на главную
об игре

Обзор Everspace

Тема космоса занимает особое место в мыслях многих людей на нашей планете. Ещё испокон веков человечество смотрело на звёзды и стремилось к ним, и, поэтому, не случайность, что именно астрономия является одной из древнейших наук. Но человек далеко не сразу смог наконец покинуть оковы земного тяготения и полететь в космические дали, да и что уж говорить, наши успехи в этой области всё ещё очень скромны. И пока опыт реальных межзвёздных перелётов может нам только сниться, писатели-фантасты, кинорежиссёры и присоединившиеся к ним позднее разработчики видеоигр изо всех сил стараются заполнить плодами своего творчества существующие в наших знаниях пробелы о такой прекрасной, но в то же время опасной Вселенной. Ну а для нас, конечно же, интереснее всего будут именно видеоигры на эту тему, и об одной из них — космическом roguelike боевике Everspace от студии ROCKFISH Games, я и хочу рассказать в этом обзоре.

На дворе 30-й век. За последнее тысячелетие человечество достигло значительных успехов в освоении космоса и граница колониальной экспансии человека теперь пролегает через Скопление звёзд № 34 (далее «Скопление»), также известное как Скопление Белтегрэйд. К несчастью, Скопление оказалось населённым технологически развитой рептилоидной расой Оккар, с тревогой отнёсшейся к прибытию первых разведывательных кораблей чужаков. Когда же впоследствии за мирными исследователями прибыл вооружённый до зубов Колониальный флот человечества, Оккар попытались прогнать людей силой, что в итоге вылилось в разрушительную, но скоротечную войну. Силы оказались примерно равны, и всё завершилось подписанием мирного договора и созданием особой разделившей планеты Оккар и человеческие колонии Демилитаризованной зоны — больше всего пострадавшего от войны ресурсно-богатого региона, полного теперь космического мусора, остовов военных кораблей и космических станций, а также пиратов и беззаконников всех мастей. Причём патрулирование зоны по условиям договора доверили Оккар, а вот разработку полезных ископаемых многочисленным человеческим коммерческим корпорациям и консорциумам. Непосредственно в Демилитаризованной зоне и происходит действие Everspace, а под управление игрока попадает звездолёт, пилот которого страдает от почти полной амнезии. Ситуация ещё больше усугубляется тем, что протагонист недавно сбежал от неких недоброжелателей, которые вот-вот должны отправиться в погоню, да ещё и патрули Оккар всегда рядом и испытывают необъяснимую враждебность по отношению к главному персонажу. В общем, добро пожаловать в Everspace!

Roguelike игры, Roguelite игры, наконец, рогалики — понятия, в той или иной степени обозначающие разновидность игр, которым чаще всего свойственны несколько общих черт: процедурно-генерируемые игровые уровни и необратимость смерти персонажа. Мне кажется, что первой игрой, заложившей предпосылки для появления космических roguelike игр и roguelike космических симуляторов стала та самая Elite, вышедшая ещё в 1984 году. Сегодня же, на волне прямо подскочившего количества выходящих рогаликов, знакомую формулу предлагает и Everspace.

С самого начала своего приключения, игрок узнаёт от встроенного в интерфейс звездолёта искусственного интеллекта, что получить ответы на мучающие протагониста вопросы удастся, если двигаться по направлению путеводных маячков в сердце Демилитаризованной зоны. Перемещение из системы в систему, а потом и из сектора в сектор осуществляется посредством гиперпространственных прыжков, для которых, в свою очередь, нужно топливо. Закончилось топливо?Надо заправиться. Казалось бы всё просто, совершай прыжки и двигайся к цели. Но Демилитаризованная зона таит в себе многие опасности. Так начинающий пилот может погибнуть от попадания в чёрную дыру, в бою с Оккар или пиратами (в русском переводе залихватски называются «Вольница»), в результате случившейся из-за полученных повреждений разгерметизации кабины, натолкнувшись на космическую мину или врезавшись в астероид. И в каждом случае итог будет один: потеря корабля со всеми собранными ресурсами, установленными приборами и вооружением и необходимость всё начинать сначала. Зато у игрока останутся полученные в ходе предыдущей попытки деньги, на которые можно будет приобрести улучшения для своего корабля. Эти апгрейды называются «чертами» (в оригинале — perks) и, помимо изменения тактико-технических характеристик звездолёта, открывают доступ к более широким игровым возможностям, вроде повышения шанса найти редкие ресурсы или улучшения взаимоотношений с крупнейшей межзвёздной корпорацией Скопления, что иногда позволит рассчитывать на прибытие подкрепления для отражении атак беззаконников. Погибли? Улучшили корабль, учли предыдущий опыт и начали движение к последнему сектору заново. Проиграли снова? Извольте повторить цикл опять. И так до тех пор, пока успешно не доберётся до пункта назначения.

На выбор игрока предлагается 3, а с приобретением дополнения «Encounters» (Неожиданные встречи) — 4 разных корабля: Перехватчик, Разведчик, Канонерка и Часовой из дополнения. Поведение и стиль игры каждым из звездолётов немного отличаются благодаря свойственным каждому из них особенностям и ограничениям. Например, перехватчик и разведчик более быстрые и маневренные, чем канонерка, но проигрывают ей прочностью корпуса и стартовым количеством вооружений, зато на тяжёлой канонерке нет базовых дефлекторных щитов. На каждый корабль можно установить до нескольких видов основного и вспомогательного оружия и различное полезной оборудование, причём некоторые виды пушек, ракет и технических средств ограничены конкретными классами звездолётов.

Управление кораблём получилось очень удобным, и осваиваешься с ним действительно быстро. Тем самым списать свои поражения на управление едва ли получится. Но сама игра получилась весьма трудной и не прощающей ошибок, в общем, «roguelike», как он есть. Зато грамотно подобранное оружие и корабельные системы решают очень многое, повышают шансы на успех и даже иногда дают шанс преодолеть тонкую грань между неминуемой гибелью и чудесным спасением.Так, наконец-то впервые прибыв в последний седьмой сектор, мне пришлось сразиться с несколькими волнами атакующих вражеских звездолётов. Под конец последней волны корпус верной канонерки был повреждён настолько, что автоматически сработал прибор «аварийный щит» — последний рубеж живучести корабля, включающийся, когда остаётся только 1% прочности обшивки. Времени на раздумья о том, что же делать дальше оставалось всего на несколько секунд (ровно столько действует щит), и я решил использовать какую-то редкую навороченную ракету, описание которой сулило огромные повреждения всем кораблям в радиусе её действия. Мне как раз хватило остающихся до отключения щита мгоновений, чтобы выпустить чудо-ракету в скопление врагов, развернуть корабль на 180% и рвануть куда подальше от зоны поражения. Каково же было моё удивление, когда одновременно с истощением аварийного щита разом погасли и красные стрелки по краям экрана, обозначавшие ещё недавно находившееся за моей спиной кучное скопление оппонентов — их всех накрыло взрывом, а мне удалось успешно добраться до финиша.

Сражения в игре вовсе не являются обязательными. К тому же далеко не сразу получится на равных потягаться, скажем, со средним корветом и его сопровождением или большущим боевым крейсером. Но в некоторых звёздных системах будут встречаться передатчики, не дающие совершить прыжок в гиперпространство. Понятное дело, что генераторы помех необходимо будет найти и отключить, и уж совсем маловероятно, что они окажутся без охраны.

На протяжении всего прохождения игрок будет находить большое количество разнообразных ресурсов: газ, кристаллы, топливо, гель, плазма и другие, включая более редкие тёмную материю и энергию. Их можно как «добыть» из их месторождений, а, точнее, попросту расстрелять богатый рудой или кристаллами астероид, так и подобрать после уничтожения вражеских кораблей и среди космического мусора. Ресурсы используются для создания новых видов оружия, улучшений уже существующих пушек, а также сборки полезных систем корабля. Но ещё для этого понадобятся чертежи, а их надо заботливо собирать по всему Скоплению. Хорошей же новостью является то, что чертежи не отбирают после гибели вашего персонажа. В довершение всего Everspace предлагает сразу три уровня сложности, трудность которых прямо пропорциональна размеру получаемых в ходе приключений наград.

Помимо сражений и непосредственного путешествия в пункт назначения, пилота ожидают и некоторые другие события и развлечения. Так игрок будет периодически получать небольшие задания из серии «слетай-найди-принеси». Набор подобных миссий и их разнообразие были расширены платным дополнением Encounters, которое станет доступным одновременно с релизом Everpace, но то, что предлагается базовой игрой, к сожалению, не отличается особой оригинальностью, хотя и не лишено порой юмора. Мне вот как-то довелось возвращать коммерческой корпорации груз каких-то...полотенец. Но если уж с побочными задания у игр пока не сложилось, то с исследованием космоса у неё все в порядке. Например, в Скоплении № 34 расположилась сеть загадочных сооружений цивилизации Древней. Это зловещие, на первый взгляд заброшенные огромные постройки, представляющие собой своеобразные гиперпростанственные врата и хранилище технологий. Каждое такое хранилище окружает Древний страж — мощный враг, победа над которым позволит получить образец чужеродной технологии. Кстати, все хранилища за одно прохождение найти не удастся, что является дополнительным стимулом для продолжения приключений.

те самые гиперпространственные врата, позволяющие совершить следующий прыжок без использования топлива

Сюжет игры не отличается особым размахом, а по сути рассказывает историю всего одного человека и нескольких других людей, судьбы которых переплелись в результате общего для них инцидента. Я нарочно не раскрываю деталей истории, но могу сказать, что её страницы будут по кусочкам собираться на протяжении всей игры, и в конечном итоге она оказывается весьма интересна. Более того, первое завершение игры несёт с собой небольшой сюрприз — становится известно, что игра на этом не заканчивается, что у главного героя появляется новая цель и его ждут встречи с другими персонажами и врагами. Это радует, и лично мне было интересно узнать, чем же всё закончится. Да, проект отличается некоторой репетативностью игрового процесса, но стоит лишь немного освоиться, прекратить череду бесславных поражений в первые часы игры и отправиться вперёд по сюжету, попутно любуясь видами космоса, занимаясь поисками полезных технологий и руин Древних, находя на местах кораблекрушений судовые журналы непутёвых пилотов прошлого (кстати, большая часть этих дневников была написана людьми, поддержавшими игру на Kickstarter), как рутинность отходит на второй и даже десятый план. На взгляд изрядного количества игроков игре не хватает контента, но её костяк получился действительно хорошо проработанным, и будет преступлением, если разработчики не будут поддерживать игру выпуском нового контента.

Наверное, единственное, что в игре всё-таки вызывает у меня раздражение, это постоянное преследование со стороны флотилии кораблей Оккар, с завидной регулярностью прибывающей почти в каждую систему, где находится игрок. Уже очень скоро я понял, что на начальном этапе прохождения вступать с ней в бой глупо. Даже в случае победы, повреждения системам корабля будут несоразмерны полученным из обломков вражеских звездолётов трофеям. Вот и получалось, что, каждый раз заслышав сигнализирующую о приближении флота Оккар сирену, я бросал исследование каких-нибудь многообещающих обломков космической станции и начинал спешное бегство в гиперпространство, а иногда доходило до того, что даже дозаправиться и починиться при этом не успевал.

Графическая сторона проекта хороша, а картины космоса захватывают дух. Облака плазмы, пояса астероидов, чёрные дыры и тёмные туманности, солнечные и электрические бури — все они снова и снова требуют нажатия кнопки «share» игрового контроллера, отвечающей за создание снимков экрана, но почему-то в динамике всё смотрится лучше, чем на неподвижных кадрах.

Звуковой ряд демонстрирует всё то, чего хотелось бы обнаружить в космической «леталке». Да, уже давно известно, что «В космосе никто не услышит твой крик», так как звук в космосе попросту не распространяется, но взрывы, рёв двигателей, сигнализирующие об опасности или отказе корабельных систем сирены — все это есть в Everpace и позволяет получить от звёздного путешествия максимально возможное удовольствие. А вот музыкальные темы хоть и навевают мысли о фантастических фильмах про освоение космоса но, как мне показалось, не блещут особым разнообразием: уже очень скоро они начнут повторяться. В игре также присутствует русская локализация в виде субтитров. Качество её вроде бы неплохое, но местами бросается в глаза и некоторая небрежность: изредка встречаются непереведённые слова и опечатки, одна из которых есть даже в главном игровом меню.

Everspace — это выживание в чужом, бескрайнем и опасном космосе. Беря за основу базовые механики roguelike игр, геймплей не прощает небрежности и ждёт от игрока собранности и готовности учиться на своих ошибках. Каждое новое поражение ещё на один шаг приближает возможность раскрыть новые грани проекта и начать получать настоящее удовольствие от игрового процесса — но только при условии, что вас не испугает рутина первых неудачных попыток. Уже сейчас игра предлагает прекрасные виды космоса, удобное управление и неплохой потенциал реиграбельности, но, что парадоксально, страдает от пока ещё сохраняющегося недостатка контента. В случае, если разработчики продолжат поддерживать космический боевик выходом регулярных обновлений и дополнений, у Everspace появятся шансы занять более заметное место среди представителей жанра и расширить постоянную аудиторию игроков.

Комментарии: 2
Ваш комментарий

Чет подсел на космолеталки. Сейчас гамайю в Гелакси он Фаер 2. Надо будет и эту заценить.

1

Vaipen Не стоит, по сравнению с gof2 эта everspace - фигня. Хотя, наверное, не нужно их сравнивать - жанры предельно разные, хоть это и не очевидно.

-3