Вы когда-нибудь мечтали стать директором настоящей тюрьмы? Построить собственное учреждение строго режима по моральному и физическому очищению населения от плохих, по их мнению, людей? Постоянно держать руку на пульсе, контролируя множество процессов, связанных с особо опасными преступниками. Тогда у вас появился отличный шанс вместе с новым симулятором Prison Architect от известной в узких кругах британской студии Introversion Software (DEFCON, Uplink и Darwinia) и небольшого издательства Double Eleven. Совсем недавно он перебрался с PC на консоли нового поколения и уже чувствует там себя уже там вполне хорошо.
Что вам предстоит делать? Много чего: проектировать и строить тюремные блоки, заботиться о нуждах заключённых и тщательно проверять, чтобы даже самые мелкие механизмы, вроде подачи электроэнергии и горячей воды в камеры, были заранее смазаны и не смогли бы дать какой-либо сбой, ведущий к кровавому бунту. Бунту страшному и беспощадному: с кучей трупов, переполненными больничными отсеками и весёлыми зэками, убивающими налево и направо. Поэтому на первых порах не стоит проходить мимо длительной обучающей кампании, которая во всех подробностях поведает вам обо всех ключевых особенностях местного игрового процесса и покажет несколько поучительных историй из жизни убийц, наркоманов и членов мафиозных кланов, оказавшихся именно в вашей тюрьме. Жаль только при повторном заходе все без из исключения заранее записанные сцены нельзя никак пропустить, теряя тем самым драгоценное время.
Дальше же вам в руки дают полный карт-бланш и отпускают в вольное плавание. Можно проектировать и строить собственные тюрьмы, делиться ими с другими игроками или же, наоборот, скачивать чужие творения и пытаться навести там собственные порядки. Но зачастую начинается всё с чистого листа, а под рукой оказывается лишь большой пустырь и нескольких вольных рабочих, готовых обустроить ваше первое заведение. Причём при закладке фундамента надо сразу же распланировать весь доступный бюджет на несколько виртуальных дней вперёд, учитывая все возможные непредвиденные обстоятельства.
На старте количество денег, к сожалению, весьма ограниченно, поэтому особо разгуляться и пошиковать на бюджетные средства не получится. Хороший же начальник до приезда первой партии заключённых должен успеть обустроить, хотя бы одну небольшую тюрьму с минимальной инфраструктурой — тремя-четырьмя камерами, кухней, общей душевой и большой столовой. Во время планировки лучше всего не торопиться, правильно распределить основные силы и не брезговать кнопкой паузы, чтобы вовремя заметить какие-то недостатки при проектировании.
Со временем ваша тюрьма сможет расшириться за счёт новых арестантов и специальных помещений, удовлетворяющих их потребности. Комнаты для отдыха и посетителей, классы коррекции и прогулочные дворики — на всё это нужно деньги, которые не так-то просто достать. Первый стабильный доход вам приносят сами арестанты, ведь все они делятся на несколько отдельных типов, на содержание которых ежедневно выплачивается определённая сумма государственных средств. Потом к нему подключаются ещё и отдельные гранты, возможность производить собственную продукцию (вроде номеров для машин) и продавать акции надёжным инвесторам.
Полученные средства уходят не только на строительство новых зданий, но и содержание большого персонала, состоящего из людей абсолютно разной профессии: от обычных поваров до бухгалтеров и садовников, ухаживающих за небольшим садиком около главного офиса администрации. Все они выполняют какие-то определённые функции, а вы настраиваете их распорядок дня и другие, не менее важные для микроменеджмента вещи (например, путь, по которому будут ходить охранники, патрулируя определённую территорию). Поначалу затеряться среди всех представленных возможностей и отчётностей не так-то трудно, но чуть позднее к общей системе макроуправления не только привыкаешь, но и с головой погружаешься во все её аспекты.
Можно в любой момент просмотреть досье какого-нибудь заключённого или покопаться в финансовой аналитике о доходах и расходах за определённый период времени. Более того, никто вам не запретит начать обыск в камерах или вызвать тяжёлую кавалерию с дубинками и автоматами, если что-то пойдёт не так. Многие игровые элементы завязаны на внутреннем древе развития, поэтому о тех же классах коррекции или помещениях для посетителей можно забыть, если у вас не активирована данная функция.
В общем-то, через какое-то время приходит простое понимание того, что построение стен в Prison Architect не самая большая головная боль, хотя большая часть строительства и занимает совсем немало времени. В мгновении ока ничего не возводится, а рабочим нужно несколько секунд, чтобы перетащить какие-то предметы (столы, стулья, кровати и многое другое) со склада в нужное место. Да и отдохнуть они совсем не прочь.
Не подвёл и общий художественный стиль игры, сочетающий в себе и неповторимую мультипликационную графику, и карикатурную жестокость с горой трупов, кровью и неприкрытой жёсткостью. Маленькие человечки страдают лишь от нескольких недостатков — малого количества полигонов при слишком уж близком рассмотрении, слабой анимации и отсутствия некоторых средств выразительности. Но к такому мелкому списку огрехов довольно быстро привыкаешь, ведь большую часть времени вы их попросту не будете замечать, проводя всё своё время за просмотром владений с высоты птичьего полёта. Музыкального сопровождения у игры, как такового нет, а то, что успевает коротко сыграть из колонок, и так неплохо справляется со своей главной функцией. К переводу, выполненному самими разработчиками у нас серьёзных претензий нет, всё вполне понятно, хотя и не станем отрицать, что встретятся на вашем пути и какие-то серьёзные орфографические или пунктуационные ошибки.
И напоследок, стоит поговорить об одной из ключевых причин, почему на консолях так редко можно увидеть собратьев данной игры — управлении. У Prison Architect с этим параметром все в порядке: интерфейс не перегружен лишними деталями, а основные пункты меню (строительство, подписание новых указов и многое другое) довольно легко вызвать, нажав какую-то определённую кнопку на геймпаде. Перемещаться по карте и масштабировать окружение тоже не так трудно, лишь расстраивает слишком уж мелкий шрифт некоторых параметров.
Prison Architect — одна из лучших стратегий за последние несколько лет и прекрасный образец для своего жанра. Ей с первых же минут знакомства удаётся завлечь в свои сети и уже не отпускать ближайшие несколько часов, а то и недель или месяцев. За несложным названием скрывается настоящий клад для любителей виртуальных симуляторов: оригинальная и необычная вселенная, непростой и очень увлекательный игровой процесс, приятная, хоть и немного упрощённая графика, и тонкая психологическая игра, которая постоянно ставит вас в тупик с моральной точки зрения. Симулятор тюрьмы, которому всегда будут рады на любых доступных платформах, в том числе и современных консолях.
Обзор написан по цифровой версии игры для PlayStation 4, предоставленной редакции разработчиками. Все скриншоты, представленные в материале, сделаны напрямую с указанной системы.
Видок в игрі не очень