Shenmue 2 вышла в эпоху перемен, в сентябре 2001 года. PlayStation 2 стала самой популярной консолью в мире, а релиз первого Xbox должен был вот-вот состояться. Что же до SEGA, то её песенка на консольном рынке давно была спета.
В марте 2001 года компания прекратила производство Sega Dreamcast, но пообещала выпустить большую часть игр, находящихся на тот момент в разработке. SEGA несла убытки, и бороться за консольной рынок было бесполезно, ведь до банкротства оставался один неверный шаг. Так что Shenmue 2 вышел если не на мертвую консоль (последняя игра была выпущена в 2007), то уже на безнадёжно обречённую.
Три главы
В предыдущей игре Рё находит друзей в лице мастера боевых искусств Чена и его сына Гуичжана. Так как злодей Лан Ди, убивший отца главного героя, уплыл в Гонконг, то Рё срочно нужно найти корабль и отправиться в погоню. Мастер Чен помогает достать билет и рекомендует обратиться за помощью к Лишао Тао, своему старому другу в Гонконге.
Shenmue — это первая глава саги. Shenmue 2 охватывает повествование с 3 по 5 главу. Тогда куда же пропала вторая глава? Всё просто — её выкинули, потому что она сильно тормозила сюжет. Ю Судзуки рассказывал, что для второй главы был полностью готов сценарий и несколько помещений корабля, но всё решили пустить под нож. По сюжету, Рё встретил на судне бандита Чая, с которым игроки уже знакомы по Shenmue. Плохая идея, начинать игру с невзрачного суденышка, и заставлять драться с самым раздражающим противником первой части. События второй главы позже были пересказаны в официальном мини-комиксе.
В Гонконге сюжет стремительно набирает обороты. Рё снова ввязывается в неприятности, у него ворует вещи, после чего он вступает в конфликт с местными бандами. Вскоре выясняется, что мастер Лишао Тао — молодая и прекрасная женщина, а помочь герою сможет таинственный Юанда Чжу — еще один мастер боевых искусств и друг Ивао, отца Рё.
Улицы старого Гонконга
Гонконг 80-х — город контрастов. Строгий колониальный стиль здесь перемешан с оживленными китайскими рынками и величественными небоскребами. На первом и втором дисках игрока знакомят с двумя районами Гонконга — портовым Абердином и торговым Ваньчаем. Рё впервые выбрался за пределы Японии, поэтому в Гонконге он турист, многое для него чуждо. В таком же положении оказывается и игрок, ведь после маленьких улочек камерной Йокосуки очень трудно сориентироваться в запутанных торговых кварталах Гонконга.
Восточные мудрости
Ю Судзуки стал одним из первых геймдизайнеров, который использовал функцию Safe Transfer. Если на карте памяти есть сохранение от пройденной первой части, то все изученные приемы, накопленные деньги и коллекция фигурок без потерь перейдут в Shenmue 2. Увы, в начале игры багаж Рё воруют вместе с деньгами и собранными предметами. Коллекцию предметов позже вернут, однако с накопленными деньгами придется распрощаться.
Сначала кажется, будто в плане геймплея Shenmue 2 почти не отличается от своего предшественника, но это впечатление обманчиво — продолжение получилось разнообразным и богатым на нововведения. Исправлена главная ошибка первой части — затянутость. Уже в самом начале события будут развиваться с бешеной скоростью, не давая игроку заскучать.
Если первая часть — это спокойная прогулка с редкими драками, то продолжение — бодрое приключение с нотками гонконгского боевика. Камера в сражениях по-прежнему капризна, но на этот недостаток быстро закрываешь глаза из-за улучшенной боевой системы. Благодаря технологии motion capture, рядовые бои выглядят зрелищно, а размах происходящих событий (особенно на третьем диске) сравним с лучшими картинами Джона Ву или Джеки Чана.
К мини-играм из первого Shenmue добавились: арм-рестлинг, традиционные китайские азартные игры, подпольные бои и две классические игры от Ю Судзуки — Out Run и After Burner.
После Йокосуки в Гонконге легко можно заблудиться. Только на первом диске количество доступных локаций увеличилось с 6 до 20. В Коулуне многие дома полностью доступны для исследования, а комнаты в многоэтажках процедурно генерируются. В них нет ничего полезного, но приятно, когда в игре разрешают открыть почти что любую дверь. Нет ощущения, что здание — это коробка с текстурой, в которую нельзя попасть.
На полное изучение всех лавочек и беседы с NPC уйдет не один час. Даже если изучить каждый закоулок, то всё равно останется какая-нибудь незначительная мелочь, на которую игрок не обратит внимание. Так, например, я не знал о существовании нескольких секретных сценок и необычном подобии симулятора свиданий.
Фангмэй - четырнадцатилетняя помощница Сю-Ин (настоящее имя Лишао Тао). Каждое утро она выполняет функцию «будильника»: приходит к Рё, поднимает его с кровати и отправляет на работу в храм. На первый взгляд, обычный NPC. Однако при повторном прохождении я обнаружил, что Фангмэй задает игроку множество вопросов: про Японию, мечты, любимую еду, погоду. Из-за неправильного ответа она может обидеться и не разговаривать с Рё целый день! И ладно бы герой сказал что-то обидное, так даже сравнение с милым котенком из первой части игры приведет её в бешенство.
К счастью, завоевать чувства Фангмэй довольно легко. Со временем она начнёт называть Рё по имени, её можно будет спасти из передряги с бандитами и даже сделать подарок на день рождения (о дате расскажет её подруга). Если проследить за ежедневным распорядком дня Фангмэй, то можно заметить, как она засматривается на красивую, но дорогую заколку. Её и надо купить, торжественно вручив на праздник. Перед отъездом в Коулун девочка не только расплачется, но и признается Рё в любви.
И нигде об этом квесте (кроме гайдов, разумеется) не говорится. Игрок сам должен его найти и всё выяснить. Жаль, что наш герой совсем не замечает женских чувств и относится к прекрасным особам с равнодушием. Не до женщин ему, ведь месть за отца — первоочередная цель.
Можно взять другой яркий пример: по пути до отеля игрок наткнется на хозяина лавки, у которого не получается повесить вывеску. Сценка не обязательна для прохождения, однако есть какое-то удовольствие в том, чтобы лично повесить вывеску, позже проходить мимо неё и вспоминать это событие. Самое забавное, что вывеску можно повесить криво.
В игре нет диалогового кольца, разных вариантов ответа или прочих вещей, привычных для сегодняшних игр с открытым миром. Всё зависит только от внимательности, частых бесед и желания совершать маленькие подвиги. Хочется верить, что Ю Судзуки не забудет про это в Shenmue 3. Именно за такие едва заметные мелочи мы и любим серию.
Shenmue 2, пожалуй, ещё и самая «восточная» игра с открытым миром, в которую мне доводилось сыграть. Если не считать напряженные бои на третьем диске, здесь настолько умиротворяющая атмосфера, что невольно начнешь ощущать себя странствующим путешественником в поисках восточных тайн. То игрок ловит листья пальцами, познавая азы сосредоточенности и терпения, то изучает китайские мудрости у различных мастеров.
Для полного погружения в атмосферу Китая не хватает только манджонга, бровастых шаолиньских монахов и петушиных боев. Последнее, правда, не очень-то и нужно (да и есть в Sleeping Dogs), ведь Судзуки добавил самую необычную мини-игру из когда-либо созданных — подпольные утиные гонки.
Потерянные возможности
Судзуки считал, что продолжение должно быть динамичнее, поэтому из игры выкинули некоторые геймплейные механики первой части. Например, пропала возможность звонить по телефону и слушать портативный плеер, почти исчезли упомянутые в прошлой статье «исследовательские локации».
Теперь Рё может говорить далеко не со всеми прохожими, а фиксированный распорядок дня остался только у выборочных персонажей. С другой стороны, последнее решение — вряд ли недостаток. Непонятно, как разработчики прописали бы распорядок дня и персональные локации у почти тысячи персонажей с разной внешностью. Судзуки не стал ломать голову и качественно проработал лишь три сотни NPC.
Если раньше приходилось трястись за каждую монету, то в Shenmue 2 заработать кучу денег проще простого. Зачем таскать ящики или работать дилером в игорном заведении? Достаточно иметь в кармане сто долларов, предварительно сохраниться и сыграть в порту в азартные игры, сделав максимальную ставку. После выигрыша снова сохраниться и повторить процедуру. С такой тактикой за пару часов можно заработать несколько тысяч долларов, тем самым полностью уничтожив всякий смысл работы в игре. Такой суммы с лихвой хватит на все коллекционные предметы, свитки и прочие мелкие траты.
Появилось два новых вида QTE: быстрые и комбинированные. Последние раздражают своим количеством и требуют от игрока молниеносной реакции. Пример: игрок в одном шаге от победы, но босс решил провести напоследок мощный удар. На экране появилось QTE, игрок замешкался и нажал не на ту кнопку. Всё, бой начинается с самого начала. Судзуки хотел сделать бои насыщенными, заставить игроков быть внимательными, но с рестартом длинного боя из-за одной ошибки в QTE он явно перегнул палку.
Китайская глубинка
Отдельно стоит рассказать о четвёртом диске, который переворачивает всё представление о Shenmuе 2 и серии в целом. Ю Судзуки можно считать еще и создателем специфического игрового жанра «симулятор ходьбы». Ведь именно этим и будет заниматься Рё, отправившись на материковый Китай в провинцию Гуйлинь.
По пути главный герой знакомится с девушкой Шенхуа, которая решает проводить его до деревни Байлу. Три часа игрок будет гулять вдоль красивых рек и горных долин, попутно общаясь с Шенхуа на различные темы. Каждая локация здесь уникальна и неповторима, а пейзажи выглядят убедительно даже спустя 16 лет. Четвёртый диск — это награда, долгожданный отдых после череды сложных битв и QTE.
Концовка оставляет много вопросов, но из неё становится понятно, что встреча Рё и Шенхуа была предначертана, а каменные зеркала — могущественные артефакты.
Shenmue 2 — образцовое продолжение. Пускай игра и лишилась некоторых интересных механик первой части, но в тоже время она серьезно доработала старые идеи. Наглядный образец отличного приключения.
Игра неплохо продалась в Европе и Японии, но обе части так и не смогли преодолеть планку в два миллиона копий. Microsoft позже выкупила эксклюзивные права на выпуск Shenmue 2 в США для стартовой линейки Xbox. В этой версии добавили английскую озвучку, улучшили дистанцию прорисовки, освещение и сглаживание. Классический Out Run зачем-то заменили новым Out Run 2.
От тишины до ликования
В 2004 году предпринималась смелая попытка воскресить бренд — Ю Судзуки анонсировал MMORPG Shenmue Online.
На разработку потратили 26 миллионов долларов. Для исследования были доступны Гонконг и Макао. Игрок мог вступать в различные фракции, строить собственный дом и изучать боевые искусства. Проект разрабатывался маленькими студиями в Южной Корее и Тайване в период с 2004 по 2006 год. В 2007 году разработка игры была отменена без объяснения причин.
CG трейлер Shenmue Online был интересен тем, что спойлерил возможные сюжетные события после Shenmue 2. Драконы и волшебство — это явно не то, за что мы любим серию.
В 2011 году Ю Судзуки открыл собственную компанию Ys Net. Геймдизайнер не прекращал взаимодействовать с SEGA и часто говорил, что с радостью принялся бы за разработку Shenmue 3, если бы у него появились финансы. Судзуки неоднократно предлагали пойти на Kickstarter. Например, тот же Кейдзи Инафуне (создатель Mega Man, Onimusha и Dead Rising), известный в последние годы за неудачную игру Mighty No. 9 и провальную краудфандинговую компанию на Red Ash: The Indelible Legend.
Ну а дальше произошло то, чего фанаты ждали многие годы.
E3 2015. За сутки до анонса прошёл слух, будто на конференции Sony анонсируют Final Fantasy VII Remake, The Last Guardian и Shenmue 3. Конечно, в такие байки никто не поверил, звучало невероятно. В итоге недоумение сменилось ликованием. SEGA дала «зелёный свет» на разработку продолжения, а Sony обещала помочь с рекламой и раскруткой. Shenmue 3 ещё не вышла, но уже успела побить несколько рекордов Гиннесса и стала самой быстрофинансируемой игрой в истории краудфандинга.
Выход Shenmue 3 запланирован на декабрь 2017 — первый квартал 2018. На данный момент разработка вошла в финальную стадию.
Пока что информации мало, но Судзуки собирается показать игру в ближайшее время. События Shenmue 3 целиком будут происходить в китайской глубинке (три большие деревни и природа). Основной упор в третьей части будет сделан на диалоги и взаимоотношения Рё и Шенхуа. Также стоит ожидать появление Ниао Сун — одного из лидеров организации Чу Ю Мин, на которую работает злодей Лан Ди. Ниао была представлена ещё до выхода первой части, в нескольких технических демо.
Не за горами и возможный выход HD переиздания двух частей. В начале января европейское отделение SEGA зарегистрировало домены ShenmueRemastered.com и ShenmueHD.com. Если слухи не врут, то выход переиздания состоится уже в этом году. Отличный повод познакомиться с бессмертной классикой от Ю Судзуки.
Учитывая как течет сюжет в этих играх финал мы бы увидели где-то к Shenmue 100.
EvgenOne в игре 16 глав должно быть первая и вторая часть 4 (одну не стали делать действие на корабле) жду ремастеры третью часть жду 15 лет игра до сих пор отличнейшая и до сих пор ее некто не переплюнул!!!! (Якудза похожа но не то)
Алексей Секретов Якудза не только похожа, ее делает тажа студия что и шенму.
EvgenOne а вот и нет, am2 делала Shenmue , а якудзу другие делают
Алексей Секретов Нет
Приставки dreamcast в графе платформы нет, так и с другими играми которые выходили на этой платформе! playground может и огорчить!
если Судзуки обосрется с третьей, я ему не прощу
Ilyas340 тут согласен, может он ее сделать хуже, бюджет то маленький, сделает коридорную и все