На текущий момент это самый значимый релиз от разработчика Dead Mage. Издателем выступила 11 Bit Studios, известная по таким играм, как Frostpunk, This War Of Mine и Moonlighter. Кстати, последняя чем-то даже похожа дизайном на Children of Morta. А еще это хороший пример того, как за 460 деревянных можно получить игровой опыт скромного, но все же AAA-проекта. Все это работает при условии, что вас не пугает пиксельная графика.
Новая игра — великолепный представитель своего жанра. На странице в Steam говорится, что это сюжетная инди-RPG. По состоянию на 29 сентября у нее 86% положительных оценок. Она прекрасно подходит для того, чтобы скоротать пару вечеров. Однако в этом и заключается, на мой взгляд, главная проблема игры: ее потенциал куда больше.
Геймплей
Я наиграл в CoM 15 часов, этого хватило, чтобы ее пройти. Возможно, люди с более прямыми руками пройдут ее быстрее. Не сказать, что я испытал трудности в прохождении. Я просто коротал свободное время после работы, расслаблено, без нервов. Это у игры получается прекрасно, она не надоедает до самого конца.
По геймплею проект напоминает Diablo III, по своему антуражу — Diablo I. У вас есть основная атака и два дополнительных скилла: условный стан и еще что-нибудь на урон. А еще есть ультимативный «режим ярости». По ходу развития персонажей появляются разные дополнительные фишки и вариации способностей, но суть всегда одна: уничтожить все что движется и самому не умереть. Регенерации здоровья нет (только на одном из последних уровней прокачки появляется возможность пассивно восстанавливать здоровье), поэтому приходится искать целительные зелья и другой лут, чтобы восполнить полоску.
Иногда на пути попадаются небольшие ивенты: то спасти кого-то, то помочь достать какой-то предмет. Бывают и мини-игры с активацией плит в определенной последовательности. Самым необычным, что я здесь увидел, был пинг-понг. Нужно было разыграть партию и забрать сокровище, это действительно выглядит свежо. В остальном все типично.
Среда здесь агрессивная. В вас стреляют, на земле расположены разные ловушки (в них могут попасть и враги). Вся территория делится на три региона, и в каждом есть новые виды врагов. Приходится часто пользоваться перекатом и соблюдать тайминги.
По мере продвижения вам становятся доступны разные руны на способности, святилища и предметы, дающие пассивные бонусы, иногда очень существенные. Некоторые можно активировать, чтобы у вас на время появился щит или турель, обстреливающая врагов. Еще есть своеобразное древо прокачки, работающее сразу на всех членов семьи.
Один нюанс
Если способности и навыки доступны сразу в начале каждого уровня, то руны и предметы случайно раскиданы по подземельям. После рейда они исчезают, а вы начинается заново. Эта механика, пожалуй, самая интересная в игре. Несмотря на дикий рандом, именно она не дает заскучать во время прохождения. То выходишь на финальную схватку с боссом во всеоружии и со всякими полезными плюшками. Тогда можно не мелочиться и дубасить злодеев от души. А в другой раз за все подземелье найдешь бесполезный тотем, отталкивающий противников, а ты сам играешь персонажем ближнего боя. В этом случае приходится быть осторожным и проявлять смекалку.
К сожалению, боссы в игре никакие от слова совсем. Только в начале игры из-за низкого уровня возникают трудности, потом главарей можно спокойно закликивать, пока они сконфуженно пытаются вас задеть хотя бы разок. Иногда даже с элитными мобами драться интереснее. Это один из самых существенных недостатков.
В игре есть шесть классов — членов семьи Бергсонов. В распоряжении два бойца дальнего боя, «танк», убийца, гибридный монах и неадекватный парень с молотком. Не знаю, в чем его преимущество, но играть за него крайне сложно. Каждый Бергсон открывается по ходу игры, даже не обязательно продвигаться по сюжету. Если вы не справились с рейдом, то вас вернет в местный хаб, пройдет сюжетная вставка, и вот у вас уже есть, например, имбовый пацан с кинжалами.
А вообще механики каждого класса реализованы круто, за исключением нескольких. Например, огненная девочка не может двигаться, пока атакует, но становится сильнее с каждым выстрелом. Паренек-убийца может становиться невидимым, а скорость его атаки увеличивается по мере накопления ярости. Отец семейства носит с собой щит, что дает ему возможность блокировать некоторые атаки.
Сюжет
Сюжет здесь имеется, поначалу даже завлекает. Есть загадочный мир со своим лором: все живут себе припеваючи, но вдруг откуда ни возьмись появляется скверна и начинает мутить рассудки местным жителям. Главные действующие лица — семья героев, естественно, эту скверну должна остановить. Абсолютно обо всех событиях нам повествует рассказчик за кадром. Поначалу слушать его интересно, пока ты ждешь развития сюжета. Позже к этому привыкаешь и перестаешь обращать внимание на события, но их здесь и правда много.
А еще игра постоянно пытается выдавить из вас жалость. В конце истории я уже перестал обращать внимание на все эти напыщенные фразы о семье, любви и прочем, а также о том, что вообще-то мы тут мир спасаем и занимаемся важными вещами. Возможно, я не уделил достаточного внимания сюжету, потому что он банально меня не зацепил. Такие розовоочковые линии повествования попадаются сейчас почти в каждом проекте, вспомнить, например, AC: Odyssey. Тем не менее, неприятных ощущений не остается. Одно исключение касается концовки, но здесь проблема, наверное, в геймплейном плане. Аналогичная ситуация и со звуковыми эффектами и музыкой: что-то играет, что-то стреляет, охает и так далее.
Итог
Говоря о Children of Morta в целом, не хочется называть ее обычным инди-проектом. Это что-то качественно лучше. Проблема в том, что разработчики не смогли или не захотели показать весь потенциал игры. Такое ощущение, что их торопили, и было принято решение отполировать то, что уже работает. Здесь интересные, но очень маленькие подземелья, замысловатая, но не раскрытая полностью прокачка, недоделанный мультиплеер. Возможно, не стоит ожидать чего-то большего от игр такого плана. Однако попробуйте назвать тот же Darkest Dungeon инди-игрой — язык не повернется. В любом случае, это редкий гость для своей ниши, поэтому советую ознакомиться.
Недавно прошел Blasphemous и Children Of Morta - мне понравились (однозначно не шедевр, но игры вышли хорошими как по мне).
Спасибо за обзор!
А то весь инет перерыл - в поисках адекватной информации.
Этот - лучший, на данный момент!
Объективность и отсутствие "минус-то,плюс-это" - приветствую!
Дочитал до слова плюшки. Мрачная игра про скверну и прочее малосъедобное что то... и вдруг плюшки. Хорошо хоть автор не разродился любимым словом жирдосов - вкуснятина.