Вместо натужно-витиеватого вступления позволю себе личный пример: последний раз столь нещадно как «7.62» убивали мое время лишь две игры - Gothic 3 и Neverwinter Nights 2. Во всех трех случаях сон спешно ретируется, оставляя на поле боя головную боль, дезориентацию во времени и чувство глубокого удовлетворения от осознания того факта, что ты все же показал мать Кузьмы тем пижонам, попутно выполнив пару важных и интересных заданий. Вывод, как говорится, прост: питерская студия «Апейрон» сделала очень хорошую игру.
Сохранить и преумножить
Явление народной любви россиян к канадскому тактическому сериалу Jagged Alliance заслуживает отдельного исследования, но сейчас мы просто констатируем факт: мы до сих пор с удовольствием пьем взбитый когда-то канадцами из Sir-tech коктейль из свободы, тактики и оружейного изобилия. И пусть фужеры давно не канадские, а свои, доморощенные, вкус от этого хуже не становится. Российские проекты, считающиеся если не двойниками, то идейными последователями обоих частей JA, не уступают оригиналу по части увлекательности, а благодаря использованию более продвинутых технологий и новых подходов к реализации тактической модели во многом и превосходят его. Наибольшего успеха на этом поприще добились именно питерцы из «Апейрона», которые в 2005-ом году своим дебютом «Бригада Е5: Новый Альянс» поставили новую планку тактического реализма в подобных проектах. Предложенная ими система - SPM (Smart Pause Mode) - выглядела практически совершенной. Вместо тотальной пошаговости мы получили реальное время с гибко регулируемыми самим игроком паузами, а вместо насквозь условных «очков действия» - секунды. Возросший градус тактического разнообразия и реализма подкреплялся совершенно уникальной проработкой оружия. Десятки подробно воссозданных в «Бригаде» «стволов» отличались множеством параметров (скорострельность, дальность, точность, урон), на которые можно гибко влиять подбором боеприпасов, сменой режимов стрельбы, передвижения и положения бойца, а также установкой различных приспособлений – сошек, прикладов, прицелов и т.д. Одним словом, добро пожаловать в рай для тех, кто не наигрался «в войнушку».
Как водится в таких случаях, пострадали некоторые другие составляющие игры: вяло развивающийся сюжет, не слишком оригинальные, виденные десятки раз в других проектах задания, малоубедительные образы наемников, куцые диалоги. Домашнее задание для полноценного продолжения, каковым и является «7.62», было очевидным: законсервировав тактическую модель, оживить мир игры, взбодрить сценаристов. Ну и, конечно, добавить разрушаемость на уровни: художественной деструкции окружения в оригинале явно не хватало.
С заданием разработчики справились, продемонстрировав редкую ныне дотошность и последовательность при учете критики и рацпредложений. Загибайте пальцы. Во-первых, тактическая основа осталась прежней, равно как и принципы реализации оружия. Авторы пошли по самому верному в данном случае пути: просто добавили в игру несколько десятков новых пушек и устройств к ним. Кроме того, они слегка перебалансировали время, отводимое на совершение различных телодвижений, которых в игре по-прежнему просто огромное количество. Мы можем выскочить на врага, пятиться назад, двигаться боком приставочным шагом, взять «ствол» на изготовку или опустить его, стрелять от бедра, навскидку или прицельно, использовать оптический прицел или полагаться на собственную меткость.
Во-вторых, появилась частичная разрушаемость, позволяющая не только окна разбивать, но и стрелять через деревянные препятствия, взрывать автотранспорт, в том числе и собственный. В отличие от оригинала, где машины были неразрушаемы и плохо работали как прикрытие от пуль, в «7.62» появилось несколько стадий их деструкции с разбрасыванием колес по кругу, детонацией и уничтожением сразу нескольких неосторожных наблюдателей. Починкой испорченного авто займется персональный инженер, которого, как и медика, можно мариновать на собственной базе - ее в «Бригаде» не было. Кстати, появление личной берлоги внесло разнообразие и в стратегическую модель: на базе мы формируем собственное ополчение, которое можно посылать в различные сектора на глобальной карте для решения текущих задач.
Патч как метафизическая неизбежность в пространстве
Наконец, игра стала на порядок интереснее, увлекательнее, динамичнее и бодрее. Мытарства наемников в поисках русского бандита Ипполита Факирова, сбежавшего с деньгами в соседнею с Палинеро (там разворачивались события оригинала) Альгейру, захватывают с самого начала. Казалось бы, все то же самое: принципиальная нелинейность и свобода, принципиальное отсутствие четкого деления на «хороших» и «плохих». Две соперничающие фракции - правительство очередного диктатора и революционеры, засевшие в лесах - обещают помочь в поисках, но требуют встречных услуг. Какое-то время можно успешно работать на обе стороны, но выбирать все равно придется. Со всеми вытекающими: нарастающей нелюбовью со стороны противоположного лагеря и массовыми облавами на вас со стороны многочисленных карательных отрядов. Впрочем, можно пойти против всех, благо, что все здесь по-своему неприятны. Но тогда игра значительно обеднеет: в частности, вы лишитесь многих квестов, а чтобы добраться до финала, придется, как и в «Бригаде», зачищать сектор за сектором, что может подкосить энтузиазм даже самого упертого тактика.
Что же изменилось? Во-первых, живее стал окружающий мир: все наши действия отражаются на уровне репутации в том или ином городе. От нее в свою очередь зависит благосклонность мирных жителей, которые могут поделиться нужной информацией или выдать задание. А от того, за чью сторону вы играете, зависит, например, захочет ли поехать на нашу базу уже упоминавшийся инженер. Во-вторых, у каждой фракции появилась система званий и чинов. Шикарной находкой стало радио: в Альгейре работают два ангажированных (уточнять кем?) канала, их противоречащие друг другу сообщения не просто оживляют происходящее, но и раскрывают истинное лицо союзников, которые каждое наше действие трактуют по-своему.
Все персонажи приобрели человеческое лицо, стали живее, что ли. Так, некоторые наемники, например, теперь обладают психологической несовместимостью друг с другом. Появились романтические линии. Более разветвленными и объемными стали диалоги. Наконец, в игре помимо стандартных почтовых поручений встречаются действительно интересные, разветвленные и нетривиальные задания. Некоторые квесты, уверен, приятно удивят даже видавших виды ролевиков. Самое главное - в большинстве случаев у нас есть несколько вариантов выполнения задания, притом далеко не всегда они лежат на поверхности.
Из новшеств отметим также появление в «7.62» множества контейнеров, которые можно полноценно обыскивать в поисках экипировки или оружия. Именно прочес местности на предмет ценных находок - самый очевидный путь к быстрому обогащению на начальных стадиях. Это несколько упростило игру, равно как и отсутствие длительного процесса генерации персонажа. В остальном ролевая система осталась без изменений: все привычные характеристики (сила, выносливость, интеллект, ловкость, и т.д.) и навыки (быстрая стрельба, тяжелое оружие, снайпер, саперное дело, маскировка и пр.) растут автоматически по мере их использования.
Облегчает игру и обновленный тактический интерфейс: любителей шутеров и аркад он, конечно, по-прежнему пугает, но по сравнению с «Бригадой» удобства заметно прибавилось. Появление окна прицеливания во врага позволило точнее и нагляднее выцеливать конкретные части тела, а полноценный вид из глаз способствует более плотному вживлению в мир игры и в образ героя.
А вот полноценного участия в боевых действиях техники мы так и не дождались: игра все же посвящена огнестрельному оружию, и ее введение сильно перекосило бы существующий баланс.
Зато порадовали графика и музыка. Картинка стала на порядок сочнее, детальнее, а спецэффекты (от взрывов, в частности) – реалистичнее. Музыка же подарила нам одну из самых запоминающихся и приятных мелодий в игровой индустрии.
Ложкой дегтя, как обычно, стала оптимизация игры. «7.62» нещадно тормозит, частенько вылетает на рабочий стол и стойко вырабатывает у игроков привычку нервно сохраняться после каждого успешного действия на уровне. Иными словами, по старой русской традиции, готовимся качать пухлые патчи.
***
Конечно, всегда хочется большего: больше заданий, интересных персонажей и живых, а не клонированных диалогов, больше разрушаемости на уровне, наличия техники и отсутствия необходимости качать многомегабайтные «заплатки». Но и в нынешнем виде «7.62» не оставляет никаких шансов свободному, а в запущенных случаях - и рабочему времени: продвинутая тактика, огромный оружейный арсенал вкупе с интересным сюжетом, полной свободой и меняющимся окружающим миром способны вырвать вас из реальной жизни на несколько суток. А такое под силу редким играм.
Рейтинги:
Геймплей: 9.0
Графика: 7.5
Звук и музыка: 9.0
Интерфейс и управление: 7.5
Оценка автора: 8.5
Общий рейтинг: 8.5
Ну и зря, Бригада - достойнейшая игра, которая берет не картинкой, а продуманным геймплеем. Проэкт отечественный, поэтому отрекламирована игра была плохо, поэтому мало кто играет. Конечно легко говорить" Игра, отстой" Там надо много думать, а это некоторым не дано в принципе. Играйте в свои акрады, не позорьтесь своими высказываниями.
Узнал об игре из викпедии
Первый. Системки черезчур высокие. ИМХО.
До этой статьи я ничего не знал об этой игре.
Незнаю как 7.62 ( еще не играл), а Бригада Е5 очень понравилась. А написать гнойный каммент без обоснования вообще легко.
Не люблю стратегии, поэтому играть не буду. Но оценка скорее всего заслуженная.
Rulezzzzzzzzz!!!!!!!!! Тока народ выложите плиз noCD а то моему диску скора каюк!! Желательно как для v1.0 так и для 1.1!!
Хорошая рецуха, 8.0 В игру пока не гамал, но поверю автору.
Релиз 7.62 забагован не меньше, чем когда-то релиз Бригады Е5. Кроме указанных автором статьи вылетов и тормозов, наблюдаются утечки памяти (из-за них и многие вылеты), ошибки в квестах, дисбаланс оружия, а также досадные недоработки (например, взрывающийся от одной пули БТР). Ещё многим не нравится не совсем адекватный курсор. Обо всём этом можно прочитать на форуме игры. Первый же патч исправил многое, но добавил своих "жуков" (например, перестал работать адреналин). Сейчас разработчики трудятся над третьим патчем, но до безглючной игры ещё далеко. Хотя, конечно, приятно, что разрабы не бросают проект в "сыром" виде. Оценка игре, имхо, завышена: 8-ки, что называется, "за глаза". Помнится, Готике 3 баги и тормоза не простили...
А их ведь так и не исправили.
Исправили или нет - дело десятое. Главное, что есть в релизе. И чем занимались эти 20 человек-тестеров. Тормоза в Готике 3 меня не особо волнуют, а квестовых багов практически нет (особенно с фанатскими патчами). В Бригаде, как и в 7.62, тормоза тоже можно терпеть, а вот вылеты из-за утечки памяти (или по-другим причинам) терпеть нет сил. Также раздражает дисбаланс (например, при зацелке со сложенным прикладом точность не уменьшается, зато сокращается время вскидывания). Вообщем, через пол-годика можно будет играть. P.S. Вообще, больше всего замечаний по интерфейсу и оружию приходит от фанатов Е5. Думаю, разработчикам стоит прислушаться. Иначе придётся ждать ещё и БонусМода 7.62...
Игра конечно выше всяких похвал, но очень серьезный минус, вся эта страна однозначно состоит из немых, во главе с ГГ. Ни одново возгласа, ни одной реплики вслух. Ужас. Говорят только 30 наемников, но только по-англицки, и так что лучше б они молчали. Звук и музыка 9.0 - обсолютно нереальная оценка. Музыка конечно хорошая, но.... это не главное (IMHO). Так что больше 5 не поставил бы, за звук.
За музыку я бы влепил и 10. Ненавязчивая и незаметная. Не напрягает и играть не мешает. Да и за геймплей ещё полбалла можно накинуть - лучшей тактической стратегии на данный момент просто нет. А вот тормоза и вылеты действительно не радуют. С другой стороны, в сторону забагованности Бригады Е5 на момент её выхода было ничуть не меньше пинков. А после выхода патчей всё встало на свои места. Вывод: ждём патчей.
системки норм
шестой. не играл и играть не буду:)
В январском номере "Навигатора Игрового Мира" приз за лучшую тактическую игру присужден 7.62. Среди конкурентов были представлены UFO: Afterlight и UFO:Extraterrestrials. Подробнее о номинации и других материалах читайте в новом "Нави".(c) - читал и плакал. Да, блин, Jazz работа по найму в тысячу раз круче всех трех этих игр, хотя, не спорю, мне и самому SPM нравится больше пошаговки, но тут все дело в качестве - 7.62 эталон того, как нельзя делать игры для фанатов тактик, Jazz - пример того, как подражая гению сделать нечто свое и особенное. Но вот при чем здесь тактшутеры про инопанетян??? Вот, к примеру, я фанат серии UFO и JaggedAlliance, но даже мне в голову не прийдет мысль о том, чтобы сравнивать игры столь разного направления. ЭТО РАЗ! :) 03-12-2007 - дата релиза ПЕРВОГО И Я УВЕРЕН - ПОСЛЕДНЕГО патча для 7.62. О каком третьем патче здесь ведется речь? Может я чего-то не правильно понял? ЭТО ДВА! Игра, которая без особых напрягов(кроме того, что на это уходит приличное количество времени) проходится криворуким, косоглазым снайпером-одиночкой с выносом абсолютно всех ключевых персонажей не может называться лучшим тактическим шутером. Зачем я убивал ключевых персонажей? Из любопытства и меня дико веселил тот факт, что игре на это, в принципе, наплевать(К слову в Сталкере я не упустил возможности после установки одного из модов всадить пулю в голову Сидоровичу со всеми вытекающими). Играть заявленными шестью наймами мне не позволила конфигурация моего архиубогого тазика 2,8ГГц, 1Гб ОЗУ и 128МБ видео - конечно, об чем речь! да ни одна тактическая игра не пойдет на такой убогой конфигурации :) ЭТО ТРИ :) Вывод: ненавижу!!! ЗЫ Это не истерика, а просто мнение фаната, который перестал им быть ЗЫЫ Blizzard много игр сделали? Нет, но даже те, кто не фанат стратегий и РПГ знают каждую из них... вот вопрос, да? :)
Как по мне игра полный отстой