Сюрприз!
Скажите честно, вы когда-нибудь слышали об Elemental Games? Нет? Я не удивлён. Быть может, вы даже никогда не слышали о "Космических Рейнджерах"? Тоже нет? Я так и знал. А теперь ещё раз посмотрите на название игры и имя разработчика и запомните его хорошенько, ибо эти люди сумели сделать шедевр, умудрившись до самого последнего дня держать его “шедевральность” в тайне.
Иногда жизнь преподносит нам сюрпризы и вместо бездарности на тонких ножках и бледным лицом, мы получаем настоящее произведение искусства, с тонко выверенным балансом, гениальной продуманностью игровой вселенной и потрясающими ролевыми элементами. Все эти слова – о "Космических Рейнджерах".
Каноны жанра
О сюжете игры можно сказать, что он не оригинален, но проверен временем. В 3000-oм году всё складывалось как нельзя лучше: между пятью галактическими цивилизациями наступил долгожданный мир. Но беда, как и положено, появилась в самый неожиданный момент: на Галактику напали неведомые создания – клисаны. Они не идут на переговоры, не слушают угроз, захватывая систему за системой: в отчаянии новообразованный Галактический Совет решает создать подразделение "вольных охотников" - рейнджеров. Им дают право на беспошлинную торговлю и заработок любыми способами. Их просят лишь об одном: защитите нашу Галактику. Как и положено, вы – один из них.
Лицо рейнджера
Начнём с основы основ: создания персонажа. Нет, вам не дадут собственноручно распределять каждый параметр, но представленных комбинаций более чем достаточно: вы можете выбрать из пяти рас. От вашего нелёгкого выбора зависит не только портрет, но и стартовая планета, отношения других рас, количество начальных капиталов и степень "оборудованности" корабля. Подробнее о расах:
Гаальцы: Мудрецы и аскеты, философы и технократы. Во всех отношениях приятная раса, которая, к тому же, чрезвычайно развита технологически. Если вы ищете новейшие технологии – непременно загляните к гаальцам. У них точно есть.
Фэяне: Представители интеллигенции, в детстве всем скопом прогуливали физкультуру. Местные дистрофики, однако, очень умны, по развитости технологий почти не отстают от гаальцев. Раньше воевали с малоками, поэтому теперь не очень-то их жалуют.
Люди: Середина, пусть и не золотая: весьма умны, сильны, средне развиты технологически. Уважают фэян за интеллект.
Пеленги: Хитрые и нагловатые, на их планетах нет запрещённых товаров. Уважают пиратов. Слабо развиты технологически, но шпионят у феян, поэтому держатся на пристойном уровне.
Малоки: Глуповатые громилы, на их планетах процветает культ силы. Они не понимают искусства, предел их мастеров – изготовление табуреток. Покупают технологии у пеленгов. Их корабли медлительны, но мощны.
Также вы можете выбрать одну из трёх видов профессий для своего альтер-эго: воин, торговец, пират. В сочетании с расами, комбинаций получается вполне достаточно. Но ничто не мешает вам исправить свой характер во время игры: торговец может стать пиратом и наоборот. Мир "Рейнджеров" строго следит за вашими действиями, поражая продуманностью и гармоничностью. Об этом мы сейчас и поговорим.
…в далёкой Галактике
В "Космических Рейнджерах" (далее – КР) в вашем распоряжении – целая галактика. Количество звёздных систем в ней зашкаливает за сотню (среди них есть и наша родная система Солнце), в каждой системе – от одной до четырёх обитаемых планет, на каждой планете живёт отдельная раса (впрочем, бывают и исключения), на каждой планете своя система управления (республика, демократия, анархия, монархия) и экономики (аграрная, индустриальная, смешанная). Оценили масштаб? То ли ещё будет!
Каждая планета относится к игроку по-разному: отношения меняются от отличного до враждебного. Если планета относится к вам отлично – вы получите там скидку на товары, а в правительстве вам выдадут ответственное задание. Если же вы объявлены на планете в розыск, по прилёте вас упекут в кутузку на срок до 3-х месяцев.
Естественно, некоторые планеты изначально относятся к игроку хорошо, а другие – не очень. Но это можно легко исправить. Хотите, чтобы вас возненавидели? Занимайтесь контрабандой, грабьте мирные суда… В то же время, даже самое плохое отношение можно исправить активной помощью в общем деле: уничтожению зелёных человечков.
Стоит также упомянуть, что звёздная карта в КР каждый раз генерируется заново. Причём, меняется не только расположение систем и планет, но именно генерируется уникальный мир: меняется интенсивность атак клисанов, количество пиратов и рейнджеров, скорость развития науки... Согласитесь, такое нечасто можно увидеть.
Роль, отведённая вам в этом мире весьма велика. Вы влияете практически на всё: от количества клисан до экономики! Вы запросто можете поубивать всех компьютерных рейнджеров, и остаться единственным и неповторимым Дунканом Мак'Клаудом (но поговорка "один в поле не воин" действует и тут – в одиночку много не навоюешь). Вы можете скупить на планете всю технику и устроить там дефицит этого продукта. Вы можете уничтожать клисан, а можете не делать этого. Всё в ваших руках. Свобода действия в КР поражает и стремится отвоевать место под солнцем рядом с такими монстрами по этой части, как Black and White и даже Morrowind.
Но самой интересной особенностью КР является, пожалуй, искусственный интеллект, а вернее, его продуманность и возможность кооперации игрока с ним. Всё дело в том, что помимо вас в галактике существует до 45 рейнджеров различных рас и наклонностей. И они не управляются компьютером по заранее заданному алгоритму, они... занимаются тем же, чем и игрок! Компьютерный рейнджер точно также собирает бесхозные минералы в космосе, охотится на клисанов (если он воин), или грабит мирные суда (если он пират). Он ведёт торговлю между планетами, на вырученные деньги он закупает себе новое оборудование... у него даже может измениться наклонность: из злобного пирата он вполне может стать благородным воином. Один компьютерный рейнджер вполне может пойти работать на другого. Меняется даже настроение рейнджера: если вас грабит пират, и запрашивает сумму, которой у вас просто нет, вы, естественно, отказываетесь, упирая на отсутствие денег. Пират же, в зависимости от настроения, может отпустить вас с миром, а может и со злобой броситься добивать вас. "А вообще программировать AI – очень интересно. Радость от того, что ты сотворил целый виртуальный мир и населил его "разумными существами", просто не поддаётся описанию!" – говорит Дмитрий Гусаров, один из создателей игры.
Враг неведом
Скажем несколько слов и о злобных узурпаторах власти в галактике – клисанах. Эти ребята, в отличие от рейнджеров, особым интеллектом не блещут: атакуют всегда скопом, отступать не умеют, разговаривать – тоже. Зато они чрезвычайно плодовиты и агрессивны: стремятся захватить как можно больше систем, и начать там интенсивно размножаться. Ими руководит таинственный корабль-матка – Махпелла (в простонародье – Маша). Создать ментальный коммуникатор для выяснения её целей – один из вариантов окончания игры. По большому секрету скажу, что есть ещё несколько вариантов концовки. Их вы узнаете из самой игры, если будет обладать достаточным терпением, конечно.
Из убитых клисан выпадает протоплазма – продукт их разложения. Протоплазму нужно тщательно собирать, аккуратно упаковывать в целлофановые пакетики и отвозить в Центры Рейнджеров, которых бывает одинн - две на пять систем. Привезённая протоплазма изымается и...
Вот тут-то мы и подошли к ролевой составляющей игры. Сданная протоплазма конвертируется в очки опыта, которые можно распределять по пяти параметрам: точность (повышается вероятность нанесения максимального урона оружием), манёвренность (наносимый урон снижается), знание техники (экипировка ломается медленнее), обаяние (негативная реакция на вас у других рейнджеров и планет уменьшается, а позитивная – увеличивается) и лидерство (влияет на количество рейнджеров, которых вы можете нанять к себе на службу). Все эти параметры вы можете прокачать до пяти раз.
Чтобы отвлечься от пошагового убийства клисан в космосе, разработчики ввели в игру аркадные бои в гиперпространстве и чёрных дырах. Это здорово помогает расслабить опухшие извилины и потренировать реакцию. Также в чёрных дырах вы можете заработать уникальные и полезные артефакты. Впрочем, аркады можно избежать, если вы считаете себя выше бездумного месилова с беспрерывным стучанием по клавишам.
Деньги и способы их потратить
Деньги в КР зарабатываются торговлей. Тут всё соответствует правилам экономики: собрали на Земле обширный урожай винограда. Сделали из него много вина. Цены на вино-водочную продукцию, соответственно, упали. А тут появились вы и скупили её по демпинговой цене. А вот на соседнем Марсе наблюдается нехватка алкоголя (где ж его выращивать – сплошные горы) и спрос на него высок. Соответственно, вы летите, доверху нагруженный брагой и встречают вас на Марсе как героя. Ну и платят честно заработанные кредиты. Все довольны.
Деньги также можно зарабатывать, выполняя правительственные задания: патрулирование системы, доставка какого-нибудь предмета, заказное убийство особо опасного пирата, или... текстовой квест: их в КР насчитывается около 25, и все они чрезвычайно интересны, остроумны и помогают отвлечься от беспрерывных полётов в космосе. Много приятных часов гарантировано!
Ну а куда же девать накопленные сбережения? Конечно же, апгрейдить свой корабль! Вариантов для улучшения чрезвычайно много: в игре есть множество различных двигателей, корпусов, топливных баков, сканеров, радаров... всего не перечесть. Плюс к тому, все они изготовляются разными расами и имеют различное качество и вес. У всех рас различные предметы появляются в различное время (в основном, изобретают малоки и феяне, а остальные – как нашпионят, так и начнут производить). Подбирать предметы по соотношению ценакачествовес очень трудно, но зато весьма интересно. Плюс, не стоит забывать, что любой предмет можно улучшить (за кругленькую сумму) на научной базе.
Земля в илюменаторе...
Поговорим о вещах приземлённых и насущных – о графике и звуке.
Графика в игре двухмерная, что не мешает ей быть непередаваемо красивой. Множество туманностей, красивейшие звёзды, эффекты космического ветра, вращающиеся в пространстве базы и метеориты, летающие астероиды – всё это реализовано авторами на самом высоком уровне. Определённо, Elemental Games сумели выжать из безнадёжно устаревших спрайтов все соки. При этом системные требования достаточно низки, наличествует множество настраиваемых параметров, игра занимает мало места на винчестере и бодро бегает даже на слабеньких машинах.
А вот звук... бедноват. В игре вы не услышите ни капли человеческого голоса. Зато озвучка менюшек – приятная и ненавязчивая. Музыка – выше всяких похвал. Вполне соответствует духу игры, мотивы для планет каждой из рас – разные, запоминающиеся. На официальном сайте разработчиков, кстати, уже выложен новый комплект музыки, на случай, если вам приелась старая. Хотя это маловероятно.
Эпилог
"Рейнджеры" – игра необъятная. На полное ознакомление с ней уходит не один день. В этой статье я не смог рассмотреть игру во всех её аспектах. Разработчики явно делали игру не ради денег, или славы: они старались для нас, рядовых геймеров. Это видно в каждой кнопочке, в каждом диалоге и безмерно радует. Когда я покупал диск, то был уже наслышан об игре, но после успешной инсталляции, я прочно засел в ней, временно забросив даже любимый Morrowind. Русское чудо, созданное командой "левшей" (в хорошем смысле этого слова) так вот неожиданно, мощно, из ниоткуда хиты могут появляться только у нас. И это ещё один повод для гордости. Игра безоговорочно рекомендуется всем любителям продуманного мира, ролевых игр и русских сувениров.
Геймплей: 9/10
Графика: 7/10
Звук/музыка: 8.5
Управление/интерфейс: 10
Новизна: 8 (искусственный интеллект – такого ещё не было)
Оправданность ожидания: 0 (не ждали, а вот, случилось)
Общий рейтинг: 9
Столько времени прошло, помню начинал еще с второй части этой легендарной игры, первые ноды, а ведь запись была опубликована еще в далеком 2003, а сейчас уже 2015, СНК выпускает новые патчи на HD КР, как же быстро летит время..Вернуть бы те беззаботные и первые впечатления, да и вообще начать с первой части
Ну-у... я купил эту игру, не мог оторваться 2 недели. Это что-нибудь значит?
Игра вроде бы непримечательна графикой(в первый день мне захотелось её выкинуть из-за графики, но это не значит что она там отстойная, просто не навороченная), а когда въезжаешь в саму суть игры - борьба с клисанами, пиратами и военными, которые иногда хотят "очистить космос от меня". Круто разработчики создали весь мир. Самое интересное - если ты мочишь постоянно клисанов, то на планетах без денег к тебе сразу улучшается отношение
Vader! Ты крут, черт-возьми!
Игрушка клевая мужики! Надо только чуть виграться! А Оракул - "нехороший человек".
Я месяц играл, и еще охота!!
Кстати если серъёзно: Эта игра - ОТСТОЙ. Но за то какой! В него играешь без перерыва и ещё хочеться играть. Кстати тут есть секретные комбинации чтобы фотки авторов увидеть :).
игра без взлома не игра а полная лажа !!!!
Давайте на сайте сделаем секретные комбинации чтобы фотки авторов видеть =)
игра супер именно если не ломать.затягивает ужасно
Мне очень нравиться эта игра! Играю уже 1год. И МНЕ ЕЩЕ ХОЧЕТСЯ!!!
Редко встречается такая ДОБРОТНАЯ вещь!!!
(и сделали её НАШИ люди)
Игра СУПЕР! Затязивает! Графика, это не главное! главное что бы сюжет был хороший!
The best game которую я только играл
Вторая версия будет?
А скачивать ОТКУДА??!!
Игра "АКУЕННАЯ!!!!!!!!!!!"!!!! Года 3 в неё играл
Суперская игра, туда умудрились впихнуть несочитаемые вещи, но получился в итоге шедевр.
а я прошел за пять дней и забыл
Сюжет взят из малоизвестного супер-хита -- Star Control. Наши -- козлы, просто украли сюжет и этим еще и гордятся. Позор!!!!
Ой маамочки... мнение одних авторов может не совпадать с мнением других авторов. Игра интересная запятая но одноразовая точка