Споры о том, является ли игра искусством, ведутся давно, но в конце 2000-х — начале 2010-х годов некоторые разработчики предприняли серьёзные попытки доказать это. Иногда это приводило к относительно удачным экспериментам, таким как Citizen Abel: Gravity Bone или Limbo, а иногда — к неудачным и претенциозным проектам, подобным The Path.
В то время индустрия видеоигр испытывала серьёзный кризис самоопределения. Нам, игрокам и разработчикам, словно требовалось разрешение воспринимать хобби всерьёз, поэтому мы коллективно пытались доказать, что видеоигры — это нечто, чем они не являются. Ах, да, это конечно же искусство! Вы видите это в играх о жарке яиц и стрижке кустов. На самом деле речь идёт о использовании интерактивного элемента для самовыражения. Разработчик может попытаться передать своё видение мира, предлагая игроку пережить его. Я не уверена, что хотела сказать игра The Path. Не подчиняйся правилам?
Сейчас мы в значительной степени преодолели этот этап, или, по крайней мере, игры, полностью ориентированные на передачу определённого месседжа, стали более целенаправленными, уверенными в себе. Они часто выглядят более искренними и менее претенциозными. Поэтому Miniatures воспринимается как привет из прошлого.
Нет, я не утверждаю, что Miniatures претенциозна. Нет, сегодня претенциозна я. Но игра отнюдь не скрывает, что представляет собой цифровую художественную выставку. Я имею в виду, что она лишь условно интерактивна, и это настоящее искусство. Я бы даже не назвала её сюжетно ориентированной, поскольку истории довольно абстрактны. Либо они откликнутся в вашей душе, возможно, вы просто найдёте их забавными, либо нет.
Для меня эта игра напоминает долгие ночные бдения перед экраном телевизора. Ночи, когда родители были не дома, и я могла смотреть всё, что угодно, из того странного ассортимента, что показывал канал в поздние часы.
Вот к чему меня вернула игра Miniatures: к безкофейному субботнему вечеру в отцовском кресле. Четыре коротких главы, временами заставляющие вас тыкать в экран. На Switch и мобильных устройствах вы можете буквально тыкать в экран, но я просто тыкала курсором мыши. Кликать, если хотите.
Я не хочу быть пренебрежительной, но интерактивность в Miniatures очень проста. В одной из глав вам нужно расставить небольших песчаных существ в их крошечном городке крайне замысловатым образом. Это была, безусловно, самая забавная для меня глава, где вы в основном нажимаете на места, где, по вашему мнению, должно что-то произойти, а затем наблюдаете за происходящим. Анимация качественная и забавна, это уже что-то.
В другой главе вы перемещаете экран, чтобы следить за развитием сюжета, и время от времени вам нужно кликать на элементы окружения, чтобы активировать переход к следующему этапу. Эта глава понравилась мне меньше всего, не из-за недостатка интерактивности, а потому что я не смогла с ней эмоционально связаться. Насколько я поняла, это бессюжетная история, которая стремилась что-то сказать, но ничего не сказала. Или, возможно, я просто не уловила смысл.
Что касается двух других глав, я, по крайней мере, понимаю, что они пытаются передать, но, думаю, Miniatures во многом проигрывает, потому что вызывает определённые чувства, но ничего с ними не делает. Эти чувства не используются для передачи какого-либо послания. Это короткие-короткие главы — миниатюры, если хотите, — поэтому, если игра хочет, чтобы вы просто прочувствовали эти эмоции, времени на это катастрофически мало. Сильная сторона художественной стороны видеоигр заключается в том, что, задействуя игрока, вы можете удерживать его внимание на том, что пытаетесь передать, и, когда он достаточно пропитается эмоциями, нанести решающий удар, сообщив то, что вы хотите сказать. Miniatures же не имеет ни определённой цели, ни достаточно продолжительного воздействия.
Но в этих двух последних главах я, по крайней мере, уловила заложенный смысл. Одна, кажется, фокусируется на детском одиночестве и открытиях, другая передаёт ощущение напряжения и ужаса. Я обычно хорошо улавливаю подтекст, даже в играх, не ориентированных в первую очередь на искусство, поэтому я не глуха к тому, что происходит в Miniatures. У меня, в основном, две проблемы. Во-первых, игра, на мой взгляд, не использует преимущества интерактивной среды для передачи идей. Во-вторых, я не сопереживаю представленным идеям.
Поэтому довольно сложно писать рецензию на такую игру, поскольку её эффективность будет варьироваться от человека к человеку, и я не могу сказать, что почувствуете вы. Возможно, вы увидите себя в одной или во всех представленных историях. Могу сказать, что с точки зрения интерактивности, а также повествования, Miniatures кажется мне недостаточно развитой. По сравнению с другими играми, которые я бы оценила за их вклад и подход к этому виду искусства, эта не займёт высокое место в списке, но и полностью списывать её со счетов тоже не стоит.
[Рецензия написана на основе финальной версии игры, предоставленной издателем.]