10 интересных фактов о первой PlayStation: от ароматизированных дисков до черной консоли

PlayStation исполнилось 30 лет: 3 декабря 1994 года компания Sony выпустила свою первую консоль в Японии. Никто не верил в успех PlayStation, недавно об этом заявил Кен Кутараги, которого считают отцом PS1. В честь её юбилея вспоминаем любопытные и малоизвестные факты о консоли, ставшей настоящей революцией: знаете ли вы, что PS1 была отличным устройством для воспроизведения музыки или что для неё выпускали специальные ароматизированные диски? Вот лишь несколько примеров из нашего списка, которые,помогут вам узнать некоторые подробности о платформе.

Hi-Fi Station

Термин «workstation» или «рабочая станция» означает комплекс аппаратных и программных средств, предназначенных для решения определённого круга задач. Поэтому неудивительно, что в честь рождения "игровой станции" высочайшего класса компания Sony назвала свою консоль PlayStation. Однако первая консоль прославилась не только как мощная игровая платформа, но и как инструмент для истинных ценителей звука.

Особенно выделялись модели SCPH-1001, которые хоть и страдали от проблемы перегрева, обладали RCA-стереовыходом. Это позволило владельцам подключать устройство к аудиосистемам с усилителями. Для своего времени PlayStation предлагала превосходное качество воспроизведения CD, сравнимое с продвинутыми Hi-Fi устройствами.

Эта возможность сделала PS1 настоящей находкой для меломанов. Некоторые энтузиасты даже занимались модернизацией консоли, чтобы ещё больше улучшить её совместимость с аудиотехникой. PS1 стала популярным выбором не только среди геймеров, но и среди любителей качественного звука.

Неожиданные союзы

Как и от RCA-выхода, от параллельного порта ввода/вывода отказались уже в более поздних моделях первой PlayStation, поскольку Sony считала его принципиально бесполезным. Но так ли это было на самом деле? Компания Innovation, специализирующаяся на производстве несколько «особенного» оборудования, создала идеальное устройство для тех, кто любит мир PlayStation и Nintendo.

Super GB Booster — это адаптер, который подключался к PS1 через параллельный порт и позволял запускать игры с картриджей Game Boy и Game Boy Color. Помимо основной функции, устройство предоставляло возможность изменять цветовую палитру игр и адаптировать их визуальное отображение под телевизионный экран.

Несмотря на новаторство, Super GB Booster оказался несовершенным. Многие игры либо не запускались вовсе, либо работали с техническими сбоями, включая отсутствие внутриигровой музыки. Тем не менее, изобретательные геймеры нашли способ обойти этот недостаток: вместо саундтрека можно было воспроизводить аудиодиск на PS1, превращая, например, Link’s Awakening в нечто совершенно иное — с фоном в стиле дэткора.

Оптимус Прайм и PlayStation: трансформация в честь юбилея

Легендарный лидер автоботов с планеты Кибертрон, Оптимус Прайм, хорошо известен своими сражениями с Мегатроном, командующим десептиконами. В то время как мультфильмы и фильмы закрепили за ним образ мощного грузовика, видеоигры подарили возможность увидеть этого героя в необычном союзе с культовой консолью PlayStation.

В 2014 году, чтобы отметить 30-летие франшизы «Трансформеры» и 20-летие появления первой PlayStation, компания, занимающаяся выпуском коллекционных фигур, представила уникальную версию Оптимуса Прайма. Этот эксклюзивный трансформер способен превращаться в стилизованную копию оригинальной консоли PS1.

Модель включала в себя декоративные элементы в виде карты памяти и прототипа первого контроллера PlayStation. Однако функциональности самой приставки эта фигура, конечно, не имела. Тем не менее, её уникальный дизайн сделал игрушку желанным предметом для коллекционеров, и даже сегодня её можно найти в продаже на различных онлайн-аукционах.

Изучение Плутона

Какие технологии использует NASA для изучения и освоения космоса? Легко было бы подумать о самых современных приборах, возможно, оснащенных процессорами высочайшей вычислительной мощности, но это не всегда так. Ученые космического агентства предпочитают надежное и проверенное временем оборудование, пусть даже и менее мощное, и именно в этом случае на помощь приходит первая PlayStation.

В 2015 году космический зонд New Horizons исследовал Плутон и его луны, завершив миссию, начатую девятью годами ранее. Процессором зонда, отвечающим за питание двигателей и передачу данных, был не кто иной, как MIPS R3000... тот самый, который позволил нам поиграть в такие шедевры, как Metal Gear Solid, Gran Turismo и Resident Evil. Не будем говорить о модификациях, позволившие процессору выжить в условиях космического излучения, поговорим о точно таком же компоненте, встроенном в PS1: кто бы мог подумать, что R3000 так близко подпустит нас к карликовой планете Солнечной системы?

Секрет первого контроллера

Еще до появления легендарного DualShock оригинальный контроллер PlayStation подчеркивал стремление компании утвердиться в игровой индустрии, предлагая пользователям не только большой выбор игр, но и панель, способную улучшить каждую игровую сессию. В связи с этим четыре основные кнопки обозначались не буквами или цифрами, а простыми символами, которые впоследствии стали иконами мира PlayStation. Например, круг и крест обозначали «да» и «нет», что в западных версиях игр было изменено на противоположное, треугольник символизировал «точку зрения», а квадрат - «лист бумаги» для обозначения доступа к меню.

Словом, каждая деталь была результатом тщательных исследований, в которых учитывался даже размер рук игроков. Отсюда и решение сделать американскую версию контроллера на 10 % больше японской, поскольку у японских игроков руки (в среднем) меньше. Однако в последующих итерациях планшета Sony перестала делать подобные различия.

Создание своих собственных игр

Воодушевленный невероятными коммерческими результатами консоли, японский гигант выпустил Net Yaroze - специальную консоль, которая предоставляла пользователю все инструменты для создания небольших видеоигр. Платформа стоила 750 долларов и не предназначалась для массового рынка, ее можно было купить только по почте.

Европейская версия Net Yaroze отказалась от традиционного для PS1 серого цвета в пользу стильного черного и, помимо того, что была свободна от регионов, поставлялась в комплекте с двумя планшетами и оборудованием для подключения к ПК. Не обошлось без программного обеспечения для разработки игр и специального загрузочного диска зеленого цвета, хотя связаться с Sony по телефону для получения дополнительной поддержки было невозможно. Хотя Net Yaroze была не очень мощной, она позволяла фанатам создавать интересные программы, в том числе Time Slip, которая позже вышла на Xbox Live Arcade, и Terra Incognita Мицуру Камиямы, который впоследствии сделал успешную карьеру в Square Enix.

Лучший локальный мультиплеер

Развлечения в кругу друзей на PS1 были бесценны, но требовали ряда компромиссов. Прежде всего, экраны - зачастую не слишком большого размера - были разделены пополам, что сказывалось на разборчивости действий и иногда приводило к сбоям в работе консоли.

Чтобы устранить недостатки общего экрана, Sony решила выпустить на рынок PlayStation Link Cable - периферийное устройство, позволяющее соединить две отдельные консоли. Постепенно каталог игр, поддерживающих локальный мультиплеер, расширялся, выходя даже за рамки гоночного жанра, как показывают DOOM, Cool Boarders 2 и несколько игр из серии Armored Core. С появлением моделей PlayStation без порта ввода-вывода кабель Link Cable был окончательно заброшен компанией Sony, и по понятной причине: мало кто владел двумя PlayStation и таким же количеством игровых телевизоров.

"Потри и понюхай"

Стилизованные черные диски заняли место в сердцах фанатов PlayStation, которые, возможно, забыли о другом виде «персонализации» из-за провала этого трюка. Игры FIFA 2001 и Gran Turismo 2 для PS1 стали частью эксперимента Sony, предложив владельцам дисков неожиданный способ взаимодействия с ними. Поверхность этих дисков была покрыта ароматическим слоем, который можно было активировать, потерев её пальцем. У каждого из них был свой фирменный запах: гоночная игра Gran Turismo 2 пахла резиной, что соответствовало теме скоростных гонок, а футбольная FIFA 2001 распространяла аромат свежескошенной травы, напоминая о зелёных полях.

Хотя идея «пахнущих дисков» выглядела забавно, она не получила должного признания. Причина, вероятно, заключалась в неочевидной связи между запахами и игровым опытом: ароматы скорее удивляли, чем улучшали взаимодействие с играми. Если бы подобный подход использовался для игр о готовке или природе, возможно, он обрёл бы больше смысла, но в данном случае инициатива осталась неоценённой.

Искусство создания технических демонстраций

С момента своего дебюта в игровом мире Sony не перестает удивлять пользователей специальными техническими демонстрациями, призванными подчеркнуть удивительные вычислительные возможности консолей PlayStation. Многие помнят The Dark Sorcerer от Quantic Dream - демо, созданное, чтобы продемонстрировать мускулы PlayStation 4, не говоря уже о незабываемом прологе Final Fantasy VII, воссозданном на PS3. Эта «традиция» Sony, не стоит и говорить, началась с PS1 в конце 1993 года.

Во время презентации консоли в штаб-квартире японского гиганта Кен Кутараги и его команда привлекли внимание посетителей, показав им 3D-объекты, отрисованные в реальном времени на PS1, но это было не самое главное событие. Когда на экране появился тонко смоделированный Ти-Рекс, да еще и способный правдоподобно двигаться и рычать, зрители просто перестали общаться и молча наблюдали за происходящим. Поначалу Кутараги опасался, что его выступление прошло вхолостую, но потом он узнал правду: зрители были настолько впечатлены, что попросту потеряли дар речи от увиденного.

Нестареющая легенда

Первая PlayStation изменила само лицо видеоигр, и невозможно перечислить все курьезы, связанные с этой консолью, о которой продолжают говорить еще долго после окончания ее срока службы.

В 2005 году платформа получила премию «Эмми» за возможность создания 3D-игр; в 2008 году китайская компания купила у Sony нераспроданные блоки ЖК-монитора PS1, чтобы сделать собственный портативный DVD-плеер: достаточно убрать новый логотип, чтобы появился знаковый символ PlayStation; а в 2009 году счастливый обладатель модели с автографом Майкла Джексона, которую он выиграл в конкурсе несколькими годами ранее, смог продать ее за скромную сумму в 1,5 миллиона долларов, к большому удовольствию своей семьи. Список можно продолжать до бесконечности, и здесь многое не было указано, но вы можете рассказать о своих любимых фактах в комментариях.

Комментарии: 1
Ваш комментарий

Ни кто и steam не верил, ходили собирались просили займ. // Альберт Фрейд

0