на главную
об игре
Culpa Innata 17.10.2007
7.8 69 оценок

Culpa Innata. Событие года

Вступление, которое одни читатели найдут полезным, другие – лишним

Давайте уже поговорим о жанре адвенчур искренне. Он живет, стоит, существует благодаря редким играм, продлевающим его жизнь. Инъекции случаются нечасто, именно поэтому жанр временами напоминает мумию, временами – самое прекрасное, во что можно сыграть на компьютере. Вехи сейчас очень редки, последняя датируется 1999-ым годом, появлением The Longest Journey, эпика сокрушительной силы, огромного масштаба, смело охватывающегося две вселенные. Название – да, название не обманывало, путешествие до сих пор не закончилось: FunCom недавно «уронила» в Интернет шараду о Dreamfall Chapters, добавив, что, в общем, пока еще рановато. Издевательство.

2047

Сейчас у нас новый эпик, с не менее проработанной предысторией, но лишенный столь насыщенного основного действия. Неудивительно: изначально это детектив.
2047-ой год, Всемирный Союз, город Адрианополис на границе с Россией. Куда дели Европу, спрашиваете? Авторы придумали свой вариант развития событий в будущем, предусматривающий перекройку современной геополитической карты.
Массовые беспорядки, войны, природные катаклизмы, глобальный экономический кризис. Здесь и новая Великая Депрессия, только с приставкой гипер-, и всеобщий хаос, и восстания – множество событий, дат придумано для придания достоверности течению истории середины двадцать первого века. До красных кнопок дело, к счастью, не дошло, постапокалипсиса не предусмотрено, по крайней мере, на территории того самого Всемирного Союза, первоначально свободной торговой зоны на территории Европы и Америки (Северной и Южной), которую предварительно навестили миротворцы для наведения порядка. Границы укреплены, создана непобедимая армия, наука и технологии улетели высоко за облака, Greenpeas стал писаться именно так и получил статус министерства по контролю за окружающей средой. О его заслугах следует сказать отдельно: вырубка деревьев прекращена, началось восстановление лесов, полностью запрещено использование ядерной энергии, жители Союза не курят и не едят мясо. Стопроцентно здоровый образ жизни. Преступников не сажают в тюрьмы, а направляют на принудительно-добровольное лечение, после чего они забывают о своих злодеяниях. Утопия, одним словом.

Главным является материальное благополучие. Общество максимально цинично и эгоистично, жадность – одно из главных качеств, альтруизм – психологическое заболевание. Дети не знают своих родителей и воспитываются в специальных учебных заведениях, институт брака запрещен. Человек сконцентрирован только на одном, улучшении своего коэффициента развития и звания: от ученика до призванного, чей ранг подчеркивает специальная татуировка на лбу (есть еще самая верхушка, но мы их ни разу не встретим).
Все жилые дома выходят окнами на пирамиду: целый торговый район, состоящий из магазинов, ресторанов и ночных клубов. Антиутопия, одним словом.
Так к какому полюсу склоняется это государственное образование? Идеалистическая мечта или мрачный технократический гротеск? Все без исключения граждане склоняются к первому варианту, ведь они «абсолютно счастливы». Поэтому влиться в общество хотят жители других стран, которых именуют изгоями (rogue-states, в их числе Китай, Индия и Россия), для чего им необходимо пройти курс обучения в академии и выдержать итоговое собеседование. Академия является частью центра мира и безопасности Адрианополиса, где работает главная героиня игры, старший сержант Феникс Уоллес.

Сила диалога

Феникс – обычный житель города, беспрекословно выполняющий свои обязанности, уверенный в совершенстве построенной системы и всеми силами служащий ей. Призвание определяется еще педагогами в детских центрах, ошибки не может быть даже в выборе профессии, поэтому девушка уверенно продвигается по службе, к тому же ей доверяют возглавить расследование нового, сложного и таинственного дела. Убит гражданин Союза, бывший иммигрант Василий Богданов, на территории России (пусть там находится Одесса), но от этого легче не становится: об убийствах в Союзе не слышали уже 15 лет. Происшествие чрезвычайное, и офицер немедленно за него принимается, Начинается, как и было сказано, детектив.
На место преступления выезжать бесполезно, в нашем распоряжении только знакомые и люди, хотя бы несколько раз видевшие Богданова. Самого разнообразного характера, внешности, отношения к жизни, образования и социального статуса, персонажи – одна из важнейших и интереснейших сторон игры. Текста столько, сколько может себе позволить не каждая ролевая игра. Собеседников более пятидесяти: по работе вы вынуждены знакомиться с новыми. Диалоги насыщенны, содержательны и строятся исключительно игроком. Можно с удовольствием прослушать все реплики, выбрать все варианты, можно отметить только ключевые и попрощаться, можно вообще все пропустить (нужные записи останутся в дневнике). Последнее очень маловероятно, особенно если учесть отличную озвучку и постоянно меняющиеся ракурсы камеры во время разговоров. Кроме того, героине поручено проводить упомянутые собеседования с иммигрантами. Они прекрасно разряжают иногда слишком напряженную обстановку. Я, признаться, одного потенциального злоумышленника все же проморгал, зато у остальных обмануть меня не вышло.
Самое сильное впечатление – появление главнокомандующего, одного из призванных. Абсолютно неэмоциональное выражение лица, равнодушный, но четкий, повелевающий голос, от которого бросает в дрожь. Он отлично бы подошел на роль доктора Брина из Half-Life 2. Появление этого персонажа обусловлено и мощным сюжетным ответвлением, что только усиливает его важность и напряженность ситуации.
Следствие с переменной скоростью продвигается вперед, открываются необычные подробности, соприкасающиеся с основным происшествием. Завершается игра также детективом, но главная часть повествования – именно в необязательном сюжетном ответвлении, которое можно вообще пропустить. Правда, сложно представить, что вас не одолеет любопытство и вы лишите себя удовольствия раскрыть причину сбоев в системе и странных посланий. Параллельное расследование подано очень тонко и искусно, неподдельно интригуя, но ни к чему словно бы не обязывая.

Инкрустация

Игровой мир проработан с большой тщательностью. С первых минут вы начинаете привыкать к необычному окружению, изучать законы Союза, исследовать город - осваиваться, иначе говоря. Может показаться, что слишком много внимания уделено предыстории, это так, но упомянуто далеко не все. Пробегитесь по академии, посмотрите исторические плакаты с хрониками событий двух последних веков, стенды организации NGO позволяют узнать о проблемах в странах-изгоях, решенных в Союзе. Конституция, геополитическая карта, даже устав расскажут немало занимательного о государстве и его жизни. Без столь подробной – назовем ее так – экспозиции, своеобразной игры в игре, сюжет не был бы полностью раскрыт, мы бы не увидели динамики развития характера Феникс, успешно (для себя) пытающейся ее замаскировать. Наблюдателю, безусловно, виднее, и тем ценнее изменение внутреннего мира героини. Решающую роль играет в нем та самая необязательная сюжетная составляющая, к которой мы уже не в первый раз возвращаемся. В самом деле, сложно назвать её необязательной, равно как и сны, которые появляются отнюдь не просто так.
Чрезмерная серьезность в нужные моменты разбавляется юмором. Продавец обуви Эл – копия своего тезки из сериала “Married… with Children”, а лучшая подруга прерывает очень важный и напряженный разговор по не менее важной причине – купить платье на распродаже, что, безусловно, должно лучшим образом отразиться на экономике Союза.

Архитектура

Построено приключение нелинейно. Вы выбираете, каких знакомых убитого навестить в первую очередь, какие места посетить, причем список адресов регулярно обновляется. Закончили допрашивать одного свидетеля – на очереди следующий. Днем удастся навестить всего нескольких, ведь ночью есть тоже места, которые необходимо посетить. Работа продолжается целый день. Не все собеседники хотят общаться с органами правопорядка, зачастую приходится выбирать нужные интонации и темп ведения разговора. С кем-то можно спокойно, останавливаясь на любимых телепередачах и магазинах, поговорить и мирно разойтись, к другому следует обращаться согласно официальному этикету, третьему надо пригрозить наказанием за отказ от содействия закону.
Даже в расследовании могут быть неправильные версии, а частые ошибки и необоснованные требования ордеров на арест приведут к «неправильной» концовке. Финал в любом случае оставляет игрока с вопросом «И это все?». Мы ведь ждали еще столько же, как вы смеете нас прерывать? Очень просто, Culpa Innata и без того длится несколько десятков часов. Силы у авторов отнюдь не безграничны, они и так сделали слишком много по меркам современной адвенчуры, так сейчас никто не работает. Уверяю вас, даже Сокаль так не работал.

Мастерство

Испортить роскошное приключение под силу только невменяемым Myst-style пазлам. Как же замечательно, что в «Презумпции виновности» их нет. Все головоломки логичны, доступны и, главное, уместны. О Cyan напоминает только какая-то ерунда с механизмами в магазине Ultimate Faithful, но это единственный пример, к тому же предложенное кручение-верчение вентилей и шестеренок сложным назвать нельзя. Возмущает лишь их вероломное появление.
Три различных варианта мозаики мы решаем при помощи специального оборудования и замечательного компьютера, который умеет сравнивать, воспроизводить изображение, текст, восстанавливать трехмерную графику и многое другое. Любопытными оказались даже задачки с электросхемами; безвыходные ситуации, когда ты уверен, что точно не доберешься до решения (привет, Revelation), не замечены. Нет и возни с инвентарем и применения предметов самым неочевидным способом: их даже комбинировать нельзя (привет, Broken Sword, особенно четвертый).

Обложка

Визуально адвенчура, безусловно, должна выглядеть презентабельно. Увы, это главная проблема Culpa Innata, с которой нельзя ничего поделать. Выглядит игра страшно, очень страшно. Традиционные оправдания вроде выдержанного стиля и дизайна не спасают: надо просто привыкнуть. Да, статичные задники рисовать проще, а здесь полное 3D, но почему тогда всего два разрешения – непонятно. Приятное впечатление, если его можно назвать таковым, оставляют живые модели персонажей во время диалогов: мимика и жесты выполнены действительно здорово, пусть и совсем не технологично (Fahrenheit недостижим).
Случаются неприятности с поведением камеры и pathfinding’ом. Стандартная point-and-click навигация осложнена переходами между локациями, встречаются ошибки с анимацией героини, когда она просто замирает и не реагирует на наши действия. Последние патчи устранили эту ошибку.
В целом же управление вполне обычное, на правой кнопке мыши закреплен специальный PA (personal assistant), содержащий карту для быстрого перемещения, инвентарь, телефон и дневник. Заглядывайте в него чаще, не исключено, что, завязнув где-нибудь в сюжете, вы сразу же найдете там ответ.

***

Из «Итогов 2007» вы знаете, что Culpa Innata – лучшая адвенчура года по нашему мнению. Позволим себе уточнить: лучшая адвенчура со времен The Longest Journey. За восемь лет, но соперничать с красавицей FunCom она не может, ведь сейчас создание приключений – дело затратное и малоприбыльное. Momentum очень долго не могли найти издателя, за это время игра постарела еще больше; что отразилось только на ее внешности, внутренне квесты, как известно, не стареют.
Неизвестная турецкая (именно так) команда создала невероятное – новый эталон жанра. До сих пор непонятно, почему «Презумпция виновности» вышла не в 1994-jм.

P.S. Уже за один факт официального выхода Culpa Innata в России стоит поблагодарить «Акеллу», с остальным сложнее, потому что переведены только тексты. Заметна спешка во время работы над локализацией: иногда появляются совсем элементарные ошибки, некоторые реплики вообще пропускаются, но совсем грубых изъянов, мешающих собственно игре, замечено не было.


Рейтинги:

Геймплей: 10
Графика: 4.0
Звук и музыка: 9.5
Интерфейс и управление: 7.5
Оценка автора: 10

Общий рейтинг: 9.3

Комментарии: 31
Ваш комментарий

Первый. Год стартовал отменно, видимо. Темная лошадка котрую никто не ждал получет оценку как обливион.

0

Интересно, как расчитывается общий рейтинг? Ср. арифметическое 8.2. А как 9.3?

0

надо будет в нее поиграть :)

0

Нифига подобного максимум для этой игры 7.5

0

Впервые слышу об этой игре.

0

За графику 4, а за геймплей то все 10!!!, видать игруха стоящая

0

Игра вышла в прошлом году. И для жанра квестов - это действительно событие, оценка вполне оправдана. Я вот сам где только можно пиарю игру как лучшую в прошлом году. Другой вопрос, что на счет лучшей за 8 лет я бы все же поспорил. Как минимум, забыли про Фаренгейт - там и нелинейность была тоже, и графа лучше, и разнообразия за счет мини-игр больше. Как минимум, не хуже.

0

Тем более, что игра стала лучшей адвенчурой по мнению редакции за прошлый год

0

а вообще по духу и даже по механике где-то игра сильно на Блэйд раннер смахивает от вествуд. вот там был действительно лучший квест

0

demigot Ты прав на счет фаренгейта по любому ему проигрывает и longest journey и culpa innata, видать автор за был про него

0

О Мистах 3 и 4 тоже, очевидно, забыли. И о Runaway. И о многих других. А для автора, похоже, "невменяемый" Myst является "ерундой с механизмами". Нет чтобы признать, что ума не хватило пройти до конца. В квестах вообще упор сделан на мозги, а не на клацанье.

0

на счет мистов автор врятли мог забыть серия известная правда оказалась некому не нужная и канула в небытие

0

Статья на самом деле совсем не пиаристая - из нее следует, что игра слишком неровная, равная и с невнятным финалом. Думаю, на самом деле все обстоит лучше. Из статьи совершенно не понял, что в этой игре хорошего и почему 10. Десятку ставят Великим Прародителям, а не клонам. Но все равно поиграю - просто потому, что люблю адвенчуры. Если окажется хотя бы настолько хорошей, как Ni.Bi.Ru, то буду удовлетворен.

0

"В квестах вообще упор сделан на мозги, а не на клацанье." Квесты бывают разные. Какое может быть приключение без общения с окружающими, без исследования мира. Это тогда не adventure, а чистый паззл. И он по другим раздеоам проходит. Самие лучшие квесты это те, которые грамотно совмещают и болтание, и головоломки. В Кулпе, кстати, так и есть. Что касается Runaway, то там обе игры слишком линейны, слишком несерьезны по духу, там слишком прост мир и его проработка, чтобы тягаться с фаренгейтом или кулпой. это все равно что милую аккуратную песочницу сравнить с котлаваном

0

Каждому свое. Я поставлю по десятке именно Runaway 2 за свежие и светлые впечатления, по силе не уступающие детским, и первому Myst. Ибо первоисточник всего. Но просто удивительно, что автор не обнаружил для себя ни одного качественного квеста с 1999 года.

0

А это и не моя статья, я тут ничего не пиарил. Что касается "чего тут хорошего", то вроде в тексте автор написал же про нелинейность и ветвистые диалоги. вот это и есть главное достижение игры-такого уровня нелинейности, совмещенной при том с очень увлекательным сюжетом и удивительно проработанным миром действительно не было давно. нибуру и рядом не лежал

0

2add05 Интересно, как расчитывается общий рейтинг? Ср. арифметическое 8.2. А как 9.3? Здесь исключение6 в оценка две десятки, такие игры нельзя отпускать с восьмеркой. К тому же для адвенчур графика не столь критична для успешного общения с ними =) 2Russel О Мистах 3 и 4 тоже, очевидно, забыли. И о Runaway. И о многих других. А для автора, похоже, "невменяемый" Myst является "ерундой с механизмами". Не забыли, но они уже продолжения одной игры; третий - игра отличная, четвертый - хорошая, и то из-за графики. Внедрив подсказки, Ubisoft избавила себя от необходимости сделать пазлы логичными, что неправильно. Нет чтобы признать, что ума не хватило пройти до конца. В квестах вообще упор сделан на мозги, а не на клацанье. Хватило, а квесты, да, разные бывают. Главное в любой адвенчуре - сюжет, жанр так и называется - приключение. Runaway - никак не веха, потому что есть Broken Sword, а до него - еще куча от Lukas Arts. из нее следует, что игра слишком неровная Я такого не писал, наоборот, захватывает сильнее с каждым часом, финал - да, но это признак превосходного сюжета, когда хочется продолжения немедленно. Я объяснил: игра и так очень большая, а силы у маленькой команды не безграничны. Из статьи совершенно не понял, что в этой игре хорошего и почему 10 Надо ее прочитать внимательно: предыстория, сюжет, диалоги, персонажи, задачки. Все это более чем великолепно, и последний раз такое разнообразие и в такой пропорции было в The Longest Journey. Десятку ставят Великим Прародителям, а не клонам А это ни разу не клон. Великих прародителей у адвенчур сейчас нет. Все уже изобрели, эксперименты есть, но они очень, хм, "малобюджетны" (Penumbra, например). Ибо первоисточник всего. Всего - это только о пазл-адвенчурах. Сюжетные были до него, уже лет пять, даже больше. Но просто удивительно, что автор не обнаружил для себя ни одного качественного квеста с 1999 года. И такого я нигде не писал. Речь шла о столпах, эталонах.

0

Russell Блин чо ты придрался к MOAA как банный лист? Поставь игру для начала demigot Как минимум, забыли про Фаренгейт - там и нелинейность была тоже Ну я отношу Фаренгейт к жанру "Интерактивное кино", где где, а тут ему равных нет :)

0

2 Russell: "Каждому свое. Я поставлю по десятке именно Runaway 2 за свежие и светлые впечатления, по силе не уступающие детским, и первому Myst. Ибо первоисточник всего." Я только за экран "To Be Continued" поставил бы Runaway 2 не больше семи балов.

0

да ну нафиг графа отстой

0

Это я просто расстроился, что Myst, как показалось, опустили немного. Теперь сел за The Longest Journey и снова радуюсь жизни. :-)

0

Великий прародитель квестов - Full Throttle!! :)) А главное как его перевели, эх были времена, игрушки профессиональные актеры озвучивали, а сейчас что, текст да и только :((

0

Сюжет понравился, но графика - пц! Мир взаимодействующий с персонажем, но с такой визуализацией просто режит глаз. Вообще непонятно зачем так сделано, ведь 2008 год на дворе.

0

2 KoRnEr ну ваще... убейся плиз, или по крайне мере не пиши ничего и нигде.. ИМХО людям которые делают упор на графику нельзя давать слово на игровых форумах. Идите телевизор посмотрите, а ещё лучше на улицу выйдите, там уж точно графа на 11 баллов по 10-ти бальной шкале.

0

графику конечно нормальной делать надо но по ней судить нельзя

0

Игра замечательна от и до. Конечно, с такой графикой появляться сейчас довольно стыдно, но молодая команда разработчиков слишком переоценила свои амбиции, отчего в некоторых местах игра выглядит крайне не ровно, и, к тому же, позволяет себе тормозить (!). Но это лишь малые огрехи. К счастью, они не портят впечатления от потрясающего сюжета и колоритнейших персонажей. Поиграйте в неё. Только не забросьте в самом начале. А то оно довольно затянуто ;)

0

Автор, слишком затянуто. PTZ-M, такие игры делаются для адекватных людей, которые ценят в играх не ее графическое оформление, а то, что находится внутри.

0

Ну и статья. Нет конечно автор молодец, единственный, кто смог! написать столько про такую игру. Полная альтернатива Российской игрокузне. Есть все! Кроме графики :)))) Игра хороша, но никогда не сравнится ни с Фаренгейтом, ни с Бесконечным Путешествием 1.

0

Можно было, на самом деле, еще больше написать :)

0

в игре больше плюсов чем минусов!

0

Ещё бала Сибирь и Сибирь 2

0