на главную
об игре

Gray Matter. Приключение разума

Не хочется начинать рассказ о великолепной Gray Matter с того, что ее разрабатывали семь лет, сперва при поддержке коварной The Adventure Company, сейчас почти разорившейся; что отвечала за игру некая Tonuzaba Entertainment под руководством Джейн Дженсен (Jane Jensen), автора трилогии Gabriel Knight; что проект заморозили в 2004-ом, а в 2006-ом разморозили и приютил его немецкий издатель dtp Entertainment; что в 2008-ом он переехал к команде Wizarbox, то есть из Венгрии во Францию, но сценаристом и игровым дизайнером по-прежнему оставалась миссис Дженсен; наконец, что этой весной стало известно о готовящейся версии для Xbox 360 (о, сколько шума поднялось из-за новости среди тех, кто все еще ждал адвенчуру: упростят! испортят! сделают трехмерной!); что незаметно в конце октября появилась немецкая – на самом деле двуязычная – версия. И не будем. Поговорим об игре.

Со второго взгляда

Дождливой октябрьской ночью Саманта Эверет случайно очутилась в пригороде Оксфорда. Она направлялась в Лондон, чтобы попасть в «Клуб Дедала», секретное логово европейских фокусников. Из-за непогоды Сэм оказалась перед воротами старинного особняка как раз в ту секунду, когда оттуда в ужасе выбежала другая девушка.

Оказывается, она должна была стать ассистенткой доктора Стайлса, хозяина дома, и эту роль на себя взяла главная героиня. Именно роль, поскольку сначала она собиралась лишь переночевать и отправиться дальше по своим делам, но, узнав, что у «Клуба Дедала» есть свой магазин в Оксфорде, Саманта решает задержаться в знаменитом городе. Тем более что работодателю совершенно безразлично, кто она, чем занимается, ему нужна только небольшая помощь. Гостье тоже терять нечего: автостоперу редко везет с хорошим жильем, обедом и сотней фунтов в неделю.

Конечно, надолго Саманта осталась не только из-за этого. Появятся гораздо более важные причины, следующие из образа жизни девушки и ее необычного характера, знакомством с которыми вы займетесь сами, но с которыми будет не так просто примириться игрокам, привыкшим к другим героиням приключенческих игр.

Настораживает внешность американки: хоть она и бывший гот, но выглядит как гот самый настоящий. Такой прием Джейн Дженсен использует, безусловно, намеренно. Привязаться к Эйприл Райан, Кейт Уокер или Виктории Макферсон очень легко после первого знакомства с ними, проще становится и сопереживать им. Проникнуться симпатией к Саманте получается (или хочется) не сразу. В чем виновата не она, а – обобщенно – мы. Сценарист поставил перед собой непростую задачу и блестяще с ней справился. Стоит провести один час в мире Gray Matter, и мы начнем видеть его глазами героини. Ее поступки перестают казаться такими уж странными, она прекрасный собеседник, очень эрудированный, к тому же доля безумия и хаоса превосходно контрастируют со строгостью и традиционностью Старой доброй Англии.

Первое поручение Саманты – найти шестерых добровольцев для эксперимента доктора Стайлса, нейробиолога, занимающегося нарушениями работы мозга. Хотя студентам всегда нужны деньги, найти их оказывается сложно. После упоминания имени доктора прохожие немедля отмахиваются от девушки, даже не объясняя причины. Несколько неудачных попыток приводят ее к замечательному выводу: «Похоже, я работаю на Дракулу». Как бы то ни было, четверых найти получается среди первокурсников (учебный год ведь только начался), но так ли ужасны занятия таинственного ученого, которого чуждаются в Оксфорде? Gray Matter предлагает нам сыграть за него и ответить на этот вопрос.

Призрак Оксфорда

Дэвид Стайлс – один из известнейших ученых в мире. Его гипотезы и исследования в области нейробиологии резко отличаются от традиционных, что снискало ему не только всеобщее признание. Но думать о нескольких противниках доктору некогда: жизнь его слишком интересна. Точнее, была ей до 2002-го года, когда после страшной автокатастрофы погибла жена Дэвида Лаура. Пытаясь спасти ее, Стайлс чуть сам не сгорел – с тех пор половину его лица закрывает маска, почти как у Призрака Оперы. Дэвид бросил все свои привычные занятия, работу в университете, и затворился в родовом особняке. Он целиком погружается в воспоминания о жене и обращается к исследованиям сверхъестественных способностей мозга, чтобы вернуть Лауру. Именно поэтому ему потребовались шесть добровольцев для участия в эксперименте, однако во время его проведения происходят странные события в Оксфорде: сперва безобидные, затем все более опасные. Связаны они с опытами Стайлса или нет – вот что предстоит выяснить.

Драма или детектив

У Дэвида и Саманты разные предположения о причинах случившихся аномалий, разные методы их проверки. Сэм постоянно в движении, бегает из одного конца города в другой, проверяет все возможные версии, подозревает буквально всех, вплоть до наивных обвинений и даже шантажа уважаемых людей. Она чересчур эмоциональна и экспрессивна, она искренне хочет помочь несчастному доктору, которого видит жертвой чьей-то авантюры, ведь в его доме тоже начинает твориться не пойми что, словно кто-то играет с разумом ученого. Отчаянные попытки Сэм добраться до правды вовсе не раздражают, хоть и кажутся иногда глупыми. Но по-детски глупыми, вызванными ее недоверчивостью к окружающим, на что есть свои причины, о которых я здесь больше не имею права распространяться.

Более трети Gray Matter посвящено размышлениям и сомнениям Стайлса, переходящим в самокопание. Они прекрасно отвлекают от суетливого расследования Сэм. В одной из глав Дэвид бродит по парку и пытается восстановить в памяти с помощью запахов, музыки, вкуса апельсинового мороженого одну из прогулок с Лаурой. Блестящий, красивый эпизод, стоящий целой игры: послеполуденный осенний лес, озеро, осторожные воспоминания создают особое меланхолическое настроение.

Наблюдение за меняющимися образами Сэм и Дэвида, за их общением с другими персонажами и друг с другом соседствует с детективной историей. Хорошей, добротной, но все же детективной. Да, подобного и ждешь от наследника Gabriel Knight, но, раз авторы оживили столь потрясающих главных героев, невольно требуешь еще большего внимания к ним, еще более полного соприкосновения с ними. Повествование цельно и закончено, да и занимает не меньше пятнадцати часов, которые нельзя наполнить одними лишь диалогами и мыслями вслух. К счастью, Джейн Дженсен отвечала и за игровой дизайн.

A beautiful grey matter

Она встроила в сюжет чуть упрощенный point-and-click. Никаких 3D, QTE и превращений в Heavy Rain. Предметных головоломок крайне мало, в основном требуется использовать один объект на другом и внимательно обследовать экраны курсором. При всем желании, несмотря на кое-какие подозрительные моменты, обвинить в пиксель-хантинге адвенчуру не получается. Квестовая механика проработана досконально, нелогичных действий нет вообще, равно как и вставных пазлов (есть, правда, один лабиринт, но он появится не просто так). Отдельно стоит отметить карту. Мы не только мгновенно перемещаемся из одной в локации другую – нам подсказывают, какие из них необходимо посетить, а в каких лучше не наматывать круги. Похвалы достойна и задумка с индикаторами прохождения: задания каждой главы распределяются по нескольким темам, порядок обращения к которым мы выбираем самостоятельно (Сэм, например, находит студентов для эксперимента и разгадывает ребусы «Клуба Дедала», а Дэвид обрабатывает результаты опытов и готовится к новым). Нелинейности здесь разве что несколько капель, но даже такая свобода разнообразит и без того насыщенное приключение.

Поиск нужных «горячих точек» и диалоги обязательно перемежаются с чем-нибудь необычным. Сэм часто обращается за помощью к фокусам, чтобы раздобыть нужный предмет или расположить собеседника. В ее арсенале «магическая» книга и весь ассортимент магазина «Черная волшебная палочка». Трюки выполняются в виде своеобразной мини-игры: для каждой мы устанавливаем правильный порядок манипуляций с предметами. Дэвид же, как и подобает ученому, довольствуется настройкой медицинских приборов и анализом томографических снимков. Чрезмерная простота и не очень умело спрятанные триггеры, активирующие определенные события в определенный момент, – придирки, о них не стоило и вспоминать, поскольку последняя глава действительно очаровывает. Роскошно нарисованные задники, мастерски вплетенные одна в другую головоломки и шикарные музыкальные композиции словно подытоживают за нас впечатления от Gray Matter.

Непонятным остается только существование версии для Xbox 360. Адвенчуру купят только те, кто следил за ее непростой разработкой, кто ждал ее, кто ценит проекты Джейн Дженсен. Дело не в том, что таковых нет среди аудитории Xbox 360 (глупость космическая), а в том, что Gray Matter спокойно запустится на компьютере пятилетней давности. К тому же в квесты удобнее играть на PC или Nintendo DS.

***

Хорошей приключенческой игре мы всегда рады. Gray Matter – великолепная приключенческая игра. Наверное, она могла бы быть лучше, потому что стремится одновременно быть детективным расследованием и сложной психологической историей. Я не могу однозначно причислить ее к первому или второму жанру. Пусть каждый сам для себя это решит.


Рейтинги:

Геймплей: 9.0
Графика: 8.0
Звук и музыка: 9.5
Интерфейс и управление: 8.5
Оценка автора: 8.5

Общий рейтинг: 8.9

Комментарии: 17
Ваш комментарий

&feature=mfu_in_order&list=UL - видео.

0

неохото читать скажите это просто хороший квест или там есть элементы хоррора? просто в обычные квесты скукотища играть)

0

Очень уважаю качественные Квесты\адвенчуры,где ставку делают на сюжет,диалоги,персонажей и красивые декорации...игра отличная.)

0

Впервые слышу, но меня заинтересовало. Посмотрим, выйдет ли версия для Xbox.

0

Ммм, а разве дата выхода не в Феврале следующего года? 4irkA Уже давно пылится на торрент трекерах.

0

Gray Matter ВЫШЕЛ? О_О А-а-а-лилуя! О_О

0

Придётся напрягать "grey matter" и играть на английском, ибо локализаторов не дождёшься.

0

ну тож не знаю, поиграем посмотрим)

-1

Уже и не верил что выйдет.) Но если все написанное - правда, то это квест года.

-1

Походу) Ничего путного больше не анонсировано, с оценкой согласен) Издатель: Мамба Геймс, улыбнуло)

-1

Блин, как я джу эту игру, Джейн не подведет, она никогда не подводила:) Из глубины души так и хочеться прокричать: "Джейн ну сделай Гейба 4-го, мы все же его еще больше ждем"

-1

На такой обзор было бы неплохо и видео сделать!

-1

Хороший обзор, надо будет поиграть.

-1

Какой хороший обзор - сразу захотелось поиграть в игру

-1

мда, любоваться на песочные часы и статичные экраны, 20 лет назад было ровно также..

-1