на главную
об игре

От эксперимента до глобального хита: История серии Monster Hunter

В следующем году выйдет Monster Hunter: Wild — новая часть невероятно популярной в Японии серии игр об охоте на огромных чудовищ. В других странах она долгое время не могла похвастаться такой же известностью, как на родине, но это не помешало ей оставить яркий след в истории игровой индустрии.

Monster Hunter - вторая по продажам франшиза компании Capcom. Она успешнее, чем Street Fighter, больше, чем Devil May Cry, и больше, чем Mega Man. Однако можно утверждать, что у Monster Hunter был нелегкий путь к монументальному успеху Monster Hunter: World в 2017 году - во всяком случае, с точки зрения мирового признания.

Как же серии удалось достичь тех высот, которые она занимает сейчас? Все началось с появления онлайновых консольных игр.

Monster Hunter

Когда в 2004 году Sony выпустила сетевой адаптер для PlayStation 2, Capcom взялась за разработку экспериментальных онлайновых игр для этой новой инфраструктуры. Одним из плодов этих усилий стал Monster Hunter - экшен от третьего лица, в котором вы можете объединиться с друзьями, чтобы уничтожить гигантских монстров. Вдохновленный такими играми, как знаменитая Phantasy Star Online от Sega, Monster Hunter уже в самом начале создал свой фирменный геймплейный цикл. Собираем, создаем, охотимся, повторяем.

Однако после релиза Monster Hunter получила не самые приятные отзывы, критики даже называли ее "живым ископаемым". Достаточно сказать, что игра не стала хитом продаж. Тем не менее Capcom продолжила разработку Monster Hunter G, добавив новые подвиды монстров, увеличив количество комплектов брони и, что особенно важно, оружия. Monster Hunter G так и не вышла на Западе, зато вышло ее расширение - Monster Hunter Freedom для PSP.

Monster Hunter нашла свою аудиторию на PSP в стране цветущей сакуры, а ее совместная игра стала невероятно популярной на рынке, который был (и остается) совершенно очарован портативными игровыми консолями. Именно для этого рынка Capcom и начала работу над вторым поколением Monster Hunter.

Monster Hunter 2

Monster Hunter 2 дебютировала в 2006 году на PlayStation 2 в качестве релиза только для Японии, добавив такие ключевые особенности, как обновляемая броня, "навыки с драгоценными камнями" и ставшее уже культовым оружие - длинный меч, копье, рог и лук. Однако именно в этот момент серия начала переходить с консолей на портативные устройства, что, возможно, превратит ее в того гиганта, которого мы знаем сегодня.

После того как Monster Hunter в Японии стал набирать обороты, было заказано еще одно расширение для PSP, и в 2007 году Monster Hunter Freedom 2 вышла по всему миру. Эта игра положила начало культовому статусу Monster Hunter на Западе, многие впервые познакомились с франшизой именно в Monster Hunter Freedom 2. Год спустя вышла Monster Hunter Freedom Unite, которая добавила эндшпиль G-Rank для опытных игроков, а также множество новых монстров и, впервые, загружаемые квесты. Monster Hunter Freedom Unite разошлась тиражом 3,8 миллиона копий по всему миру.

Когда новое поколение домашних консолей было в самом разгаре, франшиза Capcom по уничтожению чудовищ оказалась в странном положении: слабые продажи Monster Hunter Frontier и проблемы японских разработчиков с запутанной архитектурой PlayStation 3 привели к тому, что следующее поколение Monster Hunter должно было выйти на Nintendo Wii - не самой технически продвинутой системе на рынке, но уж точно самой продаваемой. На этот раз и Capcom, и Nintendo стремились представить игру как "хардкорный" релиз для Wii, что означало довольно любопытную маркетинговую кампанию на Западе.

Monster Hunter Tri, вышедшая в 2010 году в комплекте с контроллером Wii Classic и приставкой Wii Speak (голосовой чат), хотела произвести фурор, предложив совершенно новый вид охоты под водой, новое оружие и новые разнообразные области для исследования. Любопытно, что в то время как в Европе и Америке онлайн-игра была бесплатной, японский релиз Monster Hunter Tri требовал ежемесячной платы за охоту по сети. Хотя Tri удалось найти свою нишевую аудиторию на Западе, она все еще оставалась не такой популярной, поскольку ее расширение, Monster Hunter Portable 3rd, вышло только в Японии всего год спустя.

Monster Hunter 3 Ultimate

В 2011 году Monster Hunter 3G вышла для 3DS, а через два года, в начале 2013 года, состоялся полноценный онлайн-релиз для Wii U и 3DS. Выпущенная на Западе под названием Monster Hunter 3 Ultimate, эта игра имела в своем рукаве множество трюков, чтобы сгладить некоторые моменты, на которых зацикливались геймеры. С появлением кнопки захвата цели геймерам стало проще играть на портативных версиях игры, а на 3DS и Wii U появился сервис переноса сохранений, позволяющий забрать своего персонажа из каждой версии и взять его с собой в дорогу. В игру были добавлены новые монстры и зоны, а также оружие, которого не было в оригинальной версии Tri.

Monster Hunter 3 Ultimate начала вызывать неподдельный голод по Monster Hunter на Западе; онлайн-сервисы и встроенный микрофон Wii U сделали сетевую игру очень плавной и не заставили геймеров полагаться на локальную игру, чтобы объединиться с друзьями, в отличие от своих портативных собратьев. С появлением новых квестов, подвидов и дополнительной глубины за счет модификации брони с помощью драгоценных камней, аспект кастомизации Monster Hunter стал еще более глубоким, итерируясь и развиваясь с каждым выпуском.

После успеха Monster Hunter на Wii, 3DS и Wii U компания Nintendo стремилась отхватить больший кусок портативного пирога, чтобы пополнить линейку игр для 3DS. Именно в это время появились слухи о том, что следующая игра серии Monster Hunter не выйдет на PlayStation Vita от Sony, поскольку Capcom подписала с Nintendo договор об эксклюзивности, который будет действовать в течение трех лет. Хотя официально эти слухи так и не подтвердились, сейчас они выглядят вполне обоснованными - с 2013 по 2017 год Monster Hunter полностью отсутствовала на системах Sony.

Monster Hunter 4 Ultimate

Monster Hunter 4 вышла в конце 2013 года в качестве японского эксклюзива для 3DS и отличалась большей вертикальностью окружения и геймплея, а также большим вниманием к сюжетному наполнению одиночной кампании и полноценной сетевой функциональностью. В конце 2014 года в Японии и в начале 2015 года в Европе вышло расширение: Monster Hunter 4 Ultimate вышла вместе с "новой" Nintendo 3DS, с полной поддержкой второго аналогового "нуба" консоли. В ней также появилось больше монстров и режим G-Rank. Критики были на высоте: Monster Hunter 4 Ultimate получила достойную оценку на Metacritic - 86 баллов, а также стала самой продаваемой игрой серии за пределами Японии на момент выхода.

После того как формула Monster Hunter 4 устоялась, Capcom решила заняться разработкой набора движений и стиля каждого оружия, добавив в следующий выпуск яркие завершающие приемы. В конце 2015 года Monster Hunter Generations дебютировала в Японии под названием Monster Hunter X (Cross), а в 2016 году, когда фанаты стали требовать западного релиза, игра была локализована для Запада. В игре, включающей 72 различных стиля охоты и наполненной локациями, картами и активами из богатой истории серии, было 93 уникальных монстра, и ее часто рассматривали как одну из самых лучших частей серии.

Примерно в это же время Capcom предприняла попытку расширить привлекательность серии, выпустив спин-офф Monster Hunter Stories, который придерживался более традиционного подхода к JRPG и в итоге попал на запад в 2017 году после своего первоначального японского запуска годом ранее. Несмотря на смену подхода, игра пришлась по душе фанатам.

Monster Hunter: World

Когда период эксклюзивности Nintendo подошел к концу, Capcom, похоже, захотела вывести Monster Hunter на новый уровень. Хотя серия пользовалась невероятным успехом на аппаратах Nintendo, было ясно, что, игнорируя ПК, и консоли Sony и Microsoft, Capcom упускает большой кусок потенциального дохода. Требовалась игра нового поколения. Monster Hunter: World использовала мощь ПК, PlayStation 4 и Xbox One, будучи представленной на E3 в 2017 году. Ярко выраженная смена цветовой палитры, акцент на рукопашную и различные изменения "качества жизни" в основном геймплее поначалу вызвали скепсис у давних поклонников, но благодаря удалению экранов загрузки на больших участках и кардинально улучшенному визуальному оформлению Monster Hunter: World поразила воображение - она разошлась тиражом более 25 миллионов копий по всему миру и стала самой продаваемой игрой Capcom за всю историю компании. "Monster Hunter: World - это лучшая часть франшизы на сегодняшний день", - можно было увидеть в обзорах тех лет. "Переход на PS4 пошел ей только на пользу: потрясающие визуальные эффекты и окружение, в котором так и хочется заблудиться. Яркие и захватывающие бои станут причиной многочисленных разговоров в кругу друзей, а значительно улучшенные сетевые возможности позволят вам без труда найти помощь". Вслед за этим Capcom выпустила расширение Monster Hunter World: Iceborne в 2019 году, которое разошлось внушительным тиражом в 7,2 миллиона копий. "Iceborne - это поистине монструозное расширение. Capcom превзошла все ожидания, создав дополнительное приключение, которое вдохнуло в Monster Hunter World потрясающую новую жизнь и установило новую планку для серии в плане чистого качества. Iceborne - это Monster Hunter в своем лучшем проявлении".

Monster Hunter Generations

Однако на этом история не заканчивается. В 2017 году Monster Hunter Generations породила очередное расширение для 3DS в Японии - Monster Hunter XX, которое осталось эксклюзивом для этого региона. В августе 2017 года японские игроки получили обновленную версию этой игры для недавно вышедшей Nintendo Switch, которая вышла на западе под названием Monster Hunter Generations Ultimate.

С выходом Monster Hunter: World и Monster Hunter Generations Ultimate вышли так близко друг к другу, что, казалось, будущее серии будет зависеть от того, насколько удачным окажется каждый из "стилей". Масштабный коммерческий успех World мог заставить поверить, что Capcom будет следовать этому шаблону и дальше, но анонс Monster Hunter Rise для Nintendo Switch в 2020 году поставил крест на этих опасениях. Capcom не собиралась отказываться от огромного числа поклонников портативных игр в родной Японии - тех самых, которые привели серию к успеху в эпоху PSP и 3DS.

Monster Hunter Rise

После оглушительного успеха World трудно было представить, что Capcom сможет повторить подобный успех. И хотя Rise ни в коем случае не была такой же успешной, как World, количество проданных игр было астрономическим по сравнению с предыдущими частями.

Игра стала возвращением к форме предыдущих игр после World, в ней появились легко находимые монстры, способствующие быстрой охоте. Также в игре появились проволочные жуки, значительно улучшающие передвижение по миру, и, как всегда, множество загадочных монстров.

Спустя год после выхода ПК-версии Sunbreak стала эквивалентом расширения World's Iceborne для Rise. Оно добавило возможность менять навыки Wirebug в середине боя, новые области (включая возвращение Джунглей) и несколько действительно вдохновляющих новых монстров.

Вместе с Rise в 2021 году вышла и Monster Hunter Stories 2: Wings of Ruin - новая попытка Capcom развить и расширить франшизу в направлении JRPG.

К слову, в конце 2020 года вышел голливудский боевик "Охотник на монстров", снятый режиссером Полом У. С. Андерсоном, с Миллой Йовович, Тони Джаа и Роном Перлманом в главных ролях. Однако еще больше драмы разразилось, когда фильм был запущен в Китае, на одном из ключевых рынков. В сцене с участием азиатско-американского актера Джина Ау-Юнга была странная шутка про колени, в результате чего фильм был снят с проката в китайских кинотеатрах, а премьера отменена. И режиссер, и актер принесли извинения, но в итоге "Охотник на монстров" провалился в прокате.

Monster Hunter Now

В 2023 году свет увидела мобильная игра с дополненной реальностью Monster Hunter Now. В ней игроки охотятся на монстров, посещая реальные локации. Во многом это версия Pokémon Go от Capcom, что неудивительно, ведь обе игры выходят от одного и того же разработчика, компании Niantic.

Monster Hunter Wilds

Monster Hunter Wilds - это следующая большая часть франшизы. Она была представлена на церемонии 2023 Game Awards и, как ожидается, выйдет в 2025 году на PlayStation 5, Xbox Series X|S и PC. Игра должна стать преемником Monster Hunter World и совсем скоро мы узнаем еще больше подробностей про неё

Если не принимать во внимание неудачные киноадаптации, Monster Hunter, пожалуй, никогда не был так популярен, а с предстоящим выходом совершенно новой игры у эпопеи Capcom большое будущее.

Комментарии: 9
Ваш комментарий

Люблю эту серию игр, приятно провести время, геймплей не даёт заскучать, особенно когда в охоте, с каждым побеждённым монстром открывается что-то новое)
Фаталис топ!

3

Мне дали World при покупке видеокарты, в подарок. Красивая игрушка, но геймплей я не понял. Попробовал разными пухами. Всё одно - странно как то. Так и не осилил. Очень специфическая игрушка, типично по-азиатски сделанная.

3

World нереально крут, свыше 2к часов, Rise же уже скучноват.

2

Я в World долго зависал, а вот Rise кок-то не та затягивал, быстро забросил и вернулся в World.

0

Лучшая серия игр, играю с 2007, нет ничего подобного и не будет, рад что к разработке пришел фанат и в итоге развивает игру (ворлд и вилд) в том же направлении в котором его вижу я

0

жаль 4 на пк не заглянула - я думаю она бы все чарты рвала в прах.

-1

Более 10 лет ждал выхода игры на ПК,чтобы поиграть по сетке с другими людьми,т.к. друзей с ПСП было мало,а фанатов МХ...
В итоге,когда наконец дождался выход Ворлд на компик прошел его соло,мультиплеер как-то не оценил,мб я сам изменился.
Зато потом качнул ХХ на эмулятор и наиграл побольше ворлда,а потом рофлил с рандомами в гильд квестах и помогал новичкам с Акантором и Фатой :D

Серия топ,но в неё высокий порог вхождения всегда был,в Ворлде И Райзе наконец для западных нубиков упростили залёт :)

-1

Очень сложная в освоении игра, начинал демки современных игр - интерфейс сложный, перегруженный, внятных объяснений нет, какой-то сбор трав и мусора - весьма спорно, что это вторая по продаваемости франшиза Капкомов. Только если вторая "с конца".

-2
От эксперимента

ДО экскремента

-8