О 4К в играх и оптимизации, которую всем лень

Сейчас очень много разговоров про то, что вот, мол, современные консоли не умеют в 4К — какой кошмар. Оставлю за скобками вопрос про то, сколько должен стоить ПК, чтобы рендерить игры в 4К на высоких настройках (включая качественный 4К-монитор) — это тема для отдельного поста. Поговорим о консолях.

Чем сейчас страдает картинка в самых качественных играх на PS4 — наиболее производительной консоли? Она страдает только двумя болезнями, да и то не всегда. Первая болезнь — 30 FPS, вторая — отсутствие сглаживания. Радует, что такую болезнь как «отсутствие вертикальной синхронизации» оставили за бортом нынешнего поколения консолей. Также радует, что обе перечисленные болезни редко идут вместе.

Ridge Racer 7 — 1080/60p на PS3

Но смотрите. Разве не было на той же PS3 игр 1080/60 с V-Sync? Очень даже были. Ridge Racer 7, например или там WipeOut HD, хотя в последнем Full-HD был не совсем честным. Ну просто, чтобы вы не думали, что для 1080/60 нужно какое-то там нереальное железо. Понятно, что при этом будет страдать количество полигонов, но в реальности мы видели немало игр, которые выглядели хуже того же Ridge Racer 7, и которые еле-еле натягивали 720p на 30 FPS. Почему?

Brothers: A Tale Of Two Sons — пример плохой оптимизации

Ответ прост — отсутствие оптимизации. До сих пор помню, как запустил Brothers: A Tale Of Two Sons на PS3 и обплевался. Не, сама игра хороша, но блин — графика довольно простая, при этом 720p без нормального сглаживания, да ещё и при нестабильных 30 FPS с рваными кадрами (screen tearing — из-за отсутствия вертикальной синхронизации). Плойка не тянула? Ещё как тянула. Но у разработчиков не было сил/денег/времени/желания (нужное подчеркнуть) оптимизировать движок.

Дрейкфейс с 1 по 3 Uncharted

Или сравните Uncharted 1,2 и 3. В первом графика довольно слабая, да ещё и постоянный screen tearing. В 3-м — красота неземная, и стабильные 30 FPS. На той же самой PS3. При том же разрешении. Чудеса!

Uncharted 1

Uncharted 3

Помню, как в детстве отец раздобыл мне пиратскую версию Дальнобойщиков-2 для ПК. Комп у меня был тогда не очень мощный, игрушка дичайше тупила — подъезжая к границе подгруженного блока открытого мира она начинала минут 2-3 грузить следующий блок, а я уходил пить чай. Это была версия 4 с чем-то. Релизная версия была 7.1, кажется — когда я её купил и запустил на том же самом своём компьютере, то немало удивился — долгие подгрузки пропали. Я мог объехать весь мир игры и ничего не ждать. Удивительно!

Дальнобойщики 2

Но дальше было ещё лучше. Уже не помню, какая версия «Дальнобойщиков 2» представляла собой расширенное издание, но в нём добавили кучу контента (светофоры, например), а число FPS стало выше и стабильнее. На том же самом компьютере, повторюсь! Вот что делает оптимизация.

Теперь посмотрим на текущие реалии. Вот взять «самую мощную консоль» PS4. Шутер Killzone: Shadow Fall довольно красив, конечно, но 30 FPS. Редко больше, поэтому в настройках проще поставить «30 FPS Lock» (блокировка частоты нередко означает так же и вертикальную синхронизацию). И чтобы обеспечить 60 FPS в мультиплеере разрешение кадра снижается вдвое: с 1920х1080 до 960х1080.

Halo 5 — 1080/60p на Xbox One

А потом выходит Halo 5 на Xbox One, который типа «не может 1080р — фуууу!», и игра внезапно работает в 1080/60p с редкими понижениями разрешения (но не FPS!) в моменты наиболее красочных эффектов. Что в мультиплеере, что в сингле. Кстати говоря, бета-версия Halo 5 (там был только мультиплеер) работала в 720/60p. И снова — оптимизация.

Halo 5 — 1080/60p на Xbox One

Но вернёмся к 4К.

Когда ты сидишь в полуметре (в реальности — ближе) перед монитором, разрешение 4К, конечно, не пустой звук. Не то, чтобы пиксели на 24-дюймовом Full-HD мониторе можно легко пересчитать по одному, но их видно. Особенно когда отключено сглаживание.

Но в консоль играют на телевизоре. Который стоит метрах в двух, ну минимум полтора. Да, телевизор нередко имеет большую диагональ, но даже учитывая это, давайте признаем — зрение далеко не у всех «единица», да и когда ты играешь — ты не пиксели рассматриваешь. Лишь бы игра была динамичной.

В общем, 4К — это неплохая штука, но для будущего. Когда 40-дюймовые 4К-телевизоры будут стоить 30-40 тысяч и когда 4К-контент будет доступен повсюду. Пока вон даже Apple не парится — выпустили новую Apple TV без 4К. И вроде никто не расстроился.

Что же лично я хочу от графики в играх на консолях?

Я хочу честный Full-HD с качественным сглаживанием (4xMSAA подойдёт, ну или минимум 2xMSAA) и стабильные 60 FPS без малейших проседаний. На ближайшие года 3 этого точно хватило бы. Ну а главное, если это самое 4К будет опять в нестабильные 30 FPS, то закопайте его обратно, пожалуйста. Между высоким разрешением и высокой (и стабильной! — это не менее важно) частотой кадров я выбираю второе.

23
15
Комментарии:  15
Ваш комментарий
что вот, мол, современные консоли не умеют в 4К — какой кошмар.

"современные" консоли даже в 1080 не могут. ЛОЛ

Вот это налил водищи, порассуждал ни о чём.

Меня поражает тот момент, что следующим стандратом после 30 фпс стал 60, хотя для человеческого глаза частота кадров должна составлять от 75 (минимальное значение, когда зрению уже тяжелее заметить "рассинхрон с реальностью") до 120 (идеал), чтобы бы картинка была идеально плавной и реалистичной.

вторая — отсутствие сглаживания. на телевизоре этого не заметно, даже если глядеть в упор Когда ты сидишь в полуметре (в реальности — ближе) перед монитором у меня глаза находятся почти в 1,5 метрах от монитора (27"), какой там ближе? В полуметре - это надо зрение иметь около -4. Я сидел практически уткнувшись носом в монитор, когда у меня было -5,5

Artego32rus написал: у меня глаза находятся почти в 1,5 метрах от монитора (27"), какой там ближе? В полуметре - это надо зрение иметь около -4.

Знатный вброс. Вот на каком расстоянии находятся перед телевизором 50" во время игры

Всё правильно говоришь, оптимизация - это главное для качества игры. Но как видно по последним играм, там сидят программисты-халтурщики (пример - Fallout 4), которые думают, что мощностью железа можно скомпенсировать косяки оптимизации, а заодно, по сговору с торгашами железа, получить прибыль. Когда порочный человек не способен создать что-то хорошее, то он создаёт способ обмануть или украсть и тому подобное. И что с этим делать....

Чтобы играть в 4К, нужно иметь огромнейший монитор или телевизор, на 27` моне картинка почти ни чем не отличается от 1080р, разве что скринов наделать в высоком разрешении, для последующей обработки.

Artego32rus написал: отсутствие сглаживания. на телевизоре этого не заметно, даже если глядеть в упор
Artego32rus написал: у меня было -5,5

Видимо второе объясняет первое. С какой стати на телевизоре не заметно? Может стоит попробовать его настроить или очки приобрести согласно рецепту?

_Cthulhu_ написал: Меня поражает тот момент, что следующим стандратом после 30 фпс стал 60, хотя для человеческого глаза частота кадров должна составлять от 75 (минимальное значение, когда зрению уже тяжелее заметить "рассинхрон с реальностью") до 120 (идеал), чтобы бы картинка была идеально плавной и реалистичной.

Для человеческого глаза нет понятия фпс, есть понятие инертности сетчатки, и сетчатка имеет переменную инертность от центра к периферии, если все это переводить в фпс, то среднее значение как раз будет 60, поэтому и существует этот стандарт.

Оставлю за скобками вопрос про то, сколько должен стоить ПК, чтобы рендерить игры в 4К на высоких настройках (включая качественный 4К-монитор) А почему при этом практически всегда забывают сказать, что и 4к телевизор тоже влетит в копеечку? Или он у консольщиков из воздуха появляется?

RomanRt А кто вообще говорит про 4К-телевизор?

denismajor ну вот никто почему-то и не говорит. Даже ладно, пусть не телик, а моник, но он тоже нужен. Но может я где-то запутался и для 4к вовсе не нужен 4к телик?

ЗАГРУЗИТЬ ВСЕ КОММЕНТАРИИ