Что не так с финским геймдевом - Мрак, безумие и необычный игровой опыт

Когда речь заходит о видеоиграх, Финляндия, возможно, не первая страна, которая приходит на ум. Но если вы заглянете глубже, то вполне себе можете найти настоящие сокровища с совершенно необычной атмосферой и очень мрачным стилем. Финские разработчики известны своими нестандартным подходом и иногда странноватой стилистикой, и порой кажется, что финский геймдев действительно "наглухо отбит".

Но что же делает их творения настолько уникальными? Давайте разбираться, почему финские авторы заслужили такую репутацию в мире игр, взглянув на несколько малоизвестных, но впечатляющих проектов.

DISTRAINT и DISTRAINT 2

DISTRAINT - это пиксельный хоррор-адвенчур, который предлагает игроку не столько бояться монстров, сколько столкнуться с собственными моральными дилеммами. Игра рассказывает о молодом человеке по имени Прайс, который решает подняться по карьерной лестнице в корпорации, занимающейся выселением людей. Его задача - забрать у людей их имущество, а заодно и их надежды ради выгоды. Мрачная атмосфера и пиксельная графика создают ощущение безысходности и тяжести происходящего.

Чем уникальна эта игра? Она заставляет задуматься о цене успеха. Каждый шаг Прайса - это не просто действие, а моральный выбор. Чем больше он погружается в эту систему, тем сильнее страдает его сознание. Визуальная стилистика усиливает это ощущение: мрачные, тусклые тона в пиксель-арт графике создают впечатление ментальной угнетенности. Игра буквально давит на игрока, заставляя его чувствовать тот же груз вины, что и главный герой.

DISTRAINT 2 продолжает эту историю, углубляя темы искупления и прощения. Если первая часть исследовала моральный крах персонажа, то вторая дает шанс на восстановление. Графика и атмосфера остаются такими же мрачными, но в центре сюжета попытка Прайса выкарабкаться из пучины, в которую он сам себя загнал. Вторая часть предлагает не просто пройтись по моральным лабиринтам, а попытаться найти выход из них, хоть и с непростыми последствиями.

Основное отличие этих игр от других хорроров заключается в том, что ужасы здесь - это не монстры и не страх перед неизвестным, а внутренняя борьба персонажа с самим собой. Это игры о людских слабостях, их последствиях и, в конечном счете, надежде на прощение. В этом и заключается ее “отбитость”, ведь тут поднимаются вопросы, которые редко можно встретить в любых других проектах.

The Swapper

The Swapper можно назвать одним из тех научно-фантастических проектов, которые не просто ставят перед игроком геймплейные задачи, а бросают вызов его разуму. Созданная двумя студентами игра завоевала признание за свои смелые идеи и уникальную механику.

Главной механикой игры выступают клоны, которых игрок может создавать, чтобы решать головоломки. Ты буквально разбрасываешь копии себя по космической станции и перенаправляешь сознание в одно из них. Пространство, время, личность - всё становится условным. Однако настоящий вопрос игры в том, что остается от личности, если ты можешь бесконечно клонировать свое тело? Когда один клон погибает, другой продолжает миссию, но что же тогда остается от “тебя”? The Swapper - это не просто игра о манипуляциях с телами, это философский трактат, замаскированный под головоломку.

Noita

Когда речь заходит о действительно необычных финских играх, Noita выходит на первый план. Это не просто аркада с пиксельной графикой, это целый мир, где каждый пиксель живет своей жизнью. Можно смело заявить, что разработчики из Nolla Games подошли к созданию игры с безумным вниманием к деталям, ибо каждый элемент окружения подчиняется физическим законам: от огня, сжигающего деревянные конструкции, до жидкостей, которые можно преобразовать по своему усмотрению. Хочешь превратить озеро в море алкоголя? Легко. Или, может, создать собственное солнце? В Noita все возможно.

Особая изюминка игры - редактор заклинаний. Здесь магия не просто кастуется - ты можешь настраивать заклинания с точностью до мельчайших нюансов. Например, одно и то же заклинание может изменить свое действие в зависимости от условий, времени или места. А каждое случайное заклинание, отрикошетившее в игрока, добавляет элемент хаоса и неопределенности, делая игру напряженной и захватывающей. Noita - это настоящая лаборатория, где игроки проводят эксперименты не только над игровым миром, но и над собственными нервами. Но даже в этом хаосе есть порядок: игра не бесконечна, у нее есть сюжет и несколько возможных концовок, что добавляет дополнительную мотивацию пройти через этот сумасшедший пиксельный ад до конца.

Lakeview Cabin Collection

Серию Lakeview Cabin Collection можно описать как любовное письмо ко всем возможным клише фильмов ужасов. Стилизованная под старые игры с пиксельной графикой, Lakeview Cabin Collection предлагает нам выжить в различных сценариях, которые сильно напоминают сцены из классических хорроров. В каждом уровне вы сталкиваетесь с чем-то жутким, но за это жуткое отвечает не сверхъестественный монстр, а сами игроки, когда их план рушится.

Этот проект ловко балансирует на грани между ужасом и комедией, где каждый ваш провал может вызвать истерику. Но не обманывайтесь. Несмотря на внешнюю простоту, Lakeview Cabin Collection требует внимательности и стратегического мышления, особенно если вы хотите остаться в живых до конца.

UnReal World

Финляндия славится своими суровыми лесами, и кажется, что UnReal World вобрала в себя всю их суровость. Это одна из самых долгоживущих игр про выживание, которая была впервые выпущена в далеком 1992 году, и с тех пор она только развивается. Игра предлагает погружение в раннее Средневековье, где игрок должен бороться за выживание, охотиться, строить убежища и взаимодействовать с суровой природой.

UnReal World - это игра для тех, кто любит медитативный геймплей и неспешные стратегии. Тут нет быстрых экшен-сцен, только вы, природа и необходимость продуманных решений. Она уникальна тем, что построена на реальной финской культуре и истории, что делает ее еще более увлекательной для любителей этнографии.

Athanasy

Если вы любите научную фантастику и цените мрачную атмосферу, Athanasy станет вашим новым киберпанк-фаворитом. К слову, проект был разработан российскими авторами, однако его глубина и необычный подход сильно походит на почерк финнов. Игра сочетает элементы визуальной новеллы и биопанка, и каждая ваша фраза имеет значение. Она переносит игрока в мрачный мир антиутопии, где наука пересекает границы этики, создавая атмосферу, пропитанную вопросами о цене жизни и бессмертия. В этой игре каждый ваш выбор не просто влияет на исход событий, он вскрывает многослойность морали и заставляет задуматься: что важнее — выживание или принципы?

В мире Athanasy прогресс не всегда благо. Здесь наука трансформировалась в нечто темное и опасное, где человечество теряет контроль над собственными созданиями. Авторы словно спрашивают: "Как далеко можно зайти в погоне за бессмертием? И какой ценой это достижимо?". Этот биопанк-мир погружает вас в экзистенциальные дилеммы, где каждый выбор может стать фатальным. Разработчики явно намерены вывести за пределы зоны комфорта, задавая вопросы, которые заставляют всерьез пересмотреть свои убеждения.

Что делает Athanasy особенной, так это её способность сочетать философские размышления с мрачной научной фантастикой. Здесь вечные темы жизни, смерти и бессмертия переплетаются с элементами ужаса, создавая уникальную игровую вселенную.

Iron Lung

Iron Lung - это минималистичный хоррор, который заставляет вас задохнуться… нет, не из-за недостатка кислорода, а от ужаса. Вы находитесь в миниатюрной подводной лодке, и ваше единственное окно в мир - это радар и камера, снимающая случайные моменты. В мире этой игры океаны заполнились кровью (потому что так всегда страшнее), и ваш герой вынужден выживать в этой адской среде, где каждый звук и изображение могут стать последним.

Что особенно круто в Iron Lung, так это невероятное чувство клаустрофобии. Финны знают толк в том, как создать атмосферу, где ничто не предвещает беды, но на уровне инстинктов ты понимаешь, что что-то пойдет не так. Игра буквально держит в тисках до самого финала, а когда ты понимаешь, что ожидание ужаса страшнее самого ужаса, вот тут-то и приходит тот самый непередаваемый финский кайф от игры.

Fear & Hunger и Fear & Hunger 2: Termina

Серия Fear & Hunger - это жуткая и брутальная RPG, которая предлагает игрокам не просто столкнуться с мрачным миром, но и выжить в условиях, где все против вас. Мир игры полон ужасающих существ и ловушек, а выбор, который делает игрок, часто может привести к смерти. Ощущение полной беспомощности и отсутствие хоть какой-то надежды на лучший исход не покидает ни на минуту.

Fear & Hunger выделяется среди других игр своим бескомпромиссным подходом к сложности. Здесь каждый бой словно битва на выживание, и каждая ошибка может стать последней. Игра насильно выводит игрока из зоны комфорта, не давая ему ни одной поблажки: персонажи могут быть искалечены, захвачены или убиты, а ресурсы всегда на исходе. В этом жестоком мире нет места состраданию, ведь нужно быть жестким, чтобы просто выжить.

Первая часть Fear & Hunger представляет этот мир и знакомит игроков с суровой системой боев и решений, которые нужно принимать на каждом шагу. Кроме того, у каждого персонажа есть свои цели, которые существуют не для галочки, а способны перевернуть ход событий: можно быстренько их выполнить и покинуть подземелье с минимальными потерями. Серия также отличилась большим количеством скрытого контента, возможно, не сразу заметного при первом прохождении. Вторая же часть, Fear & Hunger 2: Termina, продолжает исследовать тот же темный сеттинг, но с новыми механиками и проработанным сюжетом. Она также делает больший акцент на исследовании мира, но сохраняет ту же жестокость выживания. Главным же отличием от первой является одна общая цель для всех героев, но более углубленной историей.

Игры из этой серии известны своей необычайной атмосферой и хардкорными механиками, где каждое действие имеет значение, и часто неправильное решение приводит к гибели персонажа. Fear & Hunger - это не просто игра, это испытание на выносливость и терпение, где единственный гарантированный результат является страдание, но каким-то образом оно затягивает.

Итоги

Финский геймдев может показаться странным, мрачным и порой абсолютно беспощадным, но именно в этом его прелесть. Авторы способны создать уникальные миры, которые буквально забираются в голову и не дают покоя. Эти проекты - не просто развлечение, это настоящие эмоциональные переживания, пропитанные ужасом и философией. Так что если вам кажется, что игры сегодня стали слишком предсказуемыми, попробуйте что-нибудь из этого списка. Финны умеют удивлять, и порой настолько, что порой хочется пересмотреть свои взгляды на жизнь в целом.

Комментарии: 13
Ваш комментарий

Российские разработчики Athanasy сами в шоке от того что их новелла оказалась финской

28

Вот только Iron Lung делал Дэвид Шимански - американец с польскими корнями.

13

Разработчики athanasy уже офигели от того что они стали финами😂

12

Не только финские и не только игры - большая часть скандинавского творчества (литература, фильмы) тоже депрессивная.

4
Что особенно круто в Iron Lung, так это невероятное чувство клаустрофобии. Финны знают толк в том, как создать атмосферу, где ничто не предвещает беды, но на уровне инстинктов ты понимаешь, что что-то пойдет не так

Человечество исчезло, а его остатки сражаются на космических станциях за последние ресурсы. Тебя как приговорённого к смерти заключённого сажают в ржавый разваливающийся драндулет и отправляют в океан крови на неизвестную луну фотографировать неизвестно что.
Действительно, ничто не предвещает беды.

1

Noita - офигенная вещь, сокровище игропрома. Даже представить не мог, что что-то из современных игр способно настолько же сильно увлечь, как шедевры конца 90х и начала нулевых.

1

Надо же, а я думал F&H делали японцы, но в любом случае мотивы прослеживаются, разработчики явно являются поклонниками как минимум Берсерка.

0

Обе части делал один человек, там есть референсы много на что: на берсерка, на ужасающего, на джоджо

2

>Что не так с финским геймдевом

Водка.

0

А где величайший My Summer Car?

0

С финским геймдевом? А там кто-то кроме Ремеди еще есть?

-2

У финнов нормальная демосцена. Но игры... сильно на любителя. Даже их прославленные Максы Пейны больше похожи на демку. Понадобился Дэн Хаузер, чтобы сделать из них настоящую игру.

-5