В далёкие-далёкие времена, когда игры для ПК выпускались в коробках размером с томик «Войны и мира», в комплекте с ними обычно поставлялись печатные руководства. Эти тайные талмуды, напечатанные на том, что предки называли «бумагой» (это как интернет, только она ещё и горит), содержали в себе сакральные знания, иллюстрации, шуточки для посвящённых и прочие веселые вещи. И пролистывать их перед тем, как запустить игру (или сидя в туалете), являлось обязательным ритуалом, увы, безнадёжно утраченным. Но среди нас остались и те, кто помнит, в чём была прелесть старых добрых печатных мануалов по любимым играм.
Baldur’s Gate
Разработчик: Black Isle/BioWare | Год релиза: 1998
Увесистое руководство по Baldur’s Gate – это не просто детальный разбор всех элементов игры, но ещё и неплохо написанный с художественной точки зрения экскурс в историю мира Фаэрун. Здесь описывается практически всё необходимое: от легенды о Дриззте До’Урдене до пошагового гайда по убийству огра. В издание также включены рукописные пометки от одного из главных рассказчиков D&D Волотампа «Воло» Геддарма. Однако если вас интересуют исключительно характеристики героя, то вы найдёте информацию и о них. Вся последняя четверть томика посвящена детальным таблицам, где, среди всего прочего, расписаны особенности школ магии и прокачка заклинаний.
Grand Theft Auto III
Разработчик: Rockstar North | Год релиза: 2001
Революционный шаг Rockstar North в трёхмерный мир сопровождался крайне примечательным игровым мануалом. Он был стилизирован под туристическую брошюру по Либерти-Сити и включал в себя уйму шуток и достаточно полезных советов: здесь даже объяснялось, как можно импортировать новый скин для персонажа (уникальная особенность ПК-версии). В руководстве содержалось описание внутриигровых банд, персонажей, радиостанций, а в качестве приятного бонуса шёл «засекреченный» раздел, как на фото выше.
Diablo
Разработчик: Blizzard North | Год релиза: 1996
Для игры, суть которой заключается в закликивании демонов насмерть на фоне бледных адских пейзажей, Diablo имеет довольно богатую историю мира, которая содержится в игровом мануале. Здесь можно найти описание каждого врага, предысторию великого конфликта между адом и раем, а также весьма впечатляющие иллюстрации. Всё это уже давно перекочевало на вики-страницы, созданные фанатами, однако это не заменит с любовью напечатанное руководство, предлагающее погрузиться в яркую мифологию.
Civilization II
Разработчик: MicroProse | Год релиза: 1996
Тяжёлые мануалы по серии Civ носят статус культовых. Книги размером с полноценный роман переполнены информацией обо всех игровых системах, юнитах и стратегиях, которые являются частью прохождения. Но игры Civ примечательны ещё и карточками, примеры которых можно увидеть на фото выше (показаны карточки из второй части). Многие приклеивали эти карточки на свои огромные ЭЛТ мониторы, чтобы посмотреть ветку развития технологий, стоимость будущих юнитов и их способности. Это было довольно удобно.
Grim Fandango
Разработчик: LucasArts | Год релиза: 1998
Мануалы по играм от LucasArts всегда отличались остроумием и живой подачей материала, чем, конечно же, напоминали уникальных стиль самих игр. К примеру, руководство по Grim Fandango с нотками ар-деко было стилизировано под брошюру, которую загробный туроператор Мэнни наверняка выдавал бы своим клиентам, отправляющимся в путешествие по миру мёртвых. В брошюре содержалось краткое описание локаций и персонажей. Мне особенно нравятся советы по прохождению в конце мануала, которые не выкладывают все карты на стол, а лишь подталкивают игрока к самостоятельному решению загадок.
Deus Ex
Разработчик: Ion Storm | Год релиза: 2000
Мануал от Ion Storm по великой Deus Ex не настолько разнообразен, как другие примеры из списка, но зато он ненавязчиво описывает все новаторские системы жанра immersive sim. А если вам повезло, и вам досталась версия Game of the Year Edition, то вас ждала страничка из The Midnight Sun – вымышленной газеты из мира игры (на фото выше), где были напечатаны свежие новости, пропитанные духом антиутопии. Подобные бонусы, скрывающиеся в больших коробках с ПК-играми, всегда были приятными сюрпризами.
Fallout
Разработчик: Interplay Productions | Год релиза: 1997
Один из самых запоминающихся игровых мануалов. Он был сделан в стиле руководства по выживанию для обитателей бункеров, и здесь содержалась информация как о постапокалиптическом мире игры, так и список характеристик, навыков, особенностей боевой системы и буквально каждой игровой механики. Руководство сопровождалось набросками от руки Смотрителя, иллюстрациями Волт-Боя и другими забавными мелочами. В конце даже перечислялись рецепты блюд, которые можно было приготовить в бункере. Пожалуй, самый практичный игровой мануал.
По Majesty 2 вот твкой мануал:
А это уже кровавый:
Это пошло с игр "со стрелочкой". Тот самый развративший геймеров квестовый маркер заодно убрал и всякую необходимость читать диалоги и вообще думать. Даже в относительно качественных проектах, типа Ведьмака, можно просто идти на маркер и всех убивать, лишнего не убьёшь, все квестовые - бессмертные, а ролики покажут в любом случае. Та же Готика 1-2 способна разогнать ссаными тряпками новое поколение геймеров, что уж говорить про более старые игры, в которых вещи типа "для входа в город надо быть его гражданином и\или иметь работу, предъявить стражнику у ворот ключ от комнаты в ночлежке или нужный документ, при необходимости правильно ответить на вопрос" являлись нормой. А функция "расскажи мне о" с полем для ввода ключевого слова? Отличная же была штука, диалог хоть выглядел более-менее живым, игрок не ощущал себя компьютерным болваном, которому сценарист жёстко дал три варианта реплик и на этом всё...дела давно минувших дней. Современные РПГ не являются РПГ, это в лучшем случае интерактивное кинцо с парой развилок, сюжет которого пишет студент-троечник за пару гамбургеров.
requiemmm поставь "новым геймерам" первый дум, они на второй главе его дропнут... А ты про РПг, вкотрых хоть иногда думать надо...
requiemmm Блин, аж в Готику захотелось поиграть из-за твоих рассказов
А зачем? Сегодня многие RPG с мануалами выходят. но их никто не читает
NightGameMassacre Ты тут пишешь про мануал, но в наше время, многие даже диалоги в RPG не читают, а то даже и не слушают. Для них прочитать мануал -- подвиг.
Lelik Bobik Что это за РПГ такие? В моё время ты даже не знал куда надо идти, если не читал, не говоря уже про то что надо тебе было сделать.
Мануал по Дьябло бы пригодился. В самой игре про демонов особо не рассказывают, хоть так можно было бы узнать.
У нас в 90-е, насколько я могу судить, мануалов и так не видели. Сейчас это больше предмет коллекционирования. Всю нужную инфу давно пихают в игры. Правда, мало кто это читает. Быстрей-быстрей играть же надо. :)