Компания Paradox известна каждому поклоннику жанра стратегий. Шведские разработчики уже который год занимаются симуляцией альтернативной истории в сериях Europa Universalis, Crusader Kings и Victoria. Каждая из них охватывает какой-нибудь важный период времени в истории человечества. Событиям Второй мировой как раз и посвящена линейка Hearts of Iron. Четвертая часть, вышедшая в этом месяце, стала больше, лучше, сложнее.
Наверное, каждый из вас задавал себе вопрос «а что, если?». Что случилось бы, если бы Римская империя так и не родилась? Если бы Карл Великий не создал государство франков? А если бы Наполеон не проиграл? Paradox дает возможность проверить все возможные варианты развития событий.
Стоит сразу сказать, что хотя Hearts of Iron 4 похожа на остальные глобальные исторические стратегии Paradox, в ней есть много ключевых отличий, задающих общий тон серии. И даже те, кто играл в Europa Universalis, будут чувствовать себя зелеными новичками на европейских полях сражений.
События Hearts of Iron 4 симулируют не только шесть лет Второй мировой войны, но и предвоенный период. Вы застанете и гражданскую войну в Испании, и известный Мюнхенский съезд, который часто называют Мюнхенским сговором, благодаря которому немцы отторгли от Чехословакии Судетскую область.
Сперва все кажется довольно знакомым: глобальная карта, поделенная между разными странами, разрисованными в разные цвета, фигурки армий и флотов, крупные города и границы десятков разных регионов. Казалось бы, все довольно просто, но это впечатление обманчиво. Hearts of Iron 4 — самая сложная из всех игр Paradox, в которые вы когда-либо играли. Пожалуй, часто даже излишне сложная. Серия замкнулась в себе и открывается либо тем, кто способен потратить полдня на детальный разбор механик, либо преданным поклонникам, ждавшим эту игру больше, чем все остальные вместе взятые. И обучение практически никак не подготовит вас к тому, что вы встретите. Но обо всем по порядку.
В отличие от остальных игр Paradox, Hearts of Iron 4 — не песочница, а сценарий. Да, конечно, у вас все еще есть относительная свобода действий, но в определенных рамках. Так, вы можете вступить в войну с Рейхом сразу же после отторжения части Чехословакии, а можете подождать раздела Польши. Разумеется, только если вы выбрали сторону союзников. Американцы вполне могут позволить себе посидеть в изоляции, а страны Оси — первое время делать практически все, что им заблагорассудится. Но, рано или поздно, в войне будут участвовать практически все. Конечно, перед входом в игру можно убрать функцию моделирования исторического поведения, но даже в таком случае ИИ всегда настроен на войну. Как обычно, кроме стандартных участников конфликта, в Hearts of Iron 4 можно выбрать абсолютно любое государство для игры. Даже маленькую Латвию, хотя тогда вам и будет до невозможности сложно. Ну и уж точно не стоит выбирать Польшу.
Ваши выборы во внутриигровых событиях могут иметь далеко идущие последствия. Вплоть до того, что союзники могут начать воевать с СССР, или еще что похуже. Это замечательно и позволяет по-настоящему раскрыться вашему таланту стратега.
Очень важно понимать, что Hearts of Iron 4 — это игра о выборе и его последствиях. Вы получаете под контроль преимущественно огромные империи. Британия? Колониальное государство с доминионами в Азии, Африке, Полинезии, Северной и Южной Америках. Италия? Половина Африки под вашим контролем. Советский Союз? Самое громадное государство на Земле. Именно вам предстоит решить, по какому пути развивать каждый из этих регионов. Вся экономика государства строится на заводах двух типов: гражданских и военных. Первые производят необходимые населению товары и ресурсы и могут быть использованы для торговли. Вторые — основа вашей военной мощи. Ваши отряды требуют обмундирование и патроны для войны, ваши моторизированные бригады — новую технику. В отличие от той же Europa Universalis, отряды здесь не могут действовать автономно. Огромную роль в боеспособности играет снабжение.
Примитивные войны «армия на армию» в Hearts of Iron не работают. В игре важно уничтожать линии снабжения, заводы — основу экономической мощи. Отряды создают не просто корпуса, а целые фронты. Позиционная война и окопы — вот ваша тактика. Ну и отрядов гораздо больше. Каждый корпус можно отредактировать, добавив туда единицы поддержки, артиллерию или танки, сформировав такую армию, которая, по вашему мнению, будет самой эффективной.
Разумеется, построить все к началу войны просто невозможно. Бросившись возводить укрепления в какой-нибудь Бельгии, вы обнаружите, что к 1939 году у вас практически нет промышленности. А застроив все заводами, практически гарантированно потеряете Сингапур и Гонконг в пользу Японии.
С исследованиями и развитием армии тоже не все так просто. В игре есть десяток разных технологических древ, в которых сам черт ногу сломит. Всякого разного столько, что ты просто не знаешь, что выбрать следующим. Помимо технологий, есть и национальные фокусы, представляющие своеобразные государственные политики. Среди них есть и улучшение дипломатических отношений, и бесплатные здания. Кроме того, через них можно получить причину для войны, поскольку государства не могут просто так на кого-то напасть. Им обязательно нужно оправдание. Важен и опыт ваших войск, который также можно получить через фокусы. С его помощью предстоит развивать отряды и отдельные единицы техники. Навесить на тяжелый танк дополнительную броню? Нужны единицы опыта. Добавить в пехотный корпус полевой госпиталь? Пожалуйста — за ваш опыт любой каприз. Накапливается он очень медленно и поэтому очень ценен.
Единственное, что раздражает — в сражениях задействовано столько параметров, что не совсем понятно, как это все работает. В результате в битвах полагаешься на слепую удачу и надежду, что ты создал максимально боеспособные части. Впрочем, почему вы проиграли, игра тоже не скажет.
Ощущение проигрыша будет преследовать вас практически все время. Игра, да и сама история, будет пытаться уничтожить вас десятком разных способов. И поверьте — противник всегда будет сильнее вас. Победить его можно лишь будучи умнее, хитрее и прагматичнее. Все как в настоящем мире.
Hearts of Iron 4
Рецензируемая версия игры: PC
Плюсы:
- Комплексная и глубокая стратегия;
- Десятки самых разных механик;
- Долгосрочное влияние ваших выборов на игру;
- Моделирование истории;
Минусы:
- Ужасно высокий порог вхождения для новичков;
- Слабое обучение;
- Скудный фидбек по сражениям;
Оценка: 8.5
Вердикт: Hearts of Iron 4 — типичный продолжатель серии и самая что ни на есть классическая стратегия от Paradox. Шведы рьяно хранят традиции и улучшают базовые механики, доводя их до совершенства.
>Ну и уж точно не стоит выбирать Польшу.
Нормальная оценка !!!
4-ая пока - самая удобная. И, черт побери, моделирование истории действительно крутое. Ведь сделать можно почти что угодно. Завезти в любую страну любую идеологию, идти по любым путям дружбы/вражды. И даже функция максимальной историчности в поведении ИИшника есть. Менять историю одно удовольствие. ^_^
Отличная игра, долго сомневался стоит ли делать предзаказ, но сделал и не прогадал.
Не играл, ни в одну часть. Но очень заинтриговало. Подскажите стоит ли начинать с этой или с одной из предыдущих частей?
ВитяняCFC Начинайте с 4-й. Здесь довели до ума управления войсками.
febll Супер! Спасибо Вам за ответ!
ВитяняCFC Стоииит)
ВитяняCFC эта часть по мне легче чем предыдущие так что определенно стоит попробовать именно с нее
Третий с трубкой Брюс Уиллис ?
Russellplay скучная!?!?!!? я в 21:00 саужусь и в 02:00 из нее выхожу!!!! я в третью так не играл как в эту и та еще была детским садом а в этой настоящий хардкор!!!!
Павел Штайнбах Я вас понимаю, в ночь после релиза практически не спал. Игрушка очень сильно затягивает.
Павел Штайнбах "я в третью так не играл как в эту и та еще была детским садом а в этой настоящий хардкор!!!!" Ты бы поиграл в HoI3 с модом Black ICE...вот тогда поймешь,что такое хардкор)
GERODOTH Не беспокойтесь, со временим и тут будут хардкорные моды.
Ну, так то на картинке это Бернард Монтгомери, Эрвин Роммель, Дуайт Эйзенхауэр и Георгий Жуков соответственно.
Met87spb Не Эйзенхауэр это. Это генерал армии Дуглас Макартур с его знаменитой трубкой из кукурузы! Все остальные опознаны верно.
TriViumFanКстати да, вы правы, про Макартура и его знаменитую трубку я совершенно забыл. На постере лицо мне показалось больше похоже на Эйзенхауэра.
Met87spb Там не Эйзенхауэр, а МакАртур
Часа 3 потратил на то, чтобы разобраться кое-как в игре, но оно того стоило. Игра реально хороша.
Да здравствует Ось Берлин-Москва :D
предел мечтаний - расстановка дивизий по линии фронта во время битв. ну и кораблей соответственно
Адекватная рецензия спасибо!
Игра отличная, но баланс нужно фиксить. ИИ Германия выпиливает ИИ СССР, Япония делает хрень на карте. В общем, играть весело, но ИИ и общий баланс нужно доделывать патчами.
воспылал желанием, пока читал. Обязательно поиграю. Все силы брошу на заключение союза с германией и разгрому пиндостана :D
Соловат Бог в помощь!!!
Годный обзор, Шаповалову бы сменить аватраку, надоел этот дым в лицо читателя пг. Едро за зож, а ты все пыхтишь =)
По вопросу сложности. ХоИ4 не сложная игра сама по себе. Если разобраться в управлении (не в механике!) - одержать военную победу в ней на среднем уровне проще, чем в недавнем Тотал Вар. Ну если вы играете за сильную страну, конечно же. Интерфейс и управление - сложны, да. Но реально вы можете наклепать разных дивизий, нарисовать им т.н "баттлплан" (линию фронта и линию наступления), включить ускорение времени и наслаждаться шоу. Виртуальные генералы сами там разберутся. Не идеально, могут тупить, но сносно. Словом все не сложнее, чем в реальности))
Хорошая игра) правда думал что игра будет следовать историческим реалиям а оказалось полный рандом
Союз нерушимый республик свободных... Ну, вы поняли за кого я!
По сравнению с 3 частью управление стало удобней
Хотя стратегическими играми я мало когда интересуюсь описание этой стратегии меня заинтересовало в плане искажения истории
С мнением о том что "Ужасно высокий порог вхождения для новичков" Согласен. пытался играть ооочень сложно обучение не помогла =( очень жаль. игра крутая
+ отличный саундтрек
Добро
а так норм игра
10/10 оценка !!!
Ну и уж точно не стоит выбирать Польшу............
война всегда одна
Справа Брюс Уиллис
Постер игры конечно странный. Почему напротив немецкого генерала стоит не советский генерал, а американский.
Игра поможет в изучении Истории .
Вот уважаемый обзорщик написал про то, что в бою задействовано огромное количество факторов, что порождает долю удачи в исходе сражения. Позволю с ним в корне не согласиться! Ведь именно эти факторы и приводят к тому, что игрок точно знает, почему у него удалась или нет та или другая операция. Кто будет ему виноват, что ПТО и окопавшаяся в лесах пехота пожгли все его наступающие танки? И как это штурмовики не смогли прикрыть войска во время грозы? Это в Виктории или Европе всё мог зарешать кубик. А тут вам не хухры-мухры. Тут думать надо.
игра не для всех, в т.ч не для меня. Оценил сложность, масштабность и вспомнил о крестоносцах
Hoi4 это когда в США приводишь фашистов...... Классная игрушка.
Полное говно. Даже при планке "историчность", бред сивой кобылы начинается, аля штурмовые армии японцев в Алма-ате, пехота 1939 года с легкостью валит танки т 54 с максимальной прокачкой и т.д., СССР начинает в такой жопе, что даже удивительно, как вообще войну ту выиграли с немцами и японцами, которые с одной левой всю азию гнут в этой, прости Господи, игре.
KingBaby большинство стратегий на любителя. как и симы. щас всем подавай шутеры xd
ее еще пилить и пилить шпионов нет, ИИ туп как пробка через полгода будем заново смотреть сейчас оценка 6/ из 10/
Играл, трудна в начале, разобрался во многом, но не зашла
Как говорится - "На вкус и цвет - товарища нет !".
Все же darkest hour покруче будет, но 4-ая часть трехмерная и это их балансит. Ждем Darkest hour для HOI4 и тогда это будет нечто!
Хм..
Внутреннюю политику так-то освоил, но до сих пор не разобрался как накрафтить армию(((
Мне не понравились битвы армиями, че в реале если есть снабжения то нельзя уничтожить армию?! Бред. Но остальное понравилось чуть бы до совершенство довести битвы
Ни когда не интересовался этой серией из стратегий предпочитал TotalWar, Civilizacija, StrCraft и Heroes. Ну и прочее похожее на них. Как посоветуете стоит покупать или покажется слишком скучной после выше перечисленных?
Rakot013 начинать с неё - проблематично с точки понимания, даже играя в предыдущие части. если хочешь познакомится с серией - hearts of iron 3 зайдёт лучше всего
Rakot013 После вышеперечисленных покажется слишком сложной. Олсо, можно не за дорого взять пробник на торрентах.
CiaphasCain ColonelJason Спасибо.
Херня а не обзор
Да ну, ненужный микроменеджмент, убогая политика и экономика, нет шпионажа. Не. Не катит. 3-я лучше.
Кандил ненужный микроменеджмент ... 3-я лучше. О_О Штабы армий в шоке... Arix Маремшаов Мне не понравились битвы армиями, че в реале если есть снабжения то нельзя уничтожить армию?! Тут бои на уровне армий, а не отделений. Выбивания наглухо случались редко, и в котлах. Чаще всего армия просто разбредалась кто в чём, когда дефицит снабжения доходил до ручки. Без толкового ком.фронта и организованного отступления назад собрать дивизии было нереально, потому в тупом замесе людей нет смысла.
мне 4 часть не понравилась, во 2 и в 3 годами сидел
Tulskiy А мне третья не зашла . Вторую и четвёртую очень люблю
gloccc ну ты шустряк, 4 уже любишь))
gloccc В третьей хотя бы моделирование истории более четкое,чем в четвертой части -__- Союзники вместе с Осью атакуют СССР в 1939 году во время раздела Польши, пакт о ненападение нет ,не слышали. :D
1Archangel1 Слышали представь себе , так что нефиг выпендриваться . Я просто написал , что мне тройка не нравится , в отличие от второй и четвёртой и всё
gloccc Не дерзите сударь,я смеялся не над вами ,а над разработчиками.
Занудное дрочево, как и все стратежки от этой студии.
Rageinside А вас и не заставляют играть, осилить глобальные стратегии может далеко не каждый.
Rageinside да ты любитель копателя я смотрю