Юбилей величайшей в СНГ трилогии. Субъективный взгляд

Добро пожаловать в пятьдесят седьмой блог моей рубрики "Субъективный взгляд". Сегодняшний выпуск я специально приурочил к знаменательной дате - а именно десятилетнему юбилею великой постсоветской трилогии S.T.A.L.K.E.R., которая для меня является одной из наиболее любимых игр. Именно поэтому данный блог будет пропитан нотками ностальгии и фанбойства - так что милости прошу к нашему шалашу.

Итак, что же такое S.T.A.L.K.E.R.? Пожалуй, невозможно назвать другую игру, сделанную на постсоветском пространстве, которая оставила бы такой заметный след в игровой индустрии. Более того, это не просто игра - а своеобразный культ, собравший вокруг себя целую субкультуру на территории СНГ из самой разной аудитории: начиная с юных геймеров, заканчивая людьми зрелого возраста. Более того, я бы назвал этот проект наиболее успешным, да и вообще верхушкой достижений постсоветского геймдева.

С игрой лично я познакомился в 2007-ом - скорее даже не конкретно с ней, потому как той тогдашний компьютер не осиливал (с горем пополам я играл в Half-Life 2 на средних) (а даже если и тянул, то CD-ROM не позволял использовать DVD-диски, а интернет у меня появился ближе к концу года), а из спецвыпуска известного на то время украинского игрового журнала под названием "Шпиль!", в котором была тонна подробного материала по игре, чуть позже уже немного поиграл в одном из компьютерных клубов.

Непосредственное знакомство с игрой у меня произошло уже весной 2008-года, когда у меня появился нормальный ПК на базе Core 2 Quad и GeForce 8800 GT и я приобрёл заветный диск с лицензией за 300 рублей. Вот именно тогда меня эта серия и начала поглощать мою душу... Я даже спустя десять лет и многих десятков других пройденных игр, периодически беру два литра пива и с огромный удовольствием возвращаюсь в мир виртуальной Зоны Отчуждения всё раз за разом. Так что же заставило нас любить эту серию?

В первую очередь, S.T.A.L.K.E.R. примечателен своей атмосферой, которая понятна лишь жителю постсоветского пространства. Тут и заброшенные пережитки индустриализации, и полуразваленные хутора, и военные объекты - всё это в великолепном сочетании с осенней природой, которая тоже играет немалую роль в восприятии игры. Прогуливаясь по Зоне, игрок буквально становится частью этого мира. Атмосфера заброшенности просто поглощает игрока своим чарующим антуражем, заставляя раз за разом заниматься поиском заветных артефактов.

Ещё S.T.A.L.K.E.R. - весьма добротный с точки зрения реализма шутер. Здесь есть и баллистика не хуже Battlefield, а так же ощущения от каждого вида оружия абсолютно разные - что позволяет игроку выбрать свой стиль. Главный прогресс в реализации этого момента был достигнут, конечно, не в Shadow of Chernobyl, где приходилось выбирать из того, что есть, а скорее в Clear Sky и Call of Prypiat, в которых разработчики реализовали систему модификации оружия, что позволило настраивать свой любимый "ствол" под свои нужды (в принципе, я ограничиваюсь полной постройкой ТРс под точную  дальнюю стрельбу, чтобы отстреливать противником аккуратно издалека, да и не испытывать проблем с мутантами).

Самое главное, что игра вобрала в себя элементы множества жанров: это и шутер от первого лица, и ролевая игра, и хоррор (да, места обитания кровососов я до сих пор десятой дорогой обхожу), и даже в какой-то мере симулятор выживания, где можно и задания различные выполнять, и билд персонажа по снаряжению делать, да и весьма неплохо пострелять. Данный симбиоз различных элементов и завоёвывает расположение игрока, делая S.T.A.L.K.E.R. по-сути, уникальной игрой и новым взглядом на жанр экшенов от первого лица.

Стоит сказать и то, что S.T.A.L.K.E.R. - представитель той эпохи, когда ПК-гейминг был очень и очень конкурентоспособным в плане эксклюзивов и развития графики. В 2007-ом игра продемонстрировала весьма хороший уровень визуальной составляющей, который хоть и тускнел на фоне Crysis, но всё же выглядел очень хорошо.

Основной же скачок в картинке продемонстрировал S.T.A.L.K.E.R.: Clear Sky в 2008-ом, став одной из немногих игр, раскрывших потенциал DirectX 10 в лице графических "фишек", вроде намокания плоскостей и объёмного дыма. Но с другой стороны, эта игра стала одной из игр с наихудшей оптимизацией в истории. Получить стабильные 60 FPS на максимальных настройках я смог лишь пройдя целый цикл видеокарт: GeForce 8800 GT, GeForce GT 240, Radeon HD 7750, GeForce GTX 670 и GeForce GTX 1060. Только последняя смогла обеспечить стабильный уровень производительности, да и то в 1366х768. Call of Prypiat тоже блеснул графикой - это первая ААА-игра, которая поддерживала новенький на то время DirectX 11 и активно использовалась компанией ATI в продвижении первого поколения DX11-видеокарт - Radeon HD 5000.

В целом, можно сказать, что S.T.A.L.K.E.R. - это представитель эпохи, когда ПК был весьма внушительной платформой до игр, а постсоветский геймдев ещё умел выстрелить и удивить игрока. К сожалению, в 2009-ом историю столь полюбившейся нам серии можно считать оконченной. Вторую часть нам обещали в 2012-ом - но не сложилось, GSC Game World расформировали, S.T.A.L.K.E.R. 2 был закрыт. Конечно, недавно студию воскресили - однако, ничего, помимо спорного ремейка Cossacks мы не получили.

Надежд на новую игру можно не строить, особенно, учитывая то, что старая команда разработчиков уже разбежалась - и даже если бы продолжение было, вряд ли мы бы получили то, чего ожидали. Но с другой стороны, у игры всё ещё действует моддинг-комьюнити (в былые времена я и сам пару небольших модов выпустил), которое выпускает огромное количество небольших модификаций и даже обширных народных проектов, которые переосмысливают игру.

Поэтому даже сейчас игра продолжает жить собственной жизнью - в этом ей содействуют сами же геймеры. Но самое главное подарили нам GSC Game World - а именно Великую Отечественную Игру, которая навсегда отпечаталась в наших сердцах. Я не верю в выход продолжения - но хотел бы получить переиздание с поддержкой геймпада и Steam-ачивментов, чтобы в очередной погрузиться в эту чудную атмосферу.

Засим откланиваюсь,

Ваш нелюбимый сталкер, warp 37

Комментарии: 90
Ваш комментарий

Прекрасная игра. Заставляла меня собирать домашний комп закидывать в машину и ехать играть на работе. Что ужаснее всего меня раздражало в первой части это повторяющиеся задания по зачистке и одна и та же концовка с золотом. А сколько ее ждали просто не описать словами. Так же техно демка в которой стрелял в в дощатую стенку и разглядывал интерьер через проделанные дырки. Первая слитая версия xRay движка со звуками из контр страйка и ... эта первая встреча с кровососом в подземке... Ох слезы на глазах. 😭

68

s1ash бр концовка с золотом неправильная

1

s1ash Это из-за суммы денег в конце игры. Если у тебя 50к рублей или больше - концовка с золотом будет.

2

Сталкер хорош по атмосфере

43

Сталкер рили шедевр как бы школьники не кукарекали

43

Ни одну игру не перепроходил столько раз, сколько сталкер ТЧ. Огромное количество хороших и отличных модов, каждое перепрохождение как будто в первый раз.

30

S.T.A.L.K.E.R. будет ещё долго жить, благодаря модингу, и просто в наших сердцах. С серией S.T.A.L.K.E.R. связано много воспоминаний из жизни особенно это касается S.T.A.L.K.E.R. Зов Припяти. Одна из самых атмосферных и любимых игр для меня. S.T.A.L.K.E.R..

28

Решил перепройти 1 часть, вылетает в Темной Долине и ничего не сделать. Да и столько багов и вылетов не видел не в одной игре. Но трилогия хороша конечно.

22

Wreck Ни разу не вылетала, за всю мою жизнь. В Темной Долине вылеты потому что пират вершн, а так же более старой, непропатченой версии.

-10

ImGabeNewell Версия последняя. На стим эдишн тоже вылетает. А вот раньше не вылетало

5
да и то в 1366х768

Увидел автора блога, первым делом воспользовался поиском на странице и о чудо, упоминание ноутбучного разрешения, куда без него.

20

walitor консольщики не видят разницы между 30 и 60 фпс, варп не видит разницы между 1366х768 и 1920х1080. У каждого свои причуды.

23

А вообще норм, Сталкер обожаю, а ЧН почти без модификаций сейчас выглядит вполне годно, разве что мод на дальность прорисовки поставить и пару-тройку консольных команд прописать на освещение и будет конфетка. Жаль, что в ЗП графин порезали и выглядит там все как говно, даже хуже, чем ТЧ, И различий нет в ДХ11 или в ДХ10 в ЗП, только если вплотную смотреть на модельки героев(которые и с тесселяцией выглядят плохо) или на тени.

19

В 2012 году начал играть в сталкер. За 5 лет я мало прошел игр, потому что играл в основном в моды на сталкер (ну и конечно же оригинал перепроходил). Затянуло в игру со страшной силой. Несколько раз пытался завязать, но куда там. Всё равно назад затягивает. http://f21.ifotki.info/org/68ec2d8c00855eb6461269078fe8e1a8b07369272678608.jpg

15

Сталкер для меня шедевр. А модов к нему сколько сделано за это время, что и не сосчитать. Именно сейчас прохожу ОП-2. Полностью статью не читал, как-то не интересно... Все написанное и так прекрасно знают: что, как и почему... Мне чтобы насладится игрой пиво не нужно, а то, что многим в игре что-то там не нравится, так идите вы лесом и подальше...

15

Самая годная часть - первая. Чистое небо и Зов Припяти - уже не то. Хотя в последнем иной раз зверская атмосфера была, да.

14

Первый "Субьективный взгляд", который я лайкнул :)

13

Чистое Небо в своё время многим нервишки потрепало своей плохой оптимизацией..Тем не менее серия игры вписала себя в историю игропрома,жаль продолжения не увидим.

11

Один из главных ПК эксклюзивов в СНГ! Все таки в сталкере есть восточно-европейский менталитет, который будет непонятен западу. Ну и сталкер, единственная трилогия, установленная на моей старенькой пекарне.

10

Неужели хоть кто-то вспомнил, что игре исполнилось 10 лет.

9

Играл играю и буду играть, кстати мультиплеер доси жив и благополучно существует...

8

SOLO52RUS Конечно жив, а щас ещё RoH выпустят,

1

Возможности в игре и огромная база модостроения поддерживает серию. Поэтому и играю уже десять лет, лол.

7

Культовая игра. Ждал 5 лет =) Проект нашего с вами времени, мужики. На ровне с Half Life 2 и пожалуй с Crysis, Fat Cry 3 и F.E.A.R., во многих аспектах до сих пор не превзойденный. Шутеры - легенды. У нынешнего поколения, любителей виртуального развлечения, таких игр просто нет. Поздравляю с юбилеем!

7

Неплохой блог, всё это, правда итак понятно, но всё же спасибо! Данная серия реально внесла значительный вклад в развитие игровой индустрии, должно быть поэтому данная серия игр остаётся для меня самой лучшей.

6

Как по мне, стрельба в в тенях была на порядок лучше, чем в чн или зп.

5

Gentelman ты тоже не попал, увы) Несмотря на все очевидные недостатки, GeForce в то время даже сотрудничали с GSC для демонстрации возможностей своих видеокарт. Ясное дело, что с появлением Crysis все изменилось, но факт есть фактом.

5

S.T.A.L.K.E.R. шедевр на все времена. Уже сколько раз сыграно, и возможно еще когда нибудь пройду эту игру. Ни одна игра не вызывает столь сильной ностальгии. Все части нравятся, но любимая вторая часть чистое небо, понравилось держать баланс между группировками, и больше всего запомнилась.

5

культовая игра, куча фанатов, серия книг.

5
но хотел бы получить переиздание с поддержкой геймпада

Сжечь еретика!!!

5

Тут отдельную статью надо было написать о том сколько его ждали. Сначала с восторгом, потом даже с ненавистью, с отчаянием)) Когда он вышел, даже не верилось.

5

S.T.A.L.K.E.R это игра из тех игр продолжения которых ждешь с нетерпением,надеешься что оно когда-нибудь выйдет. Проходишь три части снова и снова. Если надоедает разбавляешь все это дело модами, даже устанавливаешь моды просто из-за того чтоб залечить раны от замороженного S.T.A.L.K.E.R 2. Обожаю эту серию 10/10

5
[Partisan] написал: Первый "Субьективный взгляд", который я лайкнул :)

Ага, тоже так думал но потом дочитал про желание играть в сталкер на гемпаде и передумал.

5

как же было круто и легко делать моды на сталкер

4
[Partisan] написал:Первый "Субьективный взгляд", который я лайкнул :)

x [2 ] С чем можно поспорить:

Надежд на новую игру можно не строить, особенно, учитывая то, что старая команда разработчиков уже разбежалась

Как будто больше не осталось талантливых людей, которые понимают атмосферу сталкера.

4

http://www.ag.ru/games/s-t-a-l-k-e-r-shadow-of-chernobyl/review

4

я не понял, варпа взяли работать в ПГ? Какого его постоянно на главной постят? Чем он отличается от остальных, точно такой же упёртый юзер ПГ как остальные.

3
но хотел бы получить переиздание с поддержкой геймпада и Steam-ачивментов, чтобы в очередной погрузиться в эту чудную атмосферу.

Сейчас бы в сталкер с геймпада играть... Ага.

3

Прошел всю трилогию данной игры. Ни с запуском ни с самой игрой, проблем не было. Отличная игра!

3

Великая игра. Никогда не надоест..

3

Единственная вещь которую уже столько лет не удаляю с компа, особенно люблю солянку.

3

Call of Chernobyl мод и такие как Misery, да и Call of Misery заставляют быть вечно в этом мире

3

Ох, это чувство, когда встетил впервые кровососа в подземке в Агропроме.

3

Врать плохо.Оружие действительно сделано очень плохо (анимация,отдача) но блага есть моды которые всё это исправляют

2

Это настолько хороший блог, что без слезы ностальгии невозможно читать этот блог....

2

FPS - поддержка геймпада? Ну ты чувак и извращенец...

2

Эх) Вмотанул счастливый 100-й лайк! Но почитаю уже потом.

2

GSC Gamеworld погрязла в невыполненных обещаниях, а ведь у каждого проекта был потенциал, точнее ПОТЕНЦИАЛ!. Герои уничтоженных империй никак им не прощу, я тогда впервые купил лицензию, и надеялся на все лучшее, но шиш. Надеюсь исправятся и выпустят, дело то не хитрое

2
ZONE93 написал: а сталкер зов припяти на средних тянет с переодичностью 50-60 фпс, с просадками когда много врагов.

У меня GTX 660 OC и при таких условиях -вылетает без лога. Нстройки графы средние. В раздел расширенных настроек видео не лазил. Что же это значит?

2

Хз чё там за железо у тебя было, однако после некоторых доработок игра нормально гоняла без багов и вылетов, до сих пор играю как по сетке так и одиночку ежель инет в норме ни каких жуков...

2

Зов Припяти и Лост Альфа навсегда останутся у меня в памяти, как одни из лучших примеров "лебединой песни" и фанатского творчества в игровой индустрии.

2

GeForce GT 240 - на максе сталкер тень Чернобыля потянет. сталкер чистое небо не тестил. а сталкер зов припяти на средних тянет с переодичностью 50-60 фпс, с просадками когда много врагов.

1

ZONE93 чистое небо при фулл настройках лагает даже на 1980й. Это правда, дело было в обновленном движке и тупо не смогли вовремя допилить.

3

Да уж, ни в какой другой игре нет такой атмосферы..

1

Чего то перечитал блог, и захотелось наконец пройти Чистое Небо, так как загонял Тени и Зов до дыр)))

1

,,Получить стабильные 60 FPS на максимальных настройках я смог лишь пройдя целый цикл видеокарт: GeForce 8800 GT, GeForce GT 240, Radeon HD 7750, GeForce GTX 670 и GeForce GTX 1060. Только последняя смогла обеспечить стабильный уровень производительности, да и то в 1366х768" Все остальные части компьютера из каменного века, если даже GTX 670 и 1060 не тянут в 60 ФПС?

1

NeonZ, да нет, GeForce 8800 GT, GeForce GT 240, Radeon HD 7750 были в паре с Q6600. GeForce GTX 670 и GeForce GTX 1060 в паре с 3570K.

0

как всегда годнота warp 37 мое почтение

-1

warp 37 Ты такой странный. Интересно было бы с тобой пообщаться и узнать что же у тебя в голове.

1

Эта игра могла гораздо больше видеопамяти сожрать,чем тот же Метро2033 NeonZ Все остальные части компьютера из каменного века, если даже GTX 670 и 1060 не тянут в 60 ФПС? Все Сталкеры идут на одном ядре.Более того,на картах Nvidia есть х8 сглаживание.Тогда как на AMD только х4 Alex Coachman Сейчас бы в сталкер с геймпада играть... Ага. Через Xpadder пожалуйста,если мазохист

0

Я как-то помню как хотел перепройти эту "замечательную трилогию" и дело помоему уже было в Чистом небе. Сохраняться надо чаще и на разные слоты - это главное правило во всех играх(если имеется такая функция), да по сути мой косяк. Где-то шастал и нашел сначала какие-то сараи, а там чуваки мирные мне жили(не скажу уже кто там именно был), но потом ушел от них дальше и тут главное и началось... Выброс этот там опять, я давай деру к этим сарайчикам, а они удоды и вовсе заперлись на замок, а я такой: хнык хнык и R.I.P. Потом забил и больше не играл в этот "шедевр".

1

Да моя первая игра тень чернобыля , впечатление полные штаны , но сильней в душу запал мод История Прибоя , эти документы искать а они еще и багнутые пропадают а как в Припяти искал второй гастроном , вылет на вылете а ведь азарт не прошел из-за вылетов на АЭС)) мод допилен пару лет назад 3.5 патчик как-бы официальный и все мод пройден )) без багов и вылетов,) Чистое небо тоже очень понравился но плохо что нет локации бар , в целом война группировак в игре понравилась а потом еще Зов Припяти ммм крутая игра и лицуха в стиме есть , в целом игра на голову выше чем Чистое небо по сюжету ,а потом мод sgm сигериус с новыми квестами и возможностью приручать монстров ))) группа альфа за тобой охотиться , и вот ни давно прошел мод Ветер Времени

1
tigerstyll написал: Сейчас перешел на планшет, полностью отказавшись от прочих девайсов. Игра прекрасно бегает на высоком динамическом. Сталкер всегда со мной! Играю с 1998 года.

Что я сейчас прочитал?!?

1

чето мне снова препройти захотелось

1

Какая нахрен трилогия? Сталкер исключительно тень чернобыля есть полноценная игра. А чистое небо и зов припяти = это скорее большие DLC, или АДДОНЫ. Всё это целиком ОДНА игра. На трилогию нихрена не тянет. Скорее это ОДНА игра, которую аж ТРИ раза дорабатывали и выпустили по кусочкам, но до идеала так и не смогли допилить. Однако, надо отдать должное, в сталкер я играл действительно много. Но трилогией, как сказано в заголовке, игра не ощущается совсем. Да и разницы между тремя играми также нет совсем = за исключением наличия графона в чистом небе, но который порезали в зове припяти, дабы избавиться от критичных багов. И кстати, насчёт вылетов. Они меня жесть как бесили в своё время. Вроде играть в кайф, но вылет на вылете. За 3 игры разрабы так и не смогли это починить! Небось СТАЛКЕР 2 потому и отменили, что там багов ещё больше навинтили, и такой продукт было бы стыдно выпускать.

0

Наверно годная была игра, для своего времени. Но, прошла мимо меня. Ибо озвучка голосами быдла отпугивала в первые же минуты.

0

Не буду многословным а просто напишу что для меня СТАЛКЕР это Большая игра с кучей багов и недоработок и многими мелкими едва заметными мелкопакостынми косяками. Но этим игра и умиляет что несмотря на все свои косяки она прекрасна))) как страшная женщина после 5 бутылок водки ))

0

да проще сделать фанатам переиздание на другом движке вот смотрите, например сообщество фанатов создает же проекты как Skywind/Skyblivion, нашим бы фанатам так собраться и пересоздать все

0

Напиши хоть слово критики в адрес этой "чудесной" игры и тебя с говном сожрут , зато всякие андромеды они обсирают и наворачивают за обе щеки. СНГ комьюнити что сказать злое , тупое и безмозглое. Поменяй фаркраю место действия и получилось бы в 1000 раз лучше , по сути тоже дерьмо , бегай собирай , улучшай. Вот точно юбикам надо прекращать клепать про всякие джунгли и сделать про Чернобыль игрульку.

0

Замечательная игра, постоянно на компьютере у меня. Сейчас перешел на планшет, полностью отказавшись от прочих девайсов. Игра прекрасно бегает на высоком динамическом. Сталкер всегда со мной! Играю с 1998 года. Играть в Сталкер можно вечно: открытый живущий своей жизнью мир, сбор интересных артефактов, опасные умные враги, поиск нычек, хорошая физика, оригинальная атмосфера и проходящие каждый раз по-новому бои - что еще нужно для хорошего шутера!

0

лучше ооп 1 нет игры первые две части жестко недоработаны были а третья маленькая очень

0

Игра чисто Украинская и как бы не припекало, нех сюда СНГ приплетать

0

О заставляете перепроходить? А схожая игра также есть Метроха по мотивам книги :)

-3

Только признаю Космических Рейнджеров, остальное туфта

-9

Первая часть - кривое нечно. Вылет на вылете. Так и не прошел из за этого. А стоит как рабочая.

-13

По моему это крайне средненький игрушка. Хуже Far cry 2. Я не смог в сралкера играть больше 15 минут, ибо там текстуры мозговыносящие

-16

Сергей Слащев Так скачай пак 4к обоин на рабочий стол и радуйся

Gauguin написал: благо за пределами СНГ данный высер практически никому не нужен, что впрочем радует

Радует что твой высер даже в СНГ, да что там, даже на этом сайте никому не нужен. А игра офигенна.

13

Откровенно кривая и унылая во всех аспектах серия игр с псевдоатмосферой (костерочки, зона, анекдотики...мда). Оверхайпом не могу назвать, благо за пределами СНГ данный высер практически никому не нужен, что впрочем радует.

-33
невозможно назвать другую игру, сделанную на постсоветском пространстве, которая оставила бы такой заметный след в игровой индустрии.

Metro?

спецвыпуска известного на то время украинского игрового журнала под названием "Шпиль!"

О, я их знаю. Это те, которые игронвтов крутят. Отвратительная передача, кстати.

В первую очередь, S.T.A.L.K.E.R. примечателен своей атмосферой

На этом плюсы, в общем-то, заканчиваются.

Ещё S.T.A.L.K.E.R. - весьма добротный с точки зрения реализма шутер.

Деревянные анимации и отсутсвие реакции врагов на попадания. А еще страшные модельки и сами текстуры оружия. В Half life куда приятней стрелять было. В первом. Так сказал, будто не пытался тупо все улучшить.)

Самое главное, что игра вобрала в себя элементы множества жанров: это и шутер от первого лица, и ролевая игра, и хоррор (да, места обитания кровососов я до сих пор десятой дорогой обхожу), и даже в какой-то мере симулятор выживания, где можно и задания различные выполнять, и билд персонажа по снаряжению делать, да и весьма неплохо пострелять.

И все это сделали плохо. Удивительно

потенциал DirectX 10

Потанцевал. (Фить-ха)

Ваш нелюбимый сталкер, warp 37

Наш любимый человек, который ненавидит пека но сидит на нем, покупая GTX 1060. Который говорит про графон играя в 1366x768, который называет СНГ помойкой и ничего не делает дабы свалить. СПАСИБО что ты ЕСТЬ!

-157

Gribo4ec Сказал человек игращий в основном в Payday и Siedge. А так же хоррор про телепузиков, слендера и других инди-говно-проектов. Збс.

68

ImGabeNewell В PayDay не играю уже как год. В сидж поигрываю изредка в последнее время ради прикола. От куда ты взял что я играю в инди-хорроры? Я тут недавно блог писал о том, какие они плохие, lol

-56

Gribo4ec А что, 1366x768 с DSR (да и без него) режет графику 2017 года до уровня 2010? Не знал, буду играть только на 4к телике (разницы-то особо и нету. Только в фпс)

7

Gribo4ec какой же ты идиот(слов нет), тебе уже не помочь - сделай одолжение себе и людям пойди утопись..

1

drlynx93 Обязательно. А зачем мне это делать? Потом что у меня другое мнение на счет этой недо игры? Вы че такие тупые все?

0