Большинство из нас начали играть в видеоигры еще в детстве. Некоторые из нас уже сами стали папами и мамами, которые с опаской смотрят на популярные современные тайтлы. Например, на онлайн-шутер Fortnite. Яркая, динамичная, бесплатная и регулярно пополняемая новым контентом игра стала настоящим феноменом, заметным далеко за переделами геймерского комьюнити.
Повальная увлеченность Fortnite начала создавать напряженность в семейных отношениях. Родительские форумы Великобритании (а ситуация в других странах вряд ли отличается) пестрят темами вроде «Превращает ли Fortnite вашего ребенка в засранца» или «Fortnite разрушил нашу жизнь». В них множество историй о том, как красочная стрелялка привела к падению успеваемости детишек в школе и превратила их в «агрессивных монстров». Действительно ли творение Epic Games имеет большое негативное влияние на неокрепшие умы молодого поколения или просто кое-кто сгущают краски? За ответами на эти вопросы автор PC Gamer Алекс Уилтшир обратился к исследователю и психиатру.
Детишки, игры и исследования Экспертами Уилтшира стали психиатр и автор книги «Видеоигры и зависимость: руководство для родителей» Курош Дини, а также психолог-исследователь и директор благотворительной организации Take This Рейчел Коверт, которая занимается влиянием игр на психическое здоровье детей. Основные тезисы разговора получились следующими: Многочисленные исследования доказали отсутствие связи между насилием и видеоиграми. Однако поскольку уверенность в ее наличии все равно никуда не девается, тратится больше денег на новые изыскания, даже если большинство из них развенчивают стереотип. При этом исследований на тему влияния видеоигр на психику человека очень мало, а ведь те могли бы раскрыть другие реальные проблемы, помимо насилия. Раздобыть финансирование на такие изыскания очень сложно
Имеется множество случаев, когда дети так увлекаются интерактивными развлечениями, что перестают общаться со сверстниками, не выходят на улицу и начинают плохо учиться, а когда родитель пытается запретить доступ к игре – начинаются истерики. Но корни проблемы не в Fortnite и т.д., они скорее выступают отражением других неурядиц в жизни. Возможно, ребенок имеет проблемы с общением, поэтому он ведет вторую жизнь онлайн. У них могут быть проблемы с контролем, поэтому игры выступают убежищем от перевернутой с ног на голову домашней жизни или даже от оскорблений. Видеоигры могут стать точкой самоидентификации или редким местом, где можно себя почувствовать мастером в чем-то. Игры скорее выступают средством эмоционального самолечения, через которое проходят различные проблемы.
Слово рейтинговых агентств Европейская организация PEGI определяет Fortnite как проекта для аудитории 12+ из-за частых сцен легкого насилия. Их коллеги из ESRB присвоили ей рейтинг Teen (13+) из-за «частых выстрелов, взрывов и криков боли». А родителям не стоит акцентировать внимание на негативных аспектах видеоигр, забывая об их пользе. И помнить, что увлечение видеоиграми может быть не банальным эскапизмом от рутины, но маркером наличия проблем, требующих внимания.