The Spy Who Shrunk Me – новоиспечённая инди-игра, схожая по задумке с давно ушедшей из жизни серией No One Lives Forever. Юмористический шпионский боевик вышел из раннего доступа 15 июня этого года и стоит 360 рублей в Steam. Целью данного блога является не только выразить своё мнение об игре, но и выяснить, стоит ли на игру обращать внимание.
Узнал об игре я совершенно случайно, так как искал кое-какую информацию по No One Lives Forever. Как только увидел – добавил в избранное, но покупать инди в раннем доступе не решался, да ещё и за 360 рублей. Всё это время, почти год, я ждал релиза. Как только он состоялся – игра тут же оказалась у меня на пк. Пробыла она недолго, всего пару часов, и причин этому явлению очень и очень много.
При первом запуске игры я обратил внимание на главную тему игры. Такое ощущение, что она просто изменённая версия заглавной темы первой части No One Lives Forever.
Начав новую игру, нам представляют героиню и знакомят с целью миссии. Героиню зовут Audrey, является шпионом британской разведки и целью миссии, как бывает в подобных играх и фильмах, – спасти мир от великого и ужасного СССР. Ролики в игре выполнены в рисованном стиле, и я бы сказал, выглядит это достаточно неплохо.
Всё бы ничего, но игра не имеет локализации, что вполне логично, но даже при таком раскладе, если захотите выключить субтитры, у вас ничего не выйдет, так как соответствующего пункта в меню попросту нет! Ну или я слепой петух...
Познакомив с героиней и детально описав угрозу СССР для общества, нас отправляют в игровой процесс. Где в виде перебежки по вагонам обучают игре и знакомят с оружиями для расправы со злыми русскими солдатами. К слову, оружия в игре не так много, и чаще всего я пользовался только одним. Итак, в арсенале шпионки имеются: банан (подобное уже видели в No One Lives Forever), с помощью которого можно расставлять ловушки, из-за которого враги поскальзываются и вырубаются; мина, которую я даже поставить не смог; и уменьшитель – оружие, которое я использовал от начала и до самого конца игры из названия я думаю понятно что оно делает. Для облегчения игрового процесса Audrey в ходе выполнения поставленной задачи будет использовать ещё и телепорт, который позволяет переместить на небольшое расстояние героиню; а также 3D-очки старого образца, которые помечают охранников сквозь стены.
Итак, переходим к самой игре. Из выделенного арсенала можно сделать очень простой вывод: никаких бурных перестрелок, только стелс и ничего, кроме стелса. Увы, стелс тут выполнен, мягко говоря, не очень, враги не увидят вас, даже если прыгать у них за спиной или разбрасывать бананы.
Врагов устранять очень просто, они скорее лёгкая мишень, чем какое-то препятствие. С помощью уменьшителя можно уменьшить врага (кто бы мог подумать!), схватить его и бросить в измельчитель бумаг, мусорный бак и даже смыть в туалет! Но проще всего кинуть уменьшенного врага куда-нибудь, и он взорвётся. Если же уменьшенного врага не поймать, то через некоторое время он восстановит прежний размер и поднимет тревогу.
Для узких мест (под узкими местами я имею совсем узкие, где даже мышь еле пролезет) наша шпионка использует уменьшитель на себе. Если для использования на противниках уменьшитель имеет ограниченный боезапас, то вот для себя любимой – нет, уменьшайтесь сколько хотите и залезайте куда хотите.
Разумеется, игра позиционируется как юмористическая, да ещё и в СССР, от чего мы должны просто по полу кататься. Но, увы и ах смешно особо не было. Обычно, когда нерусские делают игру про Россию, то возникает конфуз в написании наших слов, так оно и вышло. Игра разрабатывалась Финами, и написание наших слов оставляет желать лучшего, впрочем, это можно отнести к плюсу, так как для нас это может быть даже смешно.
Касательно величия СССР разработчик сильно преувеличил, буквально на каждом объекте в игре есть символика СССР и техника от самого Ленина! Смотрится это, как если бы в Wolfenstein власть над миром обрела не Германия, а СССР.
Да что там техника, самое главное – еда, именно за это в нынешнее время наши бабушки и дедушки вспоминают годы СССР с улыбкой. Тут решили и это высмеять и создали «Латте от Ленина». Поводом, скорее всего, послужила новость о переименовании напитка «американо» в «руссиано».
А дабы не отставать от стандартов США в плане газированных напитков, в реалиях игры изобрели «коммунистическую колу», по вкусу даже «Байкал» рядом не стоял, наверно...
Юмор юмором, только вот он сильно затянут, и все «смешнявки» можно увидеть ещё в первых миссиях.
Что касается героини, то увидеть её компьютерную модель мы не сможем даже если найдём зеркало. Да-да, проблема отражений в современных играх – уже привычное дело, эта игра исключением не стала. Отражения чем-то схожи с Mafia III, мало того, что героиня не отражается в зеркале (ведь можно создать целую гипотезу, что она – вампир!), так и другие предметы либо сильно приближены, либо отражается что-то, чего нет, качеством это всё не блещет.
Что-то я как-то умалчиваю про сюжет игры... Ах да, его в принципе и нет... Начальный ролик, пара диалогов по рации с нашим напарником и финальный ролик... Всё. Спасибо и на этом. Иными словами, сюжета, смешных моментов во время кат-сцен и многое другое – не ждите, так как их попросту нет. Вся игра – это «приди туда, возьми то, вставь туда, уйди»... Всё, миссии пролетают незаметно быстро, из чего вытекает, что игра короткая... Настолько короткая, что, рассматривая все текстурки, прошлась за примерно полтора часа... Мало, но у игры есть три концовки, и на каждой локации есть спрятанный коллекционный предмет.
Двигаясь по сюжету, и когда игра уже намекает на то, что скоро будет завершение, перед нами предстают такие противники, как суперсолдаты и машина-робот-убийца по поиску капиталистов. Сначала нам показывают, разумеется, прототипы суперсолдат (ничего не напоминает?), бородатые здоровенные дядьки в колбах с жидкостью.
Которые по изначальной задумке учёных (те, что носятся как угорелые и не замечают бурную войну Британии и злой СССР) должны были превратиться в прекрасных фей. Полностью состоящих из водки.
На деле же ничего не вышло, жизненно, и получились просто накаченные ВДВ-шники... Для гармонии только фонтана не хватает. Уменьшить их нельзя, только избегать, что весьма легко. После чего суперсолдат мы больше не увидим.
Если с суперсолдатами всё ясно, то вот машина-робот-убийца – весьма сложный соперник. При обнаружении капиталиста она начинает стрелять из пулемёта, поэтому нужно как можно реже попадаться к ней на лазер. Уничтожить её просто – активируем и уничтожаем два компьютера при помощи магнитов, которые как нельзя кстати лежат рядом с ними. Всё бы ничего, но не дай бог вы сделаете всё наоборот... Сломаете игру, и миссию придётся перезапускать, что даёт только очередной минус в копилку игры.
После того как основные угрозы ликвидированы, остаётся всего-навсего остановить советскую боеголовку, нас ближе знакомят с главным противником игры. Сражения с ним не будет, только знакомство. Как зовут, увы, не знаю, но его представляют в виде ЧСВ-ублюдка, который мало того, что реальное ЧСВ, так ещё и с развитием ребёнка.
О его развитии нам поведает личная комната, в которой повсюду развешаны произведения искусства ранних лет:
Собственные портреты от известных художников:
А также детская кроватка с подвешенными игрушками в виде оружия, боеголовок, серпа и, конечно же, молота. Если честно, данный момент мне сильно напомнил старый фильм «Ценности семейки Аддамс».
Пройдя по комнате, нас замечает тот самый злой русский генерал и указывает на то, что всё это было на деле ловушкой и нам конец. Так как правитель сильно помешался на СССР, то на обеденном столе стояли уменьшенные копии «Жигули», которые на самом деле настоящие автомобили и ими можно управлять! Собственно, это единственный момент в игре, где нам дадут посидеть за транспортом и порулить.
И о боже мой! Лучше бы я пешком пошел, воистину наш автопром. Машиной управлять просто невозможно, и я понимаю, что физика сделана в стиле «это игрушечная машинка». Проехать нужно было всего ничего, но переворачивался на этом чуде я раз 10 - 15, если не больше. Но помимо ужасающей физики тут всплывает плюс игры и одновременно недоумение – появились нормальные отражения в зеркалах заднего вида. После увиденного встаёт вопрос: если разработчики не могли бы сделать отражения в зеркалах туалета, то не смогли бы и тут, однако картина совершенно другая, и какого хрена?!
Завершающей главой в игре является ракета, в которой шпионка будет находиться в уменьшенной форме. Внутри ракеты, разумеется, будут: материнские платы, различные микросхемы, чипы, процессоры, транзисторы, лифты, кнопки для переключения, загадки для умственно отсталых людей в стиле «поставь квадратик в квадратик, а звёздочку в звёздочку, а не наоборот». В этой миссии в платформере у нас есть выбор концовки, но все они банальны: либо мы спасаем мир, либо нет, либо взрываемся вместе с ракетой. У меня получилось пройти на хорошую концовку: остановить ракету в космосе (что отчасти также напоминает первую часть No One Lives Forever) и благополучно уйти с неё, вернувшись на базу в Британии.
Как вы уже поняли, битвы с главным боссом и затейником игры не было, что, скорее всего, при успешных продажах намекает на сиквел. Честно сказать, я бы не хотел увидеть продолжения. Игра весьма проблемная, однотипная, даже штатные враги не имеют разнообразия в моделях, и, в отличие от нас, они носят с собой пистолеты, но из-за интеллекта обращаются с оружием, как мартышка с гранатой. В игре явный недостаток сюжета. Да, финансирования у игры не было, но можно было как-то себя проявить либо снизить цену. 360 рублей – не великие деньги, но за них можно купить хорошие проекты именитых студий или же обратить внимание на другие инди-проекты. Тот же Layers of Fear тоже начинала с инди, и первая часть вышла достаточно неплохой, при учёте, что её даже раздавали бесплатно. От этой игры я ожидал большего, верил в тонкость юмора и убойный экшен, а вместо этого получил несмешную клюкву, в которой вроде бы и много всего дают, но реализовывать не хотят, чисто на один раз использования и всё.
Я не советую тратить деньги на игру, лучше обратитесь к старой и доброй классике – No One Lives Forever, смешная, интересная, пропитанная сюжетом и с красивой героиней. Как по мне, попытка подражания No One Lives Forever увенчалась неудачей. Был бы ценник рублей в 100 - 150 – все претензии сошли бы на нет.
На этом у меня всё, указывайте в комментариях, что понравилось, а что нет в обзоре. Пишите своё мнение об игре, с удовольствием пообщаемся. Всем удачи и до новых встреч!
В кои веки реально полезный блог, спс автор) З.Ы. NOLF - классика
Agent Qracle Мне только Контракт Джек не понравился, и дополнительные миссии в PS 2 версии первой части. Всё остальное очень и очень годно. Жалко, что и серия загнулась и старые игры не получили ремастеред и перевыпуск...