«Представители FIFA сказали мне, что когда я поеду в Цюрих, в мире будет 2 миллиарда футбольных фанатов, - заявил глава EA Sports Питер Мур, когда FIFA 10 показывали на стадионе "Арсенала" "Эмирейтс", - а мы продали только 10 миллионов копий игры». Эта проблема показывает, насколько честолюбивые замыслы у этого откровенного руководителя. Несмотря на успех FIFA 10 - без сомнения лучшего воплощения прекрасной игры (самый быстрораскупаемый спортивный проект в истории, который стал домом для 3 миллионов онлайн-матчей, после того как вышел в конце прошлого года) - Мур все продолжает продвигать серию дальше.
Наступил следующий год, и наконец стало ясно, как EA Sports планирует осуществить это продвижение, и как они намереваются заполучить почти два миллиарда людей, играющих в футбол. «Мы ответим на вопрос, насколько дальше может развиться футбол, - рассказывал Мур толпе журналистов, собравшихся на стадионе "Челси" "Стэмфорд Бридж". - Спорт в будущем, такой, каким мы его видим, будет вызывать переживания в независимости от эпохи, платформы и бюджета, и эта его вездесущность - ключ к тому, к чему мы стремимся».
На сцену выходит FIFA Online - грядущая PC-игра, которая перейдет дорогу остальному футбольному выводку EA. Во-первых, она смехотворно проста, так как управляется только при помощи мышки, не занимая вторую руку, с помощью которой можно уплетать бутерброд с сыром, так что проект прекрасно подойдет для обеденного перерыва. Но что более важно: играть можно будет бесплатно, а скачиваемый клиент тоже распространяется свободно.
Это не первый раз, когда EA развивает серию FIFA в этом направлении. А пока FIFA Online была анонсирована, ее предшественница с вводящим в заблуждение названием FIFA Online 2 (разработана EA Singapore) постоянно набирает силу в Азии, - на рынке, который традиционно более отзывчив к бесплатным играм. Тем не менее, на Западе подобный подход получает развитие в первый раз.
Так что игру переделывают в соответствии с другими запросами аудитории, и сразу же понятно, что предложение впечатляет. 30 лиг сразу поднимают проект на небывалую высоту, таким образом обеспечивая 500 команд для онлайн и офлайн матчей. Их будет «моторить» движок FIFA 10, по наследству от которой достанется блестящая графика и глубина геймплея этого живого проекта. Переделки, которые были сделаны, значительны и тщательно продуманы: движок делается полностью масштабируемым, а это значит, что игра будет запускаться на лэптопах с далеко не звездными характеристиками. Это необходимая особенность, так как EA планирует охватить широкую аудиторию.
Тем не менее, наиболее очевидным нововведением является система управления. FIFA игралась с управлением и раньше: в PC-версии FIFA 09 были позаимствованы некоторые улучшения по этой части из Wii-варианта, когда игра контролировалась движениями мыши и кликами, а работало все это в связке с клавиатурой. FIFA Online доводит эту систему до конечной точки: все движения осуществляются при помощи «грызуна».
Управление потрясающе интуитивно: игроки с мячом следуют за курсором на экране, бегая тем быстрее, чем дальше от них удалена стрелка. Щелчок левой клавиши активирует пас, а более длительное нажатие отправляет кожаный снаряд в заданное нами направление; правая кнопка зарезервирована под удар. Настоящим чудом является то, как такой простой системе управления удается сохранить сложность FIFA 10, - черта, которой по понятным причинам гордится продюсер игры Эдриан Блант.
«Мы потратили много времени, работая над этой системой управления, создав много пробных версий, чтобы сделать ее как можно более простой и интуитивной, - поведал нам Блант. - Задача заключалась в том, чтобы взять сложную и глубокую систему управления и сделать ее варьируемой. Вся механика для других средств ввода здесь тоже есть: вы также можете играть с геймпадом и клавиатурой, равно как и с мышью. Если кто-то играл в FIFA 10 раньше, то он сможет выбрать любое устройство с самого начала».
А еще FIFA Online - это нечто гораздо большее, чем просто упрощенное ответвление серии. Традиционный игровой процесс простирается на три режима: "Турнир", "Друг против друга" и "Чемпионат мира". Они дополнены некоторыми уникальными чертами: например, система набора опыта объединена в рейтинговую таблицу, чтобы помочь создать обширное сообщество по всему миру, в то время как онлайновые лиги будут безусловными локомотивами всего процесса.
Будут присутствовать и микротранзакции, но они не являются обязательной частью игрового процесса. «Мы сосредоточили свои усилия на том, чтобы геймплей был бесплатным, - заверил нас Блант, - а бесплатность подразумевает, что я могу играть в саму игру, и мне никогда не придется платить за это». Пока еще не было заявлено, что можно будет покупать, однако сейчас нам намекнули, что это будут предметы, которые позволят геймерам развиваться ускоренными темпами, но давать какие-либо преимущества в самих матчах не станут.
Владельцы персональных компьютеров, которые в бешенстве от отхода EA в сторону от привычного формата, волнуются, что FIFA Online обозначит конец основной серии для платформы, но EA убеждена, что оба проекта могут сосуществовать. «У нас все еще есть планы касательно FIFA 11 на PC, - сказал Блант. - Эта игра не заменит какие-либо проекты из серии FIFA, которые мы производим, и будет жить параллельно с уже существующими и выходящими продуктами. Мы ведем речь об игре, которая направлена на более широкую аудиторию, - она не нацелена переманить часть уже существующих покупателей наших проектов. Эта другая игра для других людей».
Но будет ли движение в обратную сторону: то есть, окажут ли неизбежные улучшения в FIFA 11 влияние на FIFA Online, и не придется ли ей потесниться в будущем? «Это интересный вопрос, игра все время будет эволюционировать. В отличии от традиционных игр вроде FIFA 10 и следующих наших проектов, FIFA Online не будет выходить ежегодно. Она будет постепенно развиваться, а направление этого развития будет определяться сообществом. Если люди захотят видеть другой игровой процесс, тогда FIFA Online будет эволюционировать в эту сторону».
В то же время FIFA Online обладает потенциалом, который может изменить облик игр жанра. Это эксперимент, который значит нечто большее, чем просто обозначение направления, в котором хочет двигаться EA. Если он окажется успешным, то революция может поджидать нас буквально за следующим поворотом. А это может случиться уже этим летом. На это время назначен запуск открытого бета-тестирования, в то время как закрытое уже началось.