на главную
об игре

Люди не нужны: рецензия на The Turing Test

The Turing Test, куда ни посмотри, не очень оригинальная игра. Несложно увидеть источники ее вдохновения — серия Portal и художественный фильм «Космическая одиссея 2001» Стэнли Кубрика. Разработчики о них даже прямо говорят. Причем эти источники стали уже настолько общим местом, что не обходится без ощущения, что все это ты видел бесчисленное количество раз (и еще увидишь столько же). Но из-за классного исполнения и множества внезапных деталей The Turing Test оказывается вполне знаковой игрой и, пожалуй, одной из лучших в этом году.

Вас будят на орбите Европы, спутника Юпитера. Вы — девушка Эйва, член научной экспедиции, которому пришлось остаться на скамейке запасных. Вы пробыли в длительном сне, пока компьютер Том не разбудил вас, требуя срочно полететь на саму Европу. Вы нужны команде — с ней пропала связь. Собрав ноги в руки и даже не почистив зубы, Эйва прыгает из капсулы сразу в скафандр и красиво приземляемся на базу, где все оказывается хуже, чем можно было предположить.

Выясняется, что в основном база состоит из универсальных модулей, за исключением ключевых помещений вроде центра управления или спальных кают. Это связано с тем, что первым на спутник прибыли роботы, и они же построили базу. Модули постоянно перестраиваются, и вдобавок представляют собой головоломки. Том рассказывает, что у него есть гипотеза, будто постоянно меняющиеся комнаты-загадки — это тест Тьюринга. Их не может решить компьютер, но может человек, потому что в них включен этический фактор, обойти который искусственный интеллект не способен. Поэтому, собственно, компьютер Том и разбудил девушку. Но как потом выясняется, это далеко не единственная гипотеза, которую вывел Том.

Для решения задач у Эйвы есть специальная пушка. С виду кажется, что она нужна для стрельбы по пришельцам, но на деле — для манипуляций с электрическими шарами. Они служат источником питания. Ими можно стрелять в специальные розетки, чтобы открывать двери и запускать механизмы, а можно и высасывать из розеток обратно. Собственно, в основе большинства головоломок как раз лежит принцип «пройти через несколько дверей и миллион неудобно расположенных розеток, используя только 2-3 шара». Причем эти 2-3 несчастных заряда тоже еще надо добыть — их нельзя выносить из комнат.

По ходу обнаруживается несколько типов шаров (с постоянным и разным переменным током), головоломки увеличиваются в размерах, появляются дополнительные условия и механизмы (платформы, магниты, лазерные мосты, управление роботами и так далее). Ближе к финалу заходишь в каждую комнату и хватаешься за голову со словами типа «Ох блин, вот сейчас у меня голова точно закипит, как в The Talos Principle или Q.U.B.E.». Но на самом деле The Turing Test попроще — решения чуть более очевидные, телодвижений обычно немного. Хотя сами по себе решения все равно изящные и красивые.

Параллельно с основными комнатами попадаются дополнительные, где ответы лежат не там, где кажется. То есть, за границами основных принципов игры. Тем, кто сможет за них выйти, авторы дают дополнительный сюжетный контекст. Он не влияет на историю, но лучше показывает конфликты, возникавшие на станции до появления Эйвы.

Вообще сценарий — как раз главный сюрприз The Turing Test. Как и в Portal, почти вся история проходит в диалогах, и в первую очередь, между главной героиней и Томом. С обсуждения устройства базы и ее команды они плавно съезжают в натуральную философскую полемику о сознании, разуме, логике и «правильности». Тут же в качестве аргументов приводятся (и потом неоднократно переосмысливаются), например, не только теории Тьюринга, но эксперименты вроде китайской комнаты (можно даже встретить попытку ее воплощения). А фоном звучит музыка, едва отличимая от саундтрека The Swapper, еще одной философской научно-фантастической игры (хотя композиторы разные, что интересно), и однажды начинает казаться, что сейчас среди экипажа окажется, например, вампир, и все превратится в пересказ «Ложной слепоты». Что Эйва, что ИИ, напоминающий сразу GlaDOS, HAL 9000 и рассказчика из The Stanley Parable, один за другим выдают что-нибудь неожиданное, занятное и озадачивающее.

На середине игры становится уже не очень важно, чем история закончится, потому что The Turing Test как философская фантастика достигает уровня The Talos Principle. Но, конечно, всегда можно сделать круче, и окажись финал реально необычным и мощным, так и получилось бы. Но нет — разработчики, предлагающие в собственном произведении выходить за рамки и думать нестандартно, в самом конце, дописывая сюжет, сами выйти за рамки не могли. Не то чтобы это серьезно портит игру и сценарий, но, право: сколько можно мусолить Кубрика?


The Turing Test

Рецензируемая версия игры: PC

Плюсы:

  • Головоломки отличные;
  • Музыка отличная;
  • Сценарий хороший;
  • Графика тоже хорошая;

Минусы:

  • Финал бы покруче;

Оценка: 9.0

Вердикт: пропускать нельзя.

Комментарии: 20
Ваш комментарий

Оценка ничего себе. Стоит, наверное, поиграть. Хотя я Гоше не всегда доверяю.

44

ONYXYS PG'шным рецензиям нельзя верить.

33

Система оценок на PG 9.0, 9.1, 9.2, .... 9.8, 9.9, 10

27

Protocol10 Ты забыл 11 написать(Анчартед 4)

29

сжечь консолоту Ну там чистый троллинг пекашников был со стороны Лемона.

6

Protocol10 Какой еще троллинг-оценка как была так и висит

27

сжечь консолоту Это мы точно еще не скоро забудем )))

13

сжечь консолоту Я в курсе что висит, её и не поменяют никогда. В любом случае ни один адекватный человек не будет воспринимать такую оценку всерьёз. Это уже или троллинг или чистое фанбойство без толики здравого смысла.

22

Почему в рецензиях не указывается наличие рус.локализации? Если есть - то какая (сабы, озвучка)? Я понимаю, что уважаемые рецензоры владеют инглишем и играют в первоисточник, но большая часть игроков знает инглиш лишь на школьном уровне. Внесите пункт локализации в свои рецензии - это важно.

16

На распродаже думаю стоит взять.

9

Я бы поставил 7.5 ведь финал(и не только, в игре полно спорных моментов) настолько ужасен, что послевкусие от игры пренеприятнейшее.

8

Айзек Кларк всё равно самый крутой космический инженер

8

Хмм...вполне неплохая штука, чтоб побегать. А то "Portal" уже давно был, и хочется чего-то в таком же духе. :-)

7

Судя по глазам на бокс арте, цири отправили в космос

5

Неужели годнота, ну значит поиграю)

5

Как же высокое мнение об этой игре воздействует на ЧСВ

5

Хочется философского шутера, бред наверно, но хочется. Вообще, когда играл в The Talos Principle и отметил очень качественную картинку, пришел к мысли, что в таких играх, визуальное "удовольствие" не менее важно, чем качество головоломок, сюжет, философский подтекст и прочее.

5

Интересно... Первый раз слышу об этой игре, видимо где-то пропустил другие новости о ней. Обзор хороший, надо попробовать....

3