Продолжаем любимую рубрику "слоуобзоры" самой новой пока что версией XCOM, второй лучшей игрой 2012 года после Crusader Kings II, в которой ты если что-то сделал не так, то узнаешь об этом, только когда будет alarm, погромы и хаос.
2015 год, Земля атакована расой инопланетян с псионическими способностями: они похищают людей, разрушают инфраструктуру и успешно нейтрализуют военные объекты. Играть предстоит за только что подписанного командира международной организации по борьбе с пришельцами, расквартировавшейся на секретной подземной базе. Организация зовется XCOM, а ее алгоритм прост как колесо: развивать технологии, способные дать отпор врагу; с их помощью отбивать инопланетные атаки в различных частях света; экспроприировать оборудование пришельцев; с его помощью развивать технологии, способные дать отпор врагу. XCOM спонсируют все крупнейшие мировые державы, однако, играя, обычно обнаруживаешь себя в несуразной роли спасителя мира с тридцатью шестью баксами.
XCOM: Enemy Unknown - один из бесстыдно большого числа ремейков оригинального проекта 1993 года X-COM: UFO Defense, но при этом один из малого числа удавшихся. Здесь традиционно стало попроще вести стратегический курс: только одна база и, как следствие, конвейерный поток заданий; меньше техники; компактнее боевой отряд и нет нападений пришельцев непосредственно на XCOM. С другой стороны, не изменилась экономическая модель, требующая постоянного возрастающего снабжения организации, и подскочила индивидуальность каждого бойца в отряде. Но, что важнее, авторам, кажется, по чистой случайности удалась невиданная политическая актуальность. Ведь, фактически, враждебные инопланетяне - это настоящий мировой кризис, вынудивший государства объединиться с целью поддержки специальной организации по борьбе с ним. И так же, как в случае нынешнего экономического упадка, в игре те страны, которые страдают сильнее прочих, начинают просить помощи, паниковать, обвинять остальную коалицию и выходить из ее состава. По сути XCOM - это один большой саммит, где предстоит решать, на кого целесообразно тратить общие средства, а кем можно пожертвовать, какая из стран может принести пользу в будущем, какая больше заплатит сегодня, где растут лучшие умы (ученые), а где лучшие руки (инженеры).
Даже настрой у игры строго капиталистический. Здесь можно запороть основную миссию задолго до того, как это осознаешь, можно пропустить важный объект или ценного пленника - никто ничего не подсказывает, не ведет за ручку к квесту, просто дают деньги и требуют результата. А какой именно будет организация, предстоит решать исключительно игроку. Это заставляет в полной мере прочувствовать цену собственных ошибок, особенно если выбрать неблагозвучный режим «Терминатор» (Ironman в оригинале). Он использует только автоматическое сохранение, и если, например, полюбившийся прокаченный солдат нечаянно пал в бою, с ним придется распрощаться навсегда.
Жанр игры очерчен миксом строительной стратегии и военной тактики, которые определяют два больших классических режима в XCOM. И если в стратегическом все достаточно безупречно (возведение сооружений, проведение исследований, изучение навыков и т.д.), то тактика серьезно страдает от отсутствия как минимум двух важных компонентов: вменяемого стэлса и коммуникации между отрядами противника. Вам предстоит отправлять боевой отряд со своей базы в указанную страну в случае активности там пришельцев или крушения их корабля, эти задания бывают как сюжетные, так и случайно сгенерированные. По прибытии отряд высаживается на поле боя средних размеров и с этого момента передвигается в пошаговом режиме. И тут оказывается парадоксально выгоднее аккуратно жаться к краю карты и выуживать из тумана войны по одному отряду противника, нежели окружать все его здешние силы: при атаке на один отряд ИИ едва ли стоит ждать, что другой придет к нему на выручку. В итоге вся тактика сводится к шашечным перестрелкам из укрытий и тщетным мольбам о меткости, и этой тактике далеко не то, что до эталонного Commandos, но и до собственного оригинала. Кое-как проблема решается только в мультиплеере, позволяющем двум живым соперникам схлестнуться на поле боя.
Однако вне этих тактических огрехов XCOM по-прежнему остается увлекательным и действительно сложным проектом про то, как правильно бороться с мировым кризисом. Главное, всегда помнить: международные спонсоры скупы и скрывают свои лица, но где-то там, в тени оффшорных счетов у каждого из них завалялась пара лишних долларов - а нам всегда чуть-чуть не хватает, чтобы спасти мир.
+1 за последнее видео)