на главную
об игре

Black Mirror: пугающий призрак прошлого

Без малого пятнадцать лет тому назад чешские компании Unknown Identity и Future Games произвели на свет «Чёрное зеркало» (Black Mirror, оно же Posel Smerti) – выдающуюся по своим качествам приключенческую игру, приятную практически во всех отношениях. Кроме одного: сюжет пусть и отличался немалым числом неожиданных поворотов, но выглядел достаточно монолитно и, вопреки нынешней моде, завершался жирной точкой, не оставляя по себе никакого задела на продолжение. Однако не ведающие пощады законы рынка диктовали обратное, и уже после закрытия оригинальных издателей, в 2009–2011 гг., выкупившая права на их творения немецкая dtp не упустила случая выпустить пару средней руки сиквелов. Древнее проклятие банкротства не миновало и эту компанию, но теперь и текущий владелец франшизы, австрийская THQ Nordic, неожиданно издала – не Black Mirror 4 и даже не ремейк первой легендарной адвенчуры, а нечто вроде альтернативного её переосмысления или вариации на тему.

За разработку отвечала бременская студия KING Art – далеко не новичок в жанре и автор таких превосходных проектов, как The Raven – Legacy of Master of Thief или серия The Book of Unwritten Tales, – однако сразу заметим, что Black Mirror она явно занималась без особого вдохновения. От оригинальной чешской игры здесь осталось, собственно, не так уж и много – по сути, само название да носящий это же имя загадочный древний замок шотландского семейства Гордонов, – но всё же предзаданный сеттинг не мог предоставить новым авторам возможность придумать совсем уже оригинальную сюжетную линию.

Действие разворачивается где-то в конце двадцатых годов ХХ века, в то время как в оригинале события происходят явно несколькими десятилетиями позднее: видимо, ради поддержания нужной «готической» атмосферы было решено приблизить историю «Чёрного Зеркала» к викторианской эпохе (а заодно и подчеркнуть её якобы гэльские корни – вплоть до совсем уже неисторичных отсылок к древним кельтским друидам). Впрочем, поклонники исходной трилогии и знатоки семейного древа фамилии Гордонов тщетно будут искать среди персонажей новой Black Mirror знакомые лица: некоторые амплуа пусть и сохранились, – например, хозяйка поместья – строгая бабушка главного героя, или же неизменно чопорный дворецкий, – но получили совсем другие имена собственные. Играть же мы будем за молодого наследника аристократической семьи по имени Дэвид, только что впервые прибывшего в своё родовое гнездо из далёкой Индии после получения известия о загадочной гибели его отца Джона Гордона.

Внешний вид побочного отпрыска знаменитой приключенческой серии – пожалуй, как раз то, что смотрится в игре 2017 года определённо неплохо и современно. Персонажи игры теперь могут похвастаться какими-никакими крупными планами, а по древнему замку можно прогуляться в полном и реалистичном 3D: картинка здесь более-менее симпатичная и детализированная, но – как того требуют законы жанра «готических ужастиков», к которому очередная Black Mirror явно тяготеет, – местами мрачновата и предпочитает демонстрировать себя в ночное время суток. К сожалению, несмотря на все подробности и даже кое-какие узнаваемые достопримечательности, – такие, как огромный глобус в вестибюле Чёрного Зеркала, – интерьеры поместья Гордонов слишком уж напоминают стереотипный викторианский особняк, вроде виденного нами в Layers of Fear. А вот в наполнении этих интерьеров реализма скорее убавилось: если книги Э. По и малоизвестного на то время Г. Лавкрафта на полках здешней библиотеки ещё можно объяснить реверансами в адрес первоисточников для вдохновения, то уже упомянутые друиды и прочие оккультные темы явно пришиты белыми нитками. «Ужасов» в обычном смысле слова здесь практически нет, хотя Дэвид Гордон – в отличие от своего дальнего родственника Самуэля из Black Mirror образца 2003 года – и предпочитает расхаживать по замку ночью и со свечой в руке, пугаясь каждого шороха и постоянно сталкиваясь с не самыми дружелюбными приведениями (но об этом после).

Передвигается наш протагонист при помощи либо геймпада, либо клавиш WASD, – увы, о традиционном (и как нельзя более удобном) для приключенческого жанра point-and-click можно только со вздохами вспоминать. (Впрочем, не всё ещё потеряно, – прикрутили же авторы Syberia 3 управление мышкой в одном из патчей – по многочисленным просьбам разочарованных пользователей?) При этом на экране, крупным оранжевым пятном на тёмном готическом фоне, постоянно отображается практически бесполезный курсор, вся роль которого сводится к возможности временами нажимать на активные точки, взаимодействие с которыми всё равно дублируется цифрами с клавиатуры. Интерфейс дополняется вызовом меню при помощи клавиши «М», а также дневника с описанием уже произошедших событий («J») и планами на текущую главу («Q»).

Помимо этого, нажатие «I» открывает привычный квестовый инвентарь – увы, несколько «модернизированный» в угоду моде на «adventure lite». Применение собранных предметов происходит исключительно автоматически, при приближении к активной точке и после выбора желаемой опции взаимодействия с ней: как правило, наиболее распространённая цифра «1» отвечает за «Изучить», а в случае, когда с объектом можно проделать что-то ещё, у него появляются и варианты «2», «3» и так далее, – то же самое касается и тем для бесед с персонажами. Все такие активные точки отмечаются достаточно очевидно, так что никакого пиксельхантинга ожидать не стоит, – даже разбросанные по локациям кусочки картинки для чисто опционального складывания в главном меню заметны сразу и невооружённым глазом, ну а разглядывать, скажем, двойное дно в ящике стола и вовсе не понадобится: всё уже разведано и подписано до нас. Имеется несколько традиционных логических головоломок и в самой игре – преимущественно на расшифровку кельтских рун, служащих для записи кодов к местным замкам, – но вряд ли их разгадывание окажется затруднительным даже для новичков в жанре адвенчур.

Предметы в инвентаре дозволяется осматривать – например, читая записки или поворачивая в разные стороны детали наиболее ценного и часто используемого сокровища Дэвида Гордона – универсального сборного ключа ото всех секретных дверей и сундучков Чёрного Зеркала. Временами встречаются QTE-подобные задачки, требующие банального нажатия кнопки мыши или удержания курсора в перемещающемся по экрану кругу в течение небольшого количества времени. Пожалуй, куда более сложным на фоне этих, с позволения сказать, «головоломок» оказывается прямое управление героем с целью подведения его вплотную к активным точкам экрана. Да и в помещениях замка заблудиться проще простого, особенно поначалу, – никакой карты планом не предусмотрено. Как и анимации открытия дверей: для прохода в соседнюю комнату Дэвиду достаточно только подойти к открытому или даже закрытому проёму (будьте, кстати, морально готовы к некоторым задержкам при подзагрузке локаций). Некоторое разнообразие в игровой процесс вносит «общение» с упоминавшимися уже призраками: таковые появляются по мере знакомства с сюжетной линией в строго отведённые моменты «видений» главного героя и требуют нахождения таких же активных точек, какие мы используем и во всех прочих случаях. Вот только приближаться к привидениям совсем уже вплотную опасно: когда экран начинает темнеть, это значит, что потусторонняя сила заметила присутствие незваного свидетеля – и, если не поспешить отойти от неё на безопасное расстояние, быстро поспособствует гибели героя и преждевременному «Game Over» (традиционная мораль – сохраняйтесь почаще, тем более что и некоторые критические баги, пугающие похуже призраков, пока что могут встречаться).

Сюжет игры, в общем-то, не так уж и плох и отличается от фабулы оригинальной игры ровно настолько, чтобы вызвать некоторый интерес как у ветеранов по изучению семейной истории Гордонов, так и у тех, кто совсем не знаком ни с оригиналом, ни с его сиквелами. Вот только воплощение новой бонусной страницы в летописи Чёрного Зеркала вышло чересчур уж камерным: тогда как в 2003 году мы свободно посещали и соседнюю деревушку, и расположенную поблизости лечебницу, и отдалённое поместье уэльских родственников, четырнадцать лет спустя игроки оказываются практически запертыми в самом замке, лишь с небольшими вылазками в его ближайшие окрестности. Причём безлюдные – действующих лиц можно буквально пересчитать по пальцам: суровая бабушка, недалёкий и недружелюбный кузен, дворецкий, слепой садовник, горничная, адвокат и на удивление молодая и симпатичная женщина-психиатр – вот и всё. Озвучены персонажи, правда, совсем недурно, и на двух языках – немецком или английском – на выбор; перевод в виде субтитров, доступный в том числе и на русском, в основном достаточно верный, но почему-то местами недоделанный, так что временами проскальзывают фразы на английском (хотя это как раз легко поправить патчами). Музыкальное же сопровождение вполне атмосферное и вряд ли заставит желать лучшего.

Прохождение пяти глав новой Black Mirror вряд ли займёт более шести-семи часов: для сравнения, хронометраж одной только озвучки диалогов в оригинале 2003 года насчитывает немногим меньше времени. Пожалуй, KING Art Games и THQ Nordic стоило бы скорее создать адвенчуру на собственную оригинальную тему, чем пытаться выехать на популярности известной серии: в сравнении с её легендарным зачинателем игра 2017 года только проигрывает, да и поклонников истории Самуэля Гордона отход от почти что всех её основ и традиций явно не порадует. Тем не менее, сама по себе новинка не так уж и дурна – в меру красочная, в меру загадочная и вполне способная развлечь любителей не самого ныне популярного жанра хотя бы на пару вечеров.

Комментарии: 1
Ваш комментарий

Согласен, залипнул на немного

0