.
- AMD: Нагрузка Dolphin не соответствовала сильным сторонам процессоров AMD до появления линейки Ryzen. Поэтому из всей линейки процессоров AMD мы можем рекомендовать для Dolphin только Ryzen или более новые модели.
Выбор видеокарты для Dolphin - намного более простая задача. Чем мощнее видеокарта, тем большее разрешение и количество улучшений вы сможете использовать, пока не заметите падение в производительности. Тем не менее, есть один важный момент - вы должны убедиться, что видеокарта имеет поддержку DirectX 11.1 и OpenGL 4.4. Dolphin эмулирует консоль, функции которой сильно отличаются от привычных функций ПК, поэтому использует последние возможности D3D и OGL для снижения нагрузки. Если ваша видеокарта не поддерживает данные расширения, производительность сильно пострадает.
- NVIDIA: Любой современный ГП NVIDIA среднего уровня и выше позволит комфортно играть в высоком разрешении с использованием убершейдеров. Старые (6+ лет) и низкопроизводительные ГП могут не справиться, и поэтому не рекомендуются.
- AMD: Любой современный ГП AMD среднего уровня и выше будет неплохо работать в Dolphin с использованием убершейдеров. Для AMD предпочтительно использовать D3D вместо OpenGL, поэтому мы рекомендуем D3D для данных ГП. Старые (6+ лет) и низкопроизводительные ГП могут не справиться, и поэтому не рекомендуются.
- Intel: Интегрированные ГП Iris Pro отлично справляются с Dolphin в D3D на Windows, хотя есть проблемы с драйверами при использовании других графических бэкендов на этой ОС. По-прежнему настоятельно рекомендуется использовать полноценную дискретную графическую карту. Интегрированные ГП старее HD4000 не поддерживаются.
Распространённые проблемы
Звук заикается!
Иногда, когда вы запускаете игру, то можете столкнуться с ситуациями, когда Dolphin не может работать на полной скорости. Поскольку эмулируемая консоль не работает на полной скорости, она не успевает вывести звук в нужном для Dolphin темпе. Таким образом, в звучании возникают пробелы, которые пользователи обычно называют заиканиями звука.
На самом деле, ошибка не в выводе звука, а в проблемах с производительностью. Избежать заиканий можно добившись работы Dolphin на полной скорости, или же включив растяжение звука в разрабатываемых версиях. Растянутый звук заполнит возникшие пробелы, что позволит игре звучать более естественно ценой небольшой задержки звука.
Мой ноутбук / новая видеокарта работают медленнее, чем предполагалось
Ноутбуки и современные графические процессоры используют различные ухищрения для снижения энергопотребления и общей температуры. Снижение частоты, уменьшение напряжения, использование интегрированной вместо дискретной графики и т.д. Иногда эти ухищрения встают на пути у Dolphin, и системе требуется небольшая помощь, чтобы раскрыть потенциал для эмуляции.
Я назначил клавиши для второго геймпада GC, но они не работают
Убедитесь в том, что эмулируемый порт GameCube 2 сконфигурирован как "Стандартный контроллер" на вкладке GameCube в окне общих настроек. Если геймпад по прежнему не работает, убедитесь, что ваша игра вообще может использовать второй контроллер GameCube.
"Запуск программы невозможен, так как на компьютере отсутствует VC_.dll"
Dolphin теперь использует Visual Studio C++ 2022 под Windows. Для работы с Dolphin пользователям Windows необходимо установить последнюю версию среды выполнения Visual C++ 2015, 2017, 2019 и 2022. Если вы столкнулись с ошибкой MSVCP__.dll или vcruntime__.dll, загрузите последнюю версию среды выполнения Visual C++ с сайта Microsoft.
Также не забудьте извлечь файлы Dolphin из архива в папку на вашем компьютере, а не запускать Dolphin непосредственно из архива.
"Запуск программы невозможен, так как на компьютере отсутствует XINPUT1_3.dll"
Обновите и/или восстановите DirectX или переустановите драйверы контроллера Xbox 360.
Ошибка при запуске приложения (0xc000007b)
Когда люди видят одно из сообщений об ошибке vcomp100.dll или xinput1_3.dll, они часто скачивают 32-битные сборки этих файлов из интернета и ожидают, что они будут нормально работать с 64-битными приложениями.
Если вы столкнулись с этой проблемой, убедитесь, что вы удалили все загруженные вручную DLL-файлы, которые хранятся в системных путях и в пути, где хранятся бинарные файлы Dolphin, и переустановите их с помощью правильных инсталляторов времени выполнения. Для получения дополнительной информации обратитесь к двум вопросам выше.
Установка эмулятора
Процесс установки или обновления Dolphin на Windows PC или Mac довольно прост. Скачайте желаемую версию эмулятора и распакуйте архив с программой в новую папку. Или замените существующую установку Dolphin.
Ограничения безопасности macOS
При первой загрузке Dolphin могут возникнуть сбои в работе программы обновления Dolphin. Это может быть вызвано Gatekeeper, поскольку он переместил Dolphin в "карантинное" место для обеспечения безопасности. См. выпуск 12105. Эта проблема исправлена в версии 5.0-14529.
До выхода этой версии временным исправлением было выполнение двух команд в Терминале:
- sudo xattr -r -d com.apple.quarantine /path/to/Dolphin.app
- sudo xattr -r -d com.apple.quarantine /path/to/Dolphin\ Updater.app
В большинстве случаев настройки по умолчанию работают нормально, но возможно вам потребуется отдельная настройка вашего контроллера.
Просмотр файлов
Вы можете просто запустить совместимый файл, нажав Файл > Открыть..., а затем открыть файл. Чтобы добавить игру в список игр, выберите Files > Browse for ISOs..., а затем выберите папку для добавления в список игр.
Баннеры игр для Wii сначала не загружаются. Создание файла сохранения для этой игры исправляет ситуацию. Это скорее ограничение формата игр для Wii, чем ошибка.
Настройка контроллера
Чтобы открыть и управлять настройками контроллера для Dolphin, в главном окне Dolphin перейдите в Options -> Controller Settings или просто нажмите кнопку "Controllers". Появится главное окно настройки контроллера, как показано на скриншоте ниже.
В области настройки Gamecube Controllers можно настроить или отключить порты эмулированных контроллеров GameCube. Сами эмулируемые контроллеры GameCube обозначаются в выпадающем меню как "Стандартный контроллер". Порядок контроллеров на ПК не обязательно должен совпадать с порядком портов контроллеров GameCube. Они будут полностью регулироваться в окне GameCube Controller Configuration. В нем для каждого порта есть своя кнопка "Configure".
В области настройки контроллеров Wii вы можете использовать настоящие или эмулированные пульты Wii, а также выбрать прохождение через адаптер Bluetooth (см. Bluetooth Passthrough) или эмуляцию адаптера Wii. Вы также можете назначить Wii Remote для подключения его в качестве эмулированного контроллера, выбрав "Подключить Wii Remotes для эмулированных контроллеров". Выберите "Real Wii Remote" в выпадающем списке для слота Wii Remote, чтобы использовать для этого слота настоящий Wii Remote, подключенный к компьютеру через Bluetooth. Dolphin поддерживает до четырех пультов Wii одновременно, а также все периферийные устройства, которые вы к ним подключили. Хотя балансировочная доска не может быть эмулирована, Dolphin позволяет использовать реальную балансировочную доску, выбрав "Real Balance Board". Enable Speaker Data (Включить динамик) определяет, может ли динамик пульта Wii Remote издавать звук. При использовании настоящего пульта Wii звук будет выходить из динамиков пульта Wii, а при использовании эмулированного пульта Wii звук будет выходить из системных динамиков. В некоторых играх, например Metroid Prime 3, при включении функции Enable Speaker Data на некоторых системах возникают проблемы с задержкой звука.
В области Common config можно выбрать опции, которые одновременно влияют на контроллеры Gamecube и Wii. Фоновый ввод позволяет использовать контроллер или клавиатуру, даже если Dolphin не находится в фокусе. Alternate Input Sources позволяет использовать захват данных о движении с других аппаратных входов в Dolphin. Дополнительные сведения см. в разделе Клиент DSU.