Приветствую! Моё имя Назар, я композитор и аранжировщик. Специализируюсь на инструментальной музыке для игр и фильмов.
Мой музыкальный путь довольно извилист. Я был поэтом, соло-гитаристом в рок-группе и даже немного вокалистом. Переживал взлеты и падения, прежде чем понять, чем именно я хочу заниматься. Эта дорога привела меня в композиторы!
Сейчас я сотрудничаю с несколькими инди-проектами: Dictator Glory Fatherland, Sumo tatami и Артур и Шестая эпоха, для которых сочиняю музыку.
Но все началось гораздо раньше - с моего увлечения играми! За это время у меня появилось понимание, как музыка должна работать
Почему саундтрек так важен
Музыка воздействует на наши чувства, что вызывает эмоциональный отклик и способствует погружению в мир игры. Особенно важно это в сюжетно-ориентированных играх. Но даже в отсутствии сюжета, музыка помогает поддерживать необходимое настроение. В техническом смысле игры представляют собой совокупность кода и пикселей. Но благодаря эмпатии игрок вовлекается в игру, она становится для него живой и убедительной. Музыка – один из важнейших приёмов достижения эмпатии!
Но нельзя просто взять, и написать хорошую музыку. В сферическом вакууме она может звучать хорошо. Но стоит её поместить в игру – возникают проблемы:
· Музыка существует отдельно от игрового процесса
· Музыка отвлекает игрока, не помогает погрузиться в сеттинг
· И как следствие – не создаёт эмпатию.
Почему так происходит
Когда композитор сочиняет самостоятельный трек, то стремится захватить всё внимание слушателя. Саундтрек работает иначе, он занимает строго определенное пространство в общем игровом опыте. Саудтрек прочно связан с игрой!
Методы связки музыки с геймплеем
Экстрадиегетическая – музыка, которую слышит только игрок. В игровом мире нет источника этой музыки, игровой персонаж ее не слышит. К этой категории можно отнести темы локаций, персонажей, фоновая музыка диалогов, боев. Задача композитора - сделать музыку частью игрового опыта. Уникальный стиль игры во многом зависит от грамотного сочетания сеттинга с музыкой. Например, игры стиле нуар (L.A. Noire) используют джазовую музыку, а игры в стиле фэнтези – симфоническую с элементами этники.
Есть примеры, когда самостоятельный трек становился частью геймплея, как это было в Ведьмак 3. CDPR пригласили группу Percival Schuttenbach и попросили их переаранжировать несколько их оригинальных композиций
Группу пригласили не случайно, само их название связано с персонажем книжного Ведьмака. Музыканты хорошо разбирались в лоре, поэтому понимали, что от них нужно.
Принцип контрапункта, когда музыка намеренно вступает в конфликт с окружением, к примеру как в Fallout 3 с его беззаботной музыкой 50-х на фоне выжженных пустошей. Но и здесь выбор музыки не случаен, она несёт в себе элемент нарратива, подчеркивает атмосферу призрачного ретро-футуризма, добавляя глубину уничтоженному миру.
Внутрикадровая или диегетическая музыка, источник которой находится в самой игре. Ее слышит не только игрок, но и персонаж. Она может передать вайб эпохи, например как радио в GTA, а может быть сюжетным проводником: песня Присциллы в Ведьмак 3, Late goodbye в Max Payne 2, Poet and the muse в Alan Wake. Музыка локаций может быть так же диегетической, например, музыка таверны или другой локации, где присутствие музыкантов оправдано.
Чаще всего, саундтрек для геймплея носит утилитарный характер, для фонового заполнения и обозначения базовой эмоции (бой, исследование и т.д.) Такую музыку называют адаптивной.
На мой взгляд, музыка не должна закрывать «дыру в стене». При грамотном балансе между яркостью и незаметностью, музыка может быть полноценным участником геймплея и гораздо лучше справляться со своими задачами: вызывать эмоции у игрока
Как взаимодействовать с композитором
То, насколько саундтрек будет сочетаться с геймплеем, в конечном счете зависит от четко поставленных целей. Композитор должен понимать: что, для чего и для кого он пишет! Вот несколько важных пунктов, которые в этом помогут:
· Дайте композитору как можно больше информации о вашем проекте. Чем лучше композитор поймет, что вы от него хотите, тем удачнее будут его решения
· Подготовьте детальное ТЗ и добавьте к нему референсы игр и музыки, на которые вы ориентируетесь.
· Постарайтесь выстроить доверительные отношения, умение слышать и слушать друг друга повышает качество совместной работы.
· Не бойтесь давать критичный фидбэк, но делайте это с уважением и максимально конструктивно
Напоследок скажу, что видеоигры — это всё-таки искусство! А искусство предполагает поле для творчества и экспериментов. Порой даже случайные, но крайне удачные решение сработают гораздо лучше, чем проверенные годами, но успевшие наскучить. Как только вы перестаете придумывать что-то новое, смотреть на привычные вещи под другим углом, то ваша работа превращается в рутину. Оно вам надо? Поэтому не ограничивайтесь малым, дайте простор для воображения, в том числе композитору.)
"Внутрикадровая или диегетическая музыка, источник которой находится в самой игре. Ее слышит не только игрок, но и персонаж. "
Никогда не забуду:
За юность мы пьём
Прошлым дням наш почёт!
Скоро век произвола совсем истечёт!
Побьём братьев Бури
Землю нашу вернём,
Защищать край родной
Будем мы день за днём!
Сдохни Ульфрик изменник лихой
Как ты сгинешь, так будет у нас пир горой!
Мы скайримские дети
Битва нам словно мать!
Нас Ангаард ждёт светлый
Каждый рад жизнь отдать!
Но прежде очистим мы отчизну свою!
Не уступим мы наших надежд воронью!