Возрастные рейтинги. Сегодня трудно найти медиапродукт без возрастного рейтинга, будь то фильмы, музыка или игры. У организаций, которые занимаются созданием этих рейтингов, цель одна – отгородить юные умы он жестокости и непотребщены. Правда это не сильно спасает, так как дети все равно играют в запрещенный контент из-за того что, например, какой-нибудь родитель купил своему 10-нему ребенку GTA V, чтобы тот перестал ныть. За выдачу этих самых рейтингов в игровой индустрии отвечает Entertainment Software Rating Board или сокращенно ESRB. Мы решили рассказать вам историю ESRB, которая покрыла игры клеймом взрослости.
От песен к играм
Раньше игры были жестокими, и никого не интересовало, во что там играют дети. Точнее интересовало, просто тогда не было гиперопеки как сегодня. Многие студии даже сражались за то, кто покажет юным умам более жестокую картинку.
Хотя некоторые компании, такие как Nintendo, разработали собственные руководства по контенту для своих систем, включая удаление или цензуру отсылок на алкоголь, табак, религию и сексуальный контент. Nintendo всегда позиционировали себя как семейную компанию, с соответствующей продукцией. И именно поэтому, когда Марио прыгал на черепах, они просто исчезали, а не превращались в раздавленное, кровавое месиво.
До того как ESRB появилась, история современной американской цензуры началась с Типпера Гора, соучредителя Музыкального ресурсного центра для родителей [PMRC]. Именно эта организация создала подборку « Filthy Fifteen » – список самых оскорбительных популярных песен.
Крича голосом Хелен Лавджой на всю сторону: «Кто-нибудь, подумайте о детях!» в 1985 году они добились того, что был создан знак «parental advisory», который предупреждал о наличии взрослых вещей на музыкальном носителе.
Идея заключалась в том, что родители сами будут контролировать, какой контент потребляют их дети, и правительству не надо будет с этим разбираться. Маленькая черно-белая наклейка никого не бесила, несмотря на то, что она ущемляла права музыкантов в свободе слова. Американское общество «неравнодушных родителей» пошло дальше, и словно вооружённые гарпунами китобои, пришло к молодому белому киту под названием «видеоигры».
Именно «parental advisory» и подобные ему независимые обозначения взрослого контента послужили моделью для создания ESRB.
Во всем виноват Mortal Kombat
Как вы возможно знаете, толчком к созданию ESRB послужил новый уровень насилия, показанный в Mortal Kombat. В 1992 году сенаторы Джо Либерман и Херб Кол начали проводить слушания, где высказывались против насилия в видеоиграх, приводя в пример Mortal Kombat и Night Trap. По словам Лбермана, если дети будут играть в Mortal Kombat, в будущем они станут убийцами или как минимум незаконопослушными преступниками, сеющими хаос. Разинув рот под этот фонтан морализаторства, родители детей слушали и кивали.
Год спустя Sega создала свою собственную рейтинговую систему в рамках совета по рейтингу видеоигр, для проектов на своих системах. Вскоре последовали другие советы по присвоению рейтингов контента, такие как Консультативный совет по программному обеспечению для компьютерных игр. Однако все они были для Либермана слишком вялыми, и не дотягивали до его стандартов. Так, в 1994 году индустрия видеоигр оказалась под угрозой государственного вмешательства в регулирование контента.
Многие крупные издатели были под прицелом. Sega предложила правительству взять за основу свой собственный рейтинг, чему не обрадовались ее конкуренты, и они отказались. В итоге в 1994 году был окончательно создан совет нейтральных рейтингов – ESRB, который был представлен конгрессу.
Кровь, секс, насилие есть? А если найдем?
В начале ESRB содержал пять возрастных рейтингов для видеоигр:
EC: Для самых маленьких – милые дурашливые проекты для тех, кто только научился держать джойстик.
K-A: Для детей – для тех, кто уже научился говорить и держать джойстик, эти игры уже могут вызывать интерес [позже в 1998 году был переименован в Е – для всех возрастов, а также чуть позже был добавлен рейтинг Е10+, как промежуточный между Е и Т]
Т: Для подростков от 13 лет, тут уже есть и немного крови, грубая речь в духе «ублюдок мать твою иди сюда», но и еще не уровень Сэмюэля л. Джексона, и темы наводящие на размышления.
М: 17+ – содержит в себе все, что мы любим: кровь рекой, секс на единороге и стишки про Ламберта.
AO: только для взрослых от 18 лет – то же самое, что и в 17+, но в больших масштабах: насилие еще жёстче, секс продолжительней и детальней. Такая метка есть, например, у Manhunt.
Обычно этот рейтинг никто не хочет получить, так как велика вероятность, что игра вообще не окупится. Причины тому, что три основных производителя консолей [Nintendo, Sony и Microsoft] не разрешают выпускать игры с рейтингом AO на своих системах, как и большинство розничных магазинов. Также этот рейтинг зачастую ассоциируется с порно играми.
Наравне с рейтингами к игре добавляют content descriptors – маркеры с кратким описанием контента. Например, «шуточное насилие», или «упоминания секса в разговоре» и так дальше.
Онлайн-контент, общение в голосовом чате и пользовательский контент, не оцениваются ESRB, поскольку они не считаются частью процесса оценки. Если студия решает выпустить DLC после выхода игры, его контент не должен быть выше базового рейтинга игры. Любые повышения рейтинга в DLC влияют на общую оценку всей игры. И если проект все время был T, а в DLC появился контент М – вся игра получает рейтинг М.
При этом в нашем мире есть куча региональных комиссий и то, что в одной стране T, в другой может посчитается М.
Наши методы специфичны
Надо понимать, что ESRB и подобные ей – это не государственные организации, поэтому методы работы у них собственные и не то чтобы сильно прозрачные.
Издатели посылают материал в ESRB, чтобы получить возрастной рейтинг. Туда входят все самые жестокие сцены или моменты, которые есть в игре, а также они присылают весь сценарий. Поэтому, грубо говоря, люди из комиссий раньше всех знают, о чем игра. После, сотрудники или оценщики ESRB обсуждают и присваивают ей возрастной рейтинг. Все члены комиссии анонимные и из самых разных слоев общества, включая родителей и преподавателей, и им не разрешается иметь какие-либо связи с индустрией видеоигр во избежание предвзятости.
Если издатель не согласен с начальным рейтингом ESRB игры, он может отредактировать свой контент, и снова отправить его. Они также могут подать апелляцию на рейтинг.
Так когда-то рейтинг Punisher был изменен с AO на М после корректировок. А вот San Andreas наоборот, вышел с рейтингом М, после чего в игре нашли припрятанную разработчиками Hot coffee, и ей дали рейтинг АО. Это вызвало дискуссии, которые не утихают и по сегодня. Много крупных продавцов отказались после этого продавать игру, а также начались судебные иски против Rockstar. В поздних версиях игры мод убрали, и игра снова продается с рейтингом М. Хотя я уверен, что вы и так можете все найти.
Об эффективности рейтинга идут дискуссии. Кто-то считает это правильным в контексте, что детям нельзя играть в жестокие игры, кто-то [совершеннолетние] просто не любит, когда репутация проекта портится обилием детей [просто вспомните, сколько школьников играет в ту же GTA, да и себя вспомните в детские года с Сан Андреасом]. Ну, а другие вообще видят в этом профанацию, где кто-то не из индустрии пытается ее судить.
Иные спекулируют на подобном, чтобы привлечь взрослую аудиторию. Это больше распространено в кинематографе. Например, в первом «Холодном сердце», у которого был детский рейтинг [для кино используется другая система оценки, но в корне она точно такая же], создатели вставили взрослую шутку, отсылающую к сексу, чтобы их рейтинг повысили c G до PG, как маячок для взрослой аудитории, что это картина не только для детсадовцев.
Самое обидное, что это отличный мультфильм, но он имел все шансы остатся незамеченным многими.
Как бы мы того не хотели, но у игр есть возрастной рейтинг от ESRB, который также пополнился такими маркерами как внутриигровые покупки. Осталось плашку с лутбоксами и боевыми пропусками прикрутить, как говорится.
Интересная статья. А игры как всегда в первую очередь винят те, у кого рыльце в пушку.
Возрастной рейтинг носит исключительно рекомендательный характер. Не думаю, что кто-то всерьёз придерживается этих буковок.
Ах, вот откуда корни растут.